Сопряженная речь при заикании упражнения

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по сп

Сопряженная речь при заикании упражнения

Учитывая особенности речи заикающихся с психолингвистических позиций (см. 2.4), для них важен как выбор смысловой стратегии речевого высказывания, так и отбор лексических единиц и грамматических конструкций, соответствующих основной стратегии парадигмы высказывания.

Таким образом, в коррекционный процесс необходимо включать работу по развитию планирующей функции речи. Такую работу принято начинать с обучения заикающихся проговариванию высказывания про себя.

Внутреннее проговаривание (по А.А.

Леонтьеву) дает возможность отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до “включения” звучащей речи, что организует внутренне-речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу).

Обучение детей дошкольного возраста планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий. Программа речевого высказывания строится на основе речевого образца, предлагаемого логопедом с применением наглядно-ситуационного материала.

В качестве примера можно привести следующие упражнения.

Упражнение 1

Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным показом наглядного материала. Название предмета на картинке должно начинаться с гласного звука (Утка. Аня. Аист).

Упражнение 2

Ответ на вопрос: “Что это?” при демонстрации того же наглядного материала. При этом повторяется лексика предыдущего упражнения, добавляя указательное местоимение “Это” (“Что это?” “Это утка” “Это аист”).

Упражнение 3

В ответе ребенка на вопрос “Что это?” объединяются две отработанных предыдущих фразы с предъявлением того же наглядного материала (“Это утка, а это аист”).

Упражнение 4

В ответе на вопрос логопеда ребенок должен самостоятельно назвать предмет, нарисованный на картинке (“Что плывет по реке?” “Лодка”).

Упражнение 5

В ответ на вопрос логопеда ребенок составляет фразу, используя лексику вопроса, самостоятельно добавляя новое слово, обозначающее предмет (“Что плывет по реке?” “По реке плывет лодка”).

Упражнение б

Следующим этапом работы является усложнение речевой задачи, в которой объединяются отработанные ранее предложения, причем вначале объединяются фразы, имеющие одинаковые глаголы, но разные существительные. Ребенку предлагается соответствующий наглядный материал, который помогает сформулировать фразу типа: “Мальчик идет, и девочка идет”.

Упражнение 7

В ответе ребенка объединяются две фразы, ранее отработанные отдельно, которые содержат одинаковые существительные, но разные глаголы (“Эта птичка сидит, а эта птичка летит”), а затем вводятся прилагательные (“Этот автобус красный, а этот синий”).

Упражнение 8

Объединяются две ранее отработанные фразы, содержащие разные существительные и разные глаголы (“Лиса бежит, а птичка летит”. “Коля умывается, а Света причесывается”), с опорой на наглядный материал.

Упражнение 9

Составление небольшого рассказа на основе отработанных ранее предложений (“Это Коля, а это Света. Коля умывается, а Света причесывается”).

Упражнение 10

Отдельно проводится обучение ребенка составлению рассказа по картинке. Эта работа имеет те же этапы, которые описаны ранее.

В помощь ребенку можно предложить графическое изображение фразы, которую он должен составить:

“Это девочка. — — Девочка играет. — — Девочка играет с собакой. — — — Девочка играет с собакой на поляне.(Если ребенок не знаком с грамотой, в графической схеме предлоги не выделяются, а включаются в фонетическое слово.) — — — —

В комплексных психолого-педагогических системах реабилитации заикающихся выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи, которая реализуется на материале сопряженной, отраженной, ответно-вопросной, пересказе, рассказе, спонтанной формах речи (Н.А. Власова, 1983; В.И. Селиверстов, 1994).

Сопряженная речь

— проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. При этом ребенку рекомендуется смотреть на артикуляцию логопеда. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Возможность произнести слово, а тем более фразу без заикания имеет большое психотерапевтическое значение. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4-5-ти и более.

Отраженная речь

— представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2-4-х строф.

Ответы на вопросы по знакомым картинкам.

Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.

Самостоятельное описание картинок. Дети

обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т.п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, кото-

рым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.

На всех этих трех этапах большое внимание уделяется развитию и обогащению словаря заикающихся детей.

Пересказ прослушанного небольшого текста.

Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности детей может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.

Спонтанная речь

является наиболее сложной для ребенка. Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной магазин”, где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.

На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец” и т.п.).

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.

Методики, разработанные Н.А. Чевелевой (1978), С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой (1980), направлены также на развитие планирующей функции речи.

В этих методиках указана необходимость последовательного усложнения программы высказывания в процессе обучения заикающихся детей навыкам свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной. Построение коррекционной работы с учетом постепенного развития планирующей функции речи дает возможность снизить аффективные реакции заикающегося ребенка, связанные с поиском слова (Р.Е. Левина).

Для обучения подростков и взрослых заикающихся внутреннеречевому планированию на первом этапе в качестве образца логопедом дается жесткая модель высказывания по тематике, грамматическим конструкциям и частично — лексике. Например: “Меня зовут… Я живу на улице… Я учусь…”.

При этом в планируемых фразах количество слов должно быть ограничено (на первых этапах коррекционной работы синтагма должна состоять из 3-4-х слов).

Внимание заикающегося обращается на необходимость наличия паузы между синтагмами, во время которой он должен осуществить внутреннее программирование следующей части высказывания.

Естественно, что паузы между синтагмами должны быть длительнее, чем в норме. Заикающемуся объясняется значение паузы как для плавности речевого потока, так и для смыслового оформления высказывания.

Задачи по активации внутреннего программирования реализуются на постепенно усложняющемся речевом материале (стихи, чтение текста, пересказ, спонтанная речь). Тренировки позволяют автоматизировать этот процесс, что позволяет внутреннее проговаривание сворачивать. Длительность межфразовых и межсинтагменных пауз постепенно приближается к норме.

Известно, что для нормальной речи характерно наличие хезитационных пауз, их функция связана с поиском слова или грамматической конструкции. Эти паузы не имеют четкой локализации в структуре фразы.

В процессе коррекционной работы внимание заикающихся фиксируется только на синтагматических паузах. Это связано с необходимостью обучить заикающихся достаточно жесткому планированию высказывания.

При жестком планировании высказывания локализация синтагматических пауз и хезитационных должна совпадать, что умень-

шает риск нарушения плавности речи и появления судорожных запинок.

Последующие этапы работы со взрослыми заикающимися должны включать в себя процесс обучения планированию, как отдельного высказывания, так и целого текста. Особое значение имеет активизация пассивного словарного запаса и тренировка использования сложных грамматических конструкций. Необходимо специально тренировать активный осознанный контроль за смысловой стороной высказывания.

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-42.shtml

Первые шаги от заикания к свободной речи

Сопряженная речь при заикании упражнения

Татьяна Роговенко
Первые шаги от заикания к свободной речи

Роговенко Татьяна Александровна

Учитель – логопед, высшая

квалификационная категория.

Частный логопедический кабинет «Логопед+»,

Первые шаги от заикания к свободной речи.

Очень часто в логопедические группы приходят дети с логопедическим заключением «заикание».

Это особые дети, которым необходима помощь именно сейчас, так как упущенное время будет означать деформацию личности ребёнка, общую невротизацию организма, нарушение эмоционально-волевой сферы с повышенной раздражительностью, обидчивостью, плаксивостью, негативизмом. Именно психологическое здоровье будет тем стержнем, ключевым звеном, которое поможет справиться с таким недугом, как заикание.

В комплекс работы над нарушением темпо-ритмической стороны речи входит посещение ребёнком логопедической группы детского сада.

https://www.youtube.com/watch?v=oO6-wNaX_Yc

Режим дня в детском саду, является опорой комплексной работы по устранению заикания у детей, так как сюда входят разумное чередование игры, занятий, сна, своевременное питание, а так же прогулки на воздухе.

Правильно организованные занятия физкультурой, закаливание организма оказывают благоприятное воздействие на осанку, координацию движения, следовательно, улучшают и речевую функцию ребёнка.

Именно в детском саду легче создать обстановку направленную на оздоровление ребёнка в целом, с дневным сном после обеда, а так же с занятиями спортом в спортзале и в бассейне, с музыкальными занятиями и логоритмикой.

В то время как в домашней обстановке, учитывая работу и занятость родителей, вряд ли возможно выдерживание режима дня, необходимого для укрепления нервной деятельности и психики ребёнка.

Подходы к устранению заикания и существующие методы логопедической работы заикающимися детьми различны. Они различаются акцентами, расставляемыми на разные виды логопедического воздействия:

• релаксацию

• дыхательную гимнастику

• упражнения на сопряженную и отраженную речь.

Хватцев М. Е. указывал, что «преодоление заикания достигается воздействием не на судороги, а на явление, вызывающие их, и на последствия заикания – психические наслоения, вызванные этим дефектом».

Общая цель логопедической работы – это создание такой речевой базы, которая позволит речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в целостную систему.

Я считаю оправданной модель создания такой базы, которая включает в себя все ключевые звенья формирования правильной речи.

Логопедическая работа строится поэтапно, конечный успех всей работы в значительной мере определяется логопедическим воздействием, целевой установкой, обоснованностью программы речевого развития, а так же эффективностью путей и средств, избираемых логопедом для преодоления дефекта у ребёнка.

Комплекс мероприятий для нормализации высшей нервной деятельности, психики и речи ребёнка в условиях логопедической группы детского сад

Основной задачей первоначальных этапов логопедического воздействия – будет создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи у детей с заиканием. При этом говоря о работе над формированием правильной речи, учитывается:

с одной стороны, задачи, стоящие перед ребёнком,

с другой – задачи, стоящие перед логопедом.

Если перед ребёнком стоит задача овладеть речью без запинок, то перед логопедом – стоит задача составления программы обучения, предусматривающей, как отбор упражнений и материала, так и расположение его в определённой последовательности. Я остановлюсь только на первых шагах логопедической работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста.

1 шаг.

Формула: режим шепотной речи + выработка правильного дыхания.

На этом этапе работы применяются методические указания Выгодской И. Г. по организации щадящего режима с использованием игр «молчанок», коротких ответов шепотом во время общения ребёнка в детском саду и дома. При выработке правильного дыхания хороший эффект даёт занятие «Хатка-йогой» для начинающих, а именно «Пранаямой».

«Пранаяма» в переводе с санскрита означает приблизительно следующее: «Управление жизненной энергией (Драной) внутри собственного организма, её контроль, поглощение и сублимация с помощью дыхания».

Из «Пранаямы» используются упражнения на выработку нижнего, среднего и полного дыхания, а так же упражнения на задержку дыхания с элементами медитации, с ощущением и расслабления, лёгкости

Упражнения на полном дыхании:

1.

___

вдох—задержка дыхания, с ощущением полёта— плавный выдох.

2.

вдох —плавный полный выдох—задержка дыхания, с расслаблением

и ощущением лёгкости.

В дальнейшем в упражнения, на выдохе вводятся распевы гласных звуков, начиная с одного гласного, увеличивая количество гласных звуков до 5.

2 шаг.

Формула второго шага: Щадящий речевой режим +дыхательные упражнения + упражнения на релаксацию.

Упражнения на релаксацию по контрасту с напряжением и мышечная релаксация по представлению рекомендованы к логопедической практике Выгодской И. Г.

Цель: Мышечная и эмоциональная раскованность.

Задача: научить ребёнка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу.

Я применяю свои разработки упражнений на релаксацию:

l.ynpажнение «Море».

Задача: выработка ощущения волн напряжения и расслабления во всём теле и ощущения покоя. Исходное положение: – Лёжа на спине.

Волна напряжения, тяжести и силы накатывает, начиная с кончиков пальцев ног, переходя выше, пока не дойдёт до рук.

Руки с силой поднимаются вверх, показывая высоту морской волны, и отбрасываются за голову, как бы уходя и уводя напряжение. Затем руки медленно разводятся и возвращаются к положению – вдоль тела.

Напряжение уходит, во всём теле лёгкость, словно оно качается на волне.

«Идёт волна, всё выше, выше,

Несёт в себе морскую мощь!

Прошла волна, спокойно дышишь.

Качаясь тихо, ты плывёшь.»

2 упражнение «Камень».

Цель: активное расслабление мышечного аппарата.

Исходное положение: – сидя на стуле, руки согнуты в локтях, сжать кулаки с наибольшим напряжением и удерживать напряжение в течение 1 минуты. Затем прекратить сжатие кулаков и почувствовать полное расслабление и лёгкость в руках.

«Как великан, ты всех сильнее,

Ты камни можешь раздавить,

Дави, сжимай кулак сильнее,

Чтоб страх и слабость победить!»

3 упражнение. «Птица».

Цель: расслабление мышц плечевого пояса и шеи.

Исходное положение: – ноги на ширине плеч, поднятие напряжённых рук в стороны, выше уровня плеч, делая максимальное усилие, как бы преодолевая препятствие. Затем опустить руки вниз без всякой поддержки, «уронить», почувствовав, полное расслабление мышц плечевого пояса и шеи.

«Ты птица, пойманная в сеть,

попробуй вырваться, взлететь,

чтоб быть свободною, как ветер,

ты разрываешь эти сети!»

4. Упр. «горячий лучик»

Цель: Концентрация внимания, выработка ощущений по представлению, самовнушению и саморегуляции.

Исходное положение. Стоя или сидя.

Палец правой руки прижимается с усилием к середине ладони левой руки в течение 1 минуты, концентрируется внимание на ощущениях, с внушением постепенного потепления. Затем медленно отводится от ладони, оставляя ощущение тепла, идущего от пальца, отведенного на расстояние 2 – 3 сантиметров.

«В ладошке спряталась звёздочка,

пусть пальчик прижмётся к ней,

И оживёт она лучиком

горячим в ладошке твоей»

Во втором периоде идёт не только перестройка в системе дыхания, но и перестройка в сознании ребёнка, в его отношении к запинкам, в его отношении к своим ощущениям.

Ребёнок создаёт свой спасительный маячок, который будет помогать самоконтролю в самые трудные и не комфортные условия для речи, при беседе с незнакомыми людьми, в ответах у доски в школе и в других испытаниях для выдержки ребёнка.

В эти моменты, чтобы снять волнение и дыхательный спазм, необходимо дать команду своим ощущениям, помочь себе расслабиться, нормализовать дыхание и плавность речи.

3 шаг.

Формула третьего шага:

Речевой режим + дыхательные упражнения + упражнения на релаксацию + тесты управления дыханием. В основу дыхательных тестов положен принцип постепенного расширения объёма высказывания.

Виды тестов:

1. Речь + рука. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения со штриховкой геометрических фигур разной величины: от меньшего объёма к большему объёму.

2. Речь + ноги. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения с ритмом шагов, удлиняя «шаговый путь».

3. Речь + движения. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения с ритмом выполнение большего числа движений.

Использование тестов ведёт к активной перестройке речевых навыков. Создание ритмической плавной речи, через выработку единого ритма движения и речи.

В тестах сначала используются комплексы гласных звуков, затем слоги, слова и фразы по принципу «от простого к сложному».

При выполнении теста «Речь + рука», ребёнок должен согласовывать своё высказывание с темпом заполнения, штриховки геометрических объёмов разной величины. Для эффекта неожиданности используются все геометрические формы.

Вариант теста – проговаривание на одном выдохе: слогов, слов, фраз, предложений, ведя пальцем по кругам разного размера: от меньшего объема к большему.

Этот вариант можно использовать в дальнейшей работе над скороговорками, только начинают работу с кругов большего объёма, стремясь к меньшему объёму, то есть, постепенно ускоряя темп речи.

Рассматривая эти приёмы в общей системе комплексного воздействия, можно представить их значение, как средство отвлечения ребёнка от ожидания запинок в речи или способ снятия у ребёнка общего напряжения при говорении.

Ребёнок сам себе ставит ограничение выполнения речевого действия, учится замедлять и ускорять темп своей речи. Идёт запоминание навыка управления речью через тактильные ощущения.

Вот только 3 первых шага, которые ребёнок проходит вместе с логопедом на логопедических занятиях.

Но первый шаг от запинок к свободной речи ребёнок делает не тогда, когда он правильно выполнил упражнение, и даже не тогда, когда смог без запинок повторить несколько предложений, а тогда, когда он поверит в то, что он всё сможет преодолеть, что у него всё получится.

Первый шаг – это победа над собой, над своим страхом, и над своей неуверенностью.

И сделать первый шаг к «свободе» не так легко, и время для этого каждому ребёнку необходимо разное, в зависимости от того, как скоро ребёнок сможет поверить, в свои силы и сможет поверить логопеду.

Дети умеют ощущать лёгкость, ту лёгкость, которая необходима для свободного говорения, без тяжести спазм и без запинок, удерживающих, свободную речь.

К этой лёгкости говорения ребёнок тянется всей душой, и та надежда в глазах, которая зажигается после первых удач на логопедических занятиях, будет стимулом дальнейшей, продолжительной и упорной работы над собой.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-pervye-shagi-ot-zaikanija-k-svobodnoi-rechi.html

Заикание (стр. 5 из 10)

Сопряженная речь при заикании упражнения

Целесообразно особое внимание обратить на профилактику рецидивов, исходя из их причин.

Можно указать следующие причины рецидивов заикания: плохие социально- бытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, работой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий, отсутствие диспансеризации; недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное устранение вторичных психических наслоений, “почвы”, на которой возникло заикание, например, ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с окружающими, вяло текущие хронические заболевания и т. д.; болезни, истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нарушения режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустранённый травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или отец и др.

Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания.

4. логопедических занятий

Дидактический принцип систематичности и последовательности в логопедических занятиях с заикающимися отражается прежде всего в логическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение определенных занятий и воспитание навыков правильной речи у заикающихся происходит в строго систематическом и последовательном порядке с учетом их речевых возможностей, когда весь процесс обучения идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Непостоянство проявлений заикания известно давно. И с давних пор специалистов не покидают надежда найти средство или способ удержать, закрепить возможности свободной речи у заикающихся: будь то при какой-то определенной форме речи или каких-то особых ситуациях.

Специалисты разных времен постоянно находились и находятся в поисках таких приемов, способов, средств, которые позволили бы перенести эти зачатки свободной речи у заикающихся в обстановку естественного общения с окружающими людьми.

Истории известны многочисленные попытки создать разные системы постепенных последовательно усложняемых упражнений, которые должны были бы служить в качестве переходного мостика от легких форм речи для заикающихся к более сложным.

Эти упражнения являлись бы одновременно и той необходимой тренировкой, которая должна была позволить заикающемуся говорить не задумываясь, свободно в любых условиях.

Что же это за факторы, которые могут влиять на усиление или ослабление судорог? Ведь знание этих факторов позволит найти и способы, как управлять речевыми судорогами, предупреждать их или избегать.

Оказывается таких факторов много. Одни из них относятся к особенностям собственно устной речи человека. Другие могут быть отнесены к особенностям внешних условий, окружающих человека в момент его речевого общения, или к особенностям его внутреннего состояния при этом.

Наблюдения показывают, что на речь заикающегося ребенка оказывает влияние разная степень ее самостоятельности.

Это значит, что частота и сила речевых судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам ( задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания ) или делает это с чьей-либо помощью. Эта помощь ( прямая или косвенная ) может выражаться в подсказке ему образца фразы и даже просто в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Например:

Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую фразу ( ее конструкцию, манеру произношения ), да и произносит ее даже не самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь практически сводится к нулю.

Отраженная речь предполагает ( в отличии от сопряженной ) только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Сравните :

Как видим, ребенок здесь также полностью использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произношения, но он уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи.

В отличии от отраженной речи здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь. Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе, добавив лишь 1-2 слова.

Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы типа : что делает мальчик ( или кто-то другой), почему, для чего ? На такие вопросы ребенок вынужден отвечать развернутой фразой и не одной. Но у него уже нет возможности опереться на поставленный вопрос. Такие ответы приближают ребенка к самостоятельной речи.

Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от него сразу произнести уже не 1-2 фразы, а значительно больше. Здесь могут встретиться не только простые , но и сложные фразы. И нужно их последовательно и связно передать слушателю.

В пересказе тоже есть некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это прежде всего материал, изложенный кем-то : пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма и пр. Значит, есть уже какой-то образец.

Достаточно запомнить последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры – и вот уже есть помощь.

Рассказ – это уже полностью самостоятельное изложение материала по какой-то теме : по картинке, по впечатлениям, оставшимся от экскурсии, прогулки и пр.

И наконец, спонтанная речь ( самопроизвольная, самостоятельная) – самая сложная для заикающихся, ибо она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими : вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Таким образом, свободная самостоятельная речь у заикающихся детей воспитывается на речевых занятиях в такой последовательности :

сопряженно-отраженная речь;

ответно-вопросная форма речи;

пересказ или рассказ;

спонтанная речь.

Другим фактором, который может оказывать влияние на состояние речи заикающихся, может быть разная степень ее подготовленности.

Для заикающегося имеет значение и то, как подготовлен речевой материал, которым он собирается оперировать.

Заикающемуся легче говорить тогда, когда текст выучен наизусть. Здесь нет необходимости подыскивать слова, необходимые конструкции предложений, последовательно излагать материал. Тем более само звучание наизусть предполагает обычно неоднократное проговаривание вслух определенного речевого материала. Следовательно, здесь есть и некоторая предварительная тренировка речи.

Речь заикающегося льется свободнее и тогда, когда он заранее отрепетирует необходимый материал вслух или хотя бы предварительно мысленно продумает, что он хочет сказать и в какой последовательности будет это излагать.

Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и нужно говорить экспромтом, т. е. без предварительной подготовки.

Учитывая все перечисленные условия, речевые упражнения строятся в следующей последовательности :

заученный текст;

отрепетированный вслух;

мысленно продуманный;

незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором, способным влиять на появление или исчезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность речевой структуры.

Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, реже – слоги, еще реже – слова. Трудности у них, как правило, возникают в начале изложения ( трудно начать говорить ), в начале смыслового отрезка развернутой фразы ( после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко остановки, «спотыкания» появляются на некоторых определенных («трудных») звуках.

Итак, трудности в речи заикающегося возрастают в зависимости от того, произносит ли он отдельные звуки, слова или фразы. В последнем случае чаще всего встречаются запинки. Причем в сложной фразе их больше, чем в простой, а в связных по смыслу фразах (пересказ, рассказ) больше, чем в отдельно взятых.

Отсюда и возрастающая сложность речевых упражнений. Вначале звуки и слоги, затем отдельные слова, потом фразы от простых к сложным и, наконец, связная речь.

Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее течение.

Как правило, заикающиеся всегда говорят свободно шепотом, у них никогда не наблюдается судорог и при беззвучной речи, т.е. тогда, когда они только беззвучно артикулируют, «произносят» фразу без единого звука.

Заикающиеся говорят свободнее тихо, чем громко. Но как парадокс наблюдается иногда и обратная картина, когда громкая и даже очень громкая речь у заикающегося ребенка звучит совершенно без запинок.

Это бывает не часто и наблюдается обычно у детей робких, тихих, застенчивых.

Источник: https://mirznanii.com/a/173202-5/zaikanie-5

ВашДоктор
Добавить комментарий