Шкала социально ситуативной тревожности кондаш

Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

Шкала социально ситуативной тревожности кондаш

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру – 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру –4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Методика включает ситуации трёх типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе – общего уровня тревожности.

  1. Отвечать у доски 01234
  2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234
  4. Разговаривать с директором школы 01234
  5. Думать о своем будущем 01234
  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234
  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234
  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234
  9. Пишешь контрольную работу 01234
  10. После контрольной учитель называет отметки 01234
  11. На тебя не обращают внимания 01234
  12. У тебя что-то не получается 01234
  13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234
  14. Тебе грозит неудача, провал 01234
  15. Слышишь за своей спиной смех 01234
  16. Сдаешь экзамены в школе 01234
  17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234
  18. Выступать перед большой аудиторией 01234
  19. Предстоит важное, решающее дело 01234
  20. Не понимаешь объяснений учителя 01234
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234
  22. Сравниваешь себя с другими 01234
  23. Проверяются твои способности 01234
  24. На тебя смотрят как на маленького 01234
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234
  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234
  27. Оценивается твоя работа 01234
  28. Думаешь о своих делах 01234
  29. Тебе надо принять для себя решение 01234
  30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234

Методика включает ситуации трех типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

Вид тревожностиНомер пункта шкалы
ШкольнаяСамооценочнаяМежличностная1 32457612891411101915132217162318202721252824302926

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

В таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Источник: https://Psylist.net/praktikum/00413.htm

«Шкала социально – ситуационной тревоги» Кондаша

Шкала социально ситуативной тревожности кондаш

 «Шкала социально – ситуационной тревоги» Кондаша

Фамилия, Имя учащегося_________________________________________

Класс _______________________________________________

Дата__________________

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите в кружок одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для Вас очень не приятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для Вас крайне не приятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Текст методики

1. Отвечать у доски                                              0 1 2 3 4

2.Пойти в дом к незнакомым людям                0 1 2 3 4

3.Участвовать в соревнованиях, конкурсах,

   олимпиадах                                                         0 1 2 3 4

4.Разговаривать с директором школы             0 1 2 3 4

5. Думать о своем будущем                                 0 1 2 3 4

6.Учитель смотрит по журналу,

   кого бы спросить                                                0 1 2 3 4

7.Тебя критикуют, в чем-то упрекают              0 1 2 3 4

8.На тебя смотрят, когда

   ты что-нибудь делаешь                                     0 1 2 3 4

9.Пишешь контрольную работу                         0 1 2 3 4

10.После контрольной учитель

     называет отметки                                             0 1 2 3 4

11.На тебя не обращают внимание                    0 1 2 3 4

12.У тебя что-то не получается                           0 1 2 3 4

13.Ждешь родителей

    с родительского собрания                                0 1 2 3 4

14.Тебе грозит не успех, провал                          0 1 2 3 4

15.Слышиш за своей спиной смех                      0 1 2 3 4

16.Сдаешь экзамены в школе                              0 1 2 3 4

17.На тебя сердятся (непонятно почему)           0 1 2 3 4

18.Выступать перед большой аудиторией         0 1 2 3 4

19.Предстоит важное, решающее дело               0 1 2 3 4

20.Не понимаешь объяснений учителя              0 1 2 3 4

21.Стобой не согласны, противоречат тебе       0 1 2 3 4

22.Сравниваешь себя с другими                          0 1 2 3 4

23.Проверяют твои способности                          0 1 2 3 4

24.На тебя смотрят как на маленького              0 1 2 3 4

25.На уроке учитель неожиданно

     задает тебе вопрос                                              0 1 2 3 4

26.Замолчали, когда ты подошел                        0 1 2 3 4

27.Оценивается твоя работа                                 0 1 2 3 4

28.Думаешь о своих делах                                     0 1 2 3 4

29.Тебе надо принять для себя решение             0 1 2 3 4

30.Не можешь справится с домашним

          заданием                                                          0 1 2 3 4

результат: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка

Необходимо по каждому предлагаемому критерию выставить балл от 0 до 10.

Решительный____________________________

Уверенный в себе________________________

Умный _____________________________

Справедливый_________________________

Трудолюбивый___________________________

Оптимистичный_______________________

Активный_____________________________

Любимый__________________________

Красивый__________________________

Безупречный_______________________

Результат:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, Имя учащегося_________________________________________

Класс ______________________

Уважаемый друг!

 Твоему вниманию предлагается в десятибалльной системе, оценить насколько комфортно ты ощущаешь себя в стенах родной школы. Помни, что ты оцениваешь предмет и деятельность педагога, не переходя на личность!

Учебные предметыКомфортные условия на урокеДоброжелательное отношение к ученикамУмение общатьсяПедагогический такт, чуткость
Математика
Информатика
Физика
Химия
Иностранный язык
Русский язык
Литература
История
Физкультура
Технология

Результаты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выявление эмоциональной атмосферы в семье

Фамилия, Имя учащегося_________________________________________

Класс ____________________

                     Слова и фразы, которыми мои родители:

ПоощряютКак частоРугают Как часто

Результаты:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: http://new.sh1grach.ru/spd/item/307-svb

Методика «шкала тревожности ребёнка»

Шкала социально ситуативной тревожности кондаш

Методика «шкала тревожности ребёнка»

При разработке данной методики использовалась «шкала тревожности» для школьников, разработанная А. М. Прихожан по принципу «шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша, адаптированная автором для детей старшего дошкольного возраста.

В этой методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребёнка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов.

Для эксперимента нужно подготовить три цветные карточки: красного, зелёного и голубого (или жёлтого) цветов.

Инструкция. Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета.

Ты слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя – зелёную карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь мне жёлтую (или голубую карточку).

В протоколе напротив каждого вопроса отмечается, какой цвет карточки ребёнок выбрал. Если он комментирует свой выбор, то это также отмечается и тщательно фиксируется.

Если ребёнок охотно вступает в беседу и объясняет, почему ему приятна или неприятна та или иная ситуация, то следует поддержать эту беседу.

Каждый раз, когда ребёнок выбрал ту или иную карточку, спрашивайте, почему эта ситуация ему неприятна (просто неприятна или вызывает страх, беспокойство).

Методика включает в себя ситуации трёх типов, которые определяют виды тревожности:

1) ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду, общением с воспитателем внутри этой деятельности;

2) ситуации, анализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

ОПРОСНИК

1. Отвечаешь у доски на занятии.

2. Тебя ругает мама или папа.

3. Встречаешься с ребятами из детского сада.

4. Пойдёшь в гости к незнакомым людям.

5. Ты дома остаёшься один.

6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.

7. Не можешь справиться с заданием на занятии.

8. Сравниваешь себя с другими ребятами.

9. Думаешь о своих делах.

10. На тебя смотрят как на маленького.

11. Ты часто плачешь.

12. Воспитатель тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии.

13. Никто не обращает на тебя внимание на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.

14. С тобой не согласны, спорят с тобой.

15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.

16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.

17. Тебе снятся страшные сны.

18. Воспитатель даёт трудное задание.

19. Выбираешь в игре главные роли.

20. Оценивают твою работу дома или ребята.

21. Не понимаешь объяснения воспитателя.

22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.

23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе «страшные» истории.

24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.

25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, воспитательница.

26. Воспитатель оценивает твою работу, которую ты выполнил на занятии.

27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.

28. У тебя что-то не получается.

29. Ребята с тобой не играют (не берут никогда в игру), не дружат с тобой.

30. Воспитатель тебе делает замечание на занятии.

Таблица

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Учебная

1

6

7

12

13

18

21

22

26

30

Самооценочная

5

8

9

11

17

19

20

23

24

28

Межличностная

2

3

4

10

14

15

16

25

27

29

Обработка материала.

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка – 3 балла, зелёная – 2, жёлтая – 0.

Подсчитываются общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале – общий уровень тревожности).

Кроме того, анализ ответов детей и цвет выбранной карточки по каждой ситуации поможет психологу определить проблемы ребёнка, причины его тревожности, его страхов.

Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью (более 20 баллов по одному разделу или 60 – суммарный уровень) и «очень спокойные», особенно те случаи, когда оценки по каждому разделу не превышают 5 баллов или приближаются к 0).

Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребёнка, которая может существовать даже вопреки объективному благополучному положению (особенно сточки зрения взрослых), являясь следствием определённых личностных конфликтов или нарушения в развитии самооценки. Тогда уместно в таком случае использовать методику по определению уровня самооценки у данного ребёнка.

Нормальный уровень тревожности, который присущ всем детям, колеблется в рамках от 10–15 до 20 баллов.

Дети с высоким уровнем тревожности часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, либо это свидетельствует о реальном неблагополучии их социального положения в семье, детском саду или среди сверстников. Но может также проявляться как следствие определённых личностных конфликтов (с кем, помогают выяснить ответы детей).

Дети с особо низкими баллами – «чрезвычайно спокойные» (особенно когда это сочетается с неуспехом в общении, слабой коммуникативностью) требуют особого внимания психолога. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности.

Ребёнок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае достигается ребёнком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности.

Работа с такими детьми требует особого такта и значительного времени, так как они отгораживаются от всех, а особенно от взрослых, прячутся в «свою скорлупу» и никого не хотят допускать в свой внутренний мир («Пусть мне будет плохо, но пусть будет так»), или это «великий страх» перед взрослым вообще, порождённый отрицательным отношением взрослых к ребёнку в ранние или дошкольные годы.

Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности детей, только в определённых видах деятельности. Кроме того, она не даёт полных показателей и вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться или просто контактировать с психологом) до самых сложных защитных механизмов.

Следует к этой шкале применить данные беседы с воспитателем группы, в которой воспитывается ребёнок, и родителями. Можно также применить методику неоконченных предложений.

Источник: https://infourok.ru/metodika-shkala-trevozhnosti-rebyonka-3071146.html

ВашДоктор
Добавить комментарий