Опросники и шкалы для диагностики депрессии
Используются для выявления депрессии или дифференцированной диагностики нарушений эмоционально-волевой сферы.
особенность методик – чувствительность к основным синдромообразующим симптомам депрессии, что обусловило их широкое применение в психиатрической практике.
Депрессияэмоционально-волевое расстройство психики, проявляющееся триадой симптомов: снижение настроения, замедление мышления и снижение двигательной активности.
Методики, разработанные для диагностикти депрессии и состояний, схожих с депрессивным, направлены, как правило, на измерение степени выраженности основных симптомов депрессии. Они могут косвенно указывать на наличие органических поражений ЦНС (выявляют астенический синдром), психосоматические или конверсионные расстройства.
Кроме того, опросники и шкалы этой группы могут наводить на мысль о наличии суицидальных рисков, которые характерны для депрессивных пациентов.
Описанные выше свойства делают эту группу методик значимым психодиагностическим инструментом.
Депрессия может выявляться тестом MMPI, опросником FPI и другими клиническо-ориентированными опросниками.
Многомерный личностный опростник MMPI позволяет получить представление не только о базовой депрессии, также определить тип депрессивного нарушения, увидять причины, приводящие к развитию депрессивных расстройств.
Пройти тест MMPI и получить интерпретацию результатов можно онлайн. Опросник MMPI считается самой мощной методикой по диагностике тревожно-депрессивных расстройств личности. Более чем за 70 лет он зарекомендовал себя как высокоточный диагностический инструмент.
Надо всегда помнить, что, несмотря на высокую надежность и точность опросников и шкал этой группы, результаты, полученные с их помощью, следует верифицировать клиническими методами.
Охарактеризуем наиболее популярные шкалы, применяемые в клинической практике:
Шкала Бека (Beck Depression Inventory)
шкала разработана американским психиатром А.Т. Беком в 1961 году для измерения выраженности депрессивного синдрома и отдельных его компонентов. В основу опросника автором были взяты реальные жалобы пациентов, страдающих депрессией.
Высокая чувствительность шкалы к изменениям тяжести депрессии позволила ей найти широкое применение среди клиницистов в оценке динамики депрессивного состояния и эффекта от проводимого лечения. Кроме верифицирующей депрессивные проявления шкалы, опросник включает две субшкалы: когнитивно-аффективных и соматических проявлений депрессии.
Преимущества этого опросника заключаются в возможности прицельной оценки степени тяжести как депрессивного синдрома в целом, так и отдельных симптомов, его составляющих. Шкала Бека считается одним из самых надежных и точных инструментов в скрининговой диагностике депрессии.
Опросник включает 21 вопрос, на которые необходимо дать один из четырех предложенных вариантов ответа. Время, затрачиваемое на ответы, зависит от состояния испытуемого и длится от 20 минут до одного часа.
В тех случаях, когда тяжесть состояния пациента не позволяет ему выполнить тест, исследование проводит подготовленный эксперт или врач в виде стандартизированного интервью.
Исследование шкалой Бека можно проводить повторно даже после коротких временных интервалов.
Опросник депрессии Бека (BDI)
Самооценочная шкала депрессии (Self-Rating Depression, SDS)
разработана В. Зунгом в 1965 году для оценки выраженности депрессивных состояний различного типа. Как и в шкале Бека, в основу опросника были взяты жалобы пациентов, которые страдают депрессивным расстройством.
Основная область применения шкалы – это дифференциальная диагностика депрессивных расстройств и субдепрессий. Шкала чувствительна к депрессивным нарушениям, проявляющимся нарушениями сна, снижением активности, субдепрессивным настроением, сомато-вегетативными реакциями в виде нарушений работы сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
Методика выявляет проявления депрессивного синдрома в разной степени выраженности, поэтому кроме скрининговой диагностики, шкала используется для оценки тяжести депрессивного состояния.
Опросник состоит из 20 утверждений, результаты исследования формируются в три шкалы: депрессивный аффект, соматические симптомы, депрессивные переживания.
Время, затрачиваемое на исследование, около 8-10 минут.
Адаптация проводилась в отделении наркологии Института им. В.М. Бехтерева Т.И. Балашовой.
Шкала депрессии Зунга (ZDS)
Опросник депрессивных состояний (ОДС)
методика создана в НИИ им.Бехтерева, в основу методики заложена теория распознавания образов.
Опросник предназначен для дифференцированной диагностики депрессий эндогенного и невротического уровня.
При создании опросника депрессивных состояний были взяты статистически значимые утверждения личностного опросника MMPI, относящиеся к депрессивному регистру, что позволило авторам создать надежный психодиагностический инструмент.
Опросник депрессивных состояний может использоваться как при работе с пациентами, страдающими депрессивным расстройством, так и для исследования здоровых лиц при скрининговых исследованиях.
В клинической практике опросник используется для динамического наблюдения за состоянием пациентов с аффективными нарушениями и указывает на степень выраженности депрессивного синдрома.
Опросник депрессивных состояний хорошо показал себя в исследовании скрытых соматизированых депрессий, психосамотических, невротических и неврозоподобных расстройств. При этом, результаты, полученные при помощи ОДС, следует обязательно сопоставлять с данными клинического наблюдения, так как они основаны на непрямых признаках депрессивных нарушений.
Опросник состоит из 67 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет»; включает три шкалы, две из которых являются биполярными, отдельно выделена шкала лжи.
Первая шкала – «депрессия-норма», предназначена для диагностики депрессивного состояния и его выраженности по отношению к норме.
Вторая шкала – «эндогенная – невротическая депрессия», позволяет провести дифференциальную диагностику между депрессией в рамках циклотимии или других аффективных расстройств и депрессией при невротических расстройствах, связанной с воздействием психосоциальных стрессов или личностных проблем.
По результатам психодиагностического исследования опросником депрессивных состояний исследователь получает ответ на вопросы: “Имеется ли депрессия?” и, если депрессия обнаруживается, то “Какого генеза эта депрессия?”.
Опросник используется в индивидуальной работе по выявлению скрытых признаков депрессивного расстройства, степени депрессивного компонента при соматизированных депрессиях, для контроля за динамикой развития и лечения депрессивного расстройства, а также в массовых скрининговых исследованиях.
Автор методики – И.Г. Беспалько, 1995 год, НИИ им. Бехтерева.
Опросник депрессивных состояний
Эдинбургская шкала постнатальной депрессии (ЭШПД)
разработана в 1987 году группой исследователей из Эдинбурга и Ливингстона: J.M. Holden, J.L. Cox, R. Sagovskyурге. В основу шкалы авторами были взяты шкала выявления депрессии Зунга, шкалы тревоги и депрессии Snaith, Bedford и Foulds.
Шкала представляет собой простой и достоверный скрининг-тест для выявления послеродовой депрессией у рожениц, также может применяться для выявления нарушений депрессивного характера у отца ребенка.
К особенностям Эдинбургской шкалы можно отнести отсутствие пунктов, указывающих на соматические симптомы депрессии. Эта особенность сделала методику популярной среди ученого сообщества. К недостаткам шкалы можно отнести ее неспособность разграничивать депрессивный и тревожный компоненты в состоянии испытуемой.
Эдинбургская шкала представляет собой опросник из десяти утверждений, на которые предлагается дать ответ из четырех вариантов.
Время на исследование – 5 минут.
Шкала обладает высокой чувствительностью и специфичностью относительно других опросников, выявляющих депрессию.
Эдинбургская шкала постнатальной депрессии
В диагностике депрессивных расстройств зарекомендовали себя и другие шкалы, неописанные в этой статье, такие как шкала депрессии Монтгомери – Асберга (MADRS), шкала Готланда для оценки депрессии.
Шкала Гамильтона для оценки депрессии (HDRS- 21)
Все приведенные методики в сочетании с опросниками и шкалами, измеряющими тревогу, существенно увеличивают диагностические возможности психолога и врача в клинике.
Источник: http://psy-diagnoz.com/anxiety/33-depression.html
Опросник бека для оценки депрессии (beckdepression inventory- bdi)
Вмировой психологической практике приобследовании лиц, переживших экстремальныеситуации, используется большойпсихометрический методический комплекс,по результатам применения которогоможно судить об особенностяхпсихологического состояния обследуемыхсубъектов.
Опросник депрессивностиБека является важной составляющей этогокомплекса, показавшей свою диагностическуюзначимость при работе с лицами, пережившимитравматический стресс. BDIпредназначен для оценки наличиядепрессивных симптомов у обследуемогона текущий период.
Опросник основан наклинических наблюдениях и описанияхсимптомов, которые часто встречаютсяу депрессивных психиатрических пациентовв отличие от недепрессивных психиатрическихпациентов.
Систематизация этих наблюденийпозволила выделить 21 утверждение, каждоеиз которых отражает отдельный типпсихопатологической симптоматики ивключает следующие пункты: 1) печаль; 2)пессимизм; 3) ощущение невезучести; 4)неудовлетворенность собой; 5) чувствовины; 6) ощущение наказания; 7) самоотрицание;8) самообвинение; 9) наличие суицидальныхмыслей; 10) плаксивость; 11) раздражительность;12) чувство социальной отчужденности;13) нерешительность; 14) дисморфо-фобия;15) трудности в работе; 16) бессонница; 17)утомляемость; 18) потеря аппетита; 19)потеря в весе; 20) озабоченность состояниемздоровья; 21) потеря сексуального влечения.Выделенные шкалы дают возможностьвыявить степень выраженности депрессивнойсимптоматики, так как каждая из нихпредставляет собой группу вопросов,состоящую из четырех утверждений,соответственно оцениваемых вбаллахот 0 до 3. Максимальновозможная сумма – 63балла. В настоящее время опросник Бекашироко применяется в клинико-психологическихисследованиях и в психиатрическойпрактике для оценки интенсивностидепрессии. Когда суммарный балл по шкалеменьше 9, это рассматривается какотсутствие депрессивных симптомов;сумма баллов от 10 до 18 характеризуетсякак «умеренно выраженная депрессия»,от 19 до 29 баллов – «критический уровень»и от 30 до 63 баллов – «явно выраженнаядепрессивная симптоматика». Как показалимногочисленные исследования (Fairbanketal,1983; Orretal,1990 и др.), проведенные на участникахвоенных действий во Вьетнаме и Корее,уровень депрессивности по шкале Бекау ветеранов с ПТСР был значимо выше, чемее значения у здоровых испытуемых,вошедших в контрольную группу.
Опросник депрессивности бека (beck depression inventory – bdi)
Ф.И. О._______________________
Дата«_____» 200__г.
ИНСТРУКЦИЯ.
Вампредлагается ряд утверждений. Выберитеодно утверждение в каждой группе, котороелучше всего описывает ваше состояниеза прошедшую неделю, включая сегодняшнийдень.
Обведите кружком номер утверждения,которое вы выбрали. Если в группенесколько утверждений в равной мерехорошо описывают ваше состояние, обведитекаждое из них.
Прежде чем сделать свойвыбор, внимательно прочтите всеутверждения в каждой группе.
1.0–Я не чувствую себя несчастным.
1-Ячувствую себя несчастным.
2-Явсе время несчастен и не могу освободитьсяот этого чувства.
3-Янастолько несчастен и опечален, что немогу этого вынести.
2.0–Думая о будущем, я не чувствую себяособенно разочарованным.
1–Думая о будущем, я чувствую себяразочарованным.
2-Ячувствую, что мне нечего ждать в будущем.
3-Ячувствую, что будущее безнадежно и ничтоне изменится к лучшему
3.0–Яне чувствую себя неудачником.
1-Ячувствую, что у меня было больше неудач,чем у большинства других людей.
2.Когда я оглядываюсь на прожитую жизнь,все, что я вижу, это череда неудач.
3-Ячувствую себя полным неудачником.
4.0–Я получаю столько же удовольствия отжизни, как и раньше.
1-Яне получаю столько же удовольствия отжизни, как раньше.
2-Яне получаю настоящего удовлетворенияот чего бы то ни было
3-Явсем не удовлетворен, и мне все надоело.
5.0–Я не чувствую себя особенно виноватым.
1–Довольночасто я чувствую себя виноватым.
2–Почтивсегда я чувствую себя виноватым.
3-Ячувствую себя виноватым все время
6.0–Я не чувствую, что меня за что-тонаказывают.
1-Ячувствую, что могу быть наказан зачто-то. 2-Я ожидаю, что меня накажут.
3-Ячувствую, что меня наказывают за что-то.
7.0–Я не испытываю разочарования в себе.1-Я разочарован в себе.
2-Явнушаю себе отвращение. 3-Я ненавижусебя.
8.0–У меня нет чувства, что я в чем-то хужедругих.
1-Ясамокритичен и признаю свои слабостии ошибки.
2-Явсе время виню себя за свои ошибки.
3-Явиню себя за все плохое, что происходит.
9.0–У меня нет мыслей о том, чтобы покончитьс собой.
1–Уменя есть мысли о том, чтобы покончитьс собой, но я этого не сделаю.
2-Яхогел бы покончить жизнь самоубийством.
3-Ябы покончил с собой, если бы представилсяудобный случай.
10.0–Я плачу не больше, чем обычно.
1–Сейчася плачу больше обычного.
2-Ятеперь все время плачу.
3–Раньшея еще мог плакать, но теперь не смогу,даже если захочу.
11.0–Сейчас я не более раздражен, чемобычно.
1-Яраздражаюсь легче, чем раньше, даже попустякам.
2–Сейчася все время раздражен.
3–Меняуже ничто не раздражает, потому что всестало безразлично.
12.0–Я не потерял интереса к другим людям.
1–Уменя меньше интереса к другим людям,чем раньше.
2-Япочти утратил интерес к другим людям.
3-Япотерял всякий интерес к другим людям.
13.0–Я способен принимать решения так же,как всегда.
1-Яоткладываю принятие решений чаще, чемобычно.
2-Яиспытываю больше трудностей в принятиирешений, чем прежде.
3-Ябольше не могу принимать каких-либорешений
14.0–Я не чувствую, что я выгляжу хуже, чемобычно.
1-Яобеспокоен тем, что выгляжу постаревшимили непривлекательным.
2-Ячувствую, что изменения, происшедшие вмоей внешности, сделали менянепривлекательным.
3-Яуверен, что выгляжу безобразным.
15.0–Я могу работать так же, как раньше.
1–Мненадо приложить дополнительные усилия,чтобы начать что-либо делать.
2-Яс большим трудом заставляю себя что-либоделать.
3-Явообще не могу работать.
16.0–Я могу спать так же хорошо, как иобычно.
1-Ясплю не так хорошо, как всегда.
2-Япросыпаюсь на 1–2 часа раньше, чем обычно,и с трудом могу заснуть снова.
3-Япросыпаюсь на несколько часов раньшеобычного и не могу снова заснуть.
17.0–Я устаю не больше обычного.
1-Яустаю легче обычного.
2-Яустаю почти от всего того, что я делаю.
3-Яслишком устал, чтобы делать что бы тони было.
18.0–Мой аппетит не хуже, чем обычно.
1–Уменя не такой хороший аппетит, как былраньше.
2–Сейчасмой аппетит стал намного хуже.
3-Явообще потерял аппетит.
19.О–Если в последнее время я и потерял ввесе, то очень немного.
1-Япотерял в весе более 2 кг.
2-Япотерял в весе более 4 кг.
3-Япотерял в весе более 6 кг.
Яспециально пытался не есть, чтобыпотерять в весе
(обведитекружком): Да, Нет
20.0–Ябеспокоюсьо своем здоровье не больше, чем обычно.
1–Менябеспокоят такие проблемы, как различныеболи, расстройства желудка, запоры.
2-Янастолько обеспокоен своим здоровьем,что мне даже трудно думать о чем-нибудьдругом.
3-Ядо такой степени обеспокоен своимздоровьем, что вообще ни о чем другомне могу думать.
21.0 – Я не замечал каких-либо изменений вмоих сексуальных интересах.
1-Яменьше, чем обычно, интересуюсь сексом.
2–Сейчася намного меньше интересуюсь сексом.
3-Ясовершенно утратил интерес к сексу.
МЕТОДЫДИАГНОСТИКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГОСТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВАУ ДЕТЕЙ
Длядиагностики посттравматическогострессового расстройства у детейсуществуют две взаимодополняющиеметодики: полуструктурированное интервьюдля оценки травматических переживанийдетей и родительская анкета для оценкитравматических переживаний детей(Тарабрина, 2001).
ПОЛУСТРУКТУРИРОВАННОЕИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТРАВМАТИЧЕСКИХПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТЕЙ
Дляисследования выраженности симптомовПТСР у детей 10–13 лет был разработанметод полуструктурированного интервью.Интервью включает скрининговую частьи набор из 42 вопросов.
Вопросы интервьюпостроены на основании симптомовкритериев А, В, С, Dи шкалы для клинической диагностикиПТСР DSMIII-R.
Для ответов детей используютсятрехпунктные шкалы («да – не знаю –нет» либо «никогда – один раз за последниймесяц – более одного раза за последниймесяц»).
Процедурапроведения интервью
Входе проведения интервью можно выделитьпять этапов.
1.Установление психологического контактас испытуемым.
2.Вводная часть. На этом этапе с ребенкомпроводится беседа о травматическихсобытиях, которые случаются с детьми.Целью данного этапа является настроитьребенка для дальнейшего разговора иснять тревожность. Также на этом этапесобирается предварительная информацияо травматическом опыте ребенка. Данныезаносятся в протокол.
В том случае, еслисобытие, названное ребенком, соответствуеткритерию А шкалы для клиническойдиагностики ПТСР DSM-IV(ребенок испытал, был свидетелем илистолкнулся со случаем или событиями,которые включали фактическую иливоспринимаемую угрозу жизни илисерьезного повреждения или угрозуфизической неприкосновенности поотношению к себе или другому), можнопереходить сразу к опросу, минуя скрининг.
3.Скрининг. Цель данного этапа – получениеболее полных сведений о травматическомопыте ребенка.
Если ребенок не смогвспомнить ни одного травматическогособытия, либо случай, рассказанныйребенком, не соответствует критерию Ашкалы для клинической диагностики ПТСРDSM-IV,ребенку предлагается список травматическихсобытий, которые могли бы привести кразвитию симптомов ПТСР. Информациязаносится в протокол.
4.Опрос. Это – основная часть интервью.Она направлена на измерениепосттравматической симптоматики. Из42 вопросов первые 4 относятся к критериюА (интенсивные негативные эмоции вмомент травмы: страх, беспомощность илиужас).
Если в жизни ребенка не былотравматических переживаний, эти вопросыне задаются. Если ребенок рассказал особытии, которое могло бы привести кразвитию симптомов ПТСР, то остальныевопросы (по критериям В, С, D,F)задаются относительно этого события.
В противном случае вопросы фокусируютсяна чувствах и переживаниях ребенка запоследний месяц безотносительно события.
5.Стадия завершения. Цель этой стадии –устранение негативных эмоций, вызванныхвоспоминаниями о травматическом эпизоде.
Источник: https://studfile.net/preview/3535528/page:7/