Протокол лечения всд у детей

Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков

Протокол лечения всд у детей

в журнале:
Журнал неврологии и психиатрии №1, 2018.

doi.org/10.17116/jnevro20181181143-49

Л.С. Чутко1*, Т.Л. Корнишина1, С.Ю. Сурушкина1, Е.А. Яковенко1, Т.И. Анисимова1,2, М.Б. Волов1
1ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН», Санкт-Петербург, Россия;
2ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Цель исследования. Изучение клинических и психофизиологических проявлений синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков и оценка эффективности его лечения препаратом нооклерин.
Материал и методы.

Обследовали 53 пациентов в возрасте от 10 до 15 лет с синдромом вегетативной дисфункции. Всем пациентам были проведены неврологический осмотр, оценка вегетативных нарушений с помощью «Опросника для выявления признаков вегетативных нарушений» А.М.

Вейна и визуальной аналоговой шкалы (10-балльный вариант) для оценки интенсивности головной боли и утомления, определение уровня тревожности с помощью шкалы Спилбергера—Ханина, вычисление индекса Кердо, коэффициента Хильдебранта, электрокардиограмма с клиноортостатической пробой, электроэнцефалограмма, психофизиологический тест TOVA.
Результаты и заключение. Клиническая картина заболевания характеризовалась проявлениями астеновегетативного синдрома. Данные электроэнцефалографического исследования свидетельствовали о дефиците активирующих влияний и преобладании синхронизирующих влияний таламических структур, следствием чего был недостаточный уровень активации корковых структур. Получены доказательства высокой клинической эффективности препарата нооклерин.

Ключевые слова: синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков, соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы, нооклерин.

Syndrome of autonomic dysfunction in children and adolescents

L.S. Chutko, T.L. Kornishina, S.YU. Surushkina, E.A. Yakovenko, T.I. Anisimova, M.B. Volov Bekhtereva Institute of Human Brain Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia;

St. Peterburg State Pediatric Medical University, St. Peterburg, Russia

Objective. To study clinical and pathophysiological symptoms of autonomic dysfunction syndrome in children and adolescents and assess the efficacy of its treatment with nooclerin.
Material and methods. Fifty-three patients, aged from 10 to 15 years, with autonomic dysfunction syndrome were examined.

All patients underwent neurological examination, assessment with the A.M.

Vein's questionnaire of autonomic disorders, the 10 point Visual Analogous scale for headache and fatigue, the Spielberger— Khanin scale for anxiety, Kerdo index, Hildebrandt's coefficient, electrocardiography with clinoorthostatic test, electroencephalography, and TOVA psychophysiological test.
Results and conclusion.

The signs of the asthenic-autonomic syndrome were characteristic of the clinical picture of disease. EEG results demonstrated the deficit of activation effects, predominance of synchronized effects of thalamic structures which led to the insufficient activation of cortical structures. These data support the high efficacy of nooclerin.

Keywords: autonomic dysfunction syndrome, children, adolescents, somatoform dysfunction of autonomic nervous system, nooclerin.

Под синдромом вегетативной дисфункции (СВД) понимают полисистемные расстройства, возникающие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур. Клинические проявления СВД (рубрика G.

90 по МКБ-10) характеризуются полиморфизмом, при котором в патологический процесс вовлекаются многие системы организма, при этом ведущее место отводится расстройствам сердечно-сосудистой системы.

Симптоматика СВД зависит от возраста ребенка, вегетативного тонуса, эмоциональных нарушений.

В клинической практике используют разные синонимы СВД: вегетососудистая дистония, вегетативный невроз, вегетоз, нейроциркуляторная дистония, нейроциркуляторная астения. В нашей стране это заболевание традиционно рассматривается как психовегетативный синдром, или СВД. А.М.

Вейн [1] рассматривал СВД как полисистемные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур [1]. Данный термин подчеркивает облигантность и приоритет психических нарушений и не ограничивает вегетативные расстройства рамками одной системы [2]. При этом необходимо учитывать механизм соматизации, который, согласно J.

Lipowsky [3], определяется как склонность переживать психологический стресс на физиологическом уровне. Одним из важнейших отличительных признаков рассматриваемого расстройства считается соматосенсорное усиление (англ.

: somatosensory amplification), под которым понимают стабильное свойство личности усиленно фокусировать внимание на соматических симптомах, из-за чего усиливается субъективное восприятие физических ощущений и повышается опасность того, что эти неприятные физические ощущения будут ошибочно расценены как болезненные [4].

В современной психиатрии СВД чаще всего рассматривается как «Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы» (по МКБ-10 рубрика F45.3).

Данное понятие объединяет группу психогенных заболеваний, характеризующихся патологическими симптомами, напоминающими соматическое заболевание, но при которых по результатам обследования не обнаруживается никаких морфологических проявлений, хотя при этом часто имеются неспецифические функциональные нарушения. По данным R. Lieb и соавт. [5], данная патология встречается у 9—12,6% детей. Жалобы, которые предъявляются больными, представлены так, будто они обусловлены физическим расстройством той системы или органа, которые в основном или полностью находятся под влиянием вегетативной нервной системы, т.е. сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной или дыхательной систем и др.

В генезе данной патологии принято выделять генетические, конституциональные, социальные, психогенные и соматогенные факторы.

В психиатрии традиционно доминирует психоцентрический подход, предусматривающий оценку этого расстройства как составляющую психопатологических нарушений, исторически основанный на работах психоаналитической направленности.

Клинические проявления СВД разнообразны: головные боли, боли в области сердца, боли в животе, а также многие другие симптомы, с которыми пациенты обращаются, как правило, в первую очередь к неврологам и терапевтам (кардиологам, гастроэнтерологам).

Однако за всеми этими жалобами могут стоять нарушения психической сферы, которые выявляются при тщательном расспросе (сниженное настроение, упадок сил и др.), кроме того, часто присутствуют раздражительность, чувство внутренней напряженности. Обострение заболевания провоцируется, как правило, не физической нагрузкой, а эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями.

По мнению В.Н. Мясищева [6], причина патологии — результат взаимодействия психогенных факторов с аномалиями (врожденными или приобретенными) вегетативной иннервации.

Причинами расстройств вегетативной регуляции являются наследственная предрасположенность, патология перинатального периода, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций, очаги хронического воспаления и соматические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, неблагоприятные условия внешней среды и др.

Говоря о развитии СВД у подростков, необходимо помнить о нейроэндокринных перестройках, активно протекающих в пубертатном периоде. Согласно Л.С. Выготскому [7], существует пятый возрастной кризис — кризис подросткового возраста (около 13 лет).

Кроме этого, следует помнить о роли семейной и школьной дезадаптации в генезе СВД.

Под школьной дезадаптацией понимают нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами [8].

Симптоматика СВД характеризуется выраженным клиническим полиморфизмом. При клинической диагностике СВД следует учитывать общую направленность вегетативных изменений (симпатикотоническая, ваготоническая, смешанная).

Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, О.Е. Талицкая и С.Б.

Шварков [9] отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза.

Цель работы — исследование клинико-психофизиологических проявлений СВД и оценка эффективности лечения данного расстройства у детей и подростков препаратом нооклерин.

Материал и методы
Исследуемую группу составили 53 пациента в возрасте от 10 до 15 лет, страдающих cоматоформными дисфункциями.

Критериями отбора служили диагностические признаки соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы (по МКБ-10). В исследование включены только пациенты с перманентным течением заболевания и исходным парасимпатическим вегетативным тонусом.

Пациенты с кризовым течением и исходным симпатическим вегетативным тонусом в исследуемую группу не включались.

Средний возраст больных составил 13,2±2,1 года. В группе преобладали девочки — 34 (64,2%).

У всех пациентов проводились сбор клинического анамнеза, неврологическое обследование, оценка вегетативных нарушений с помощью «Опросника для выявления признаков вегетативных нарушений» А.М. Вейна.

Интенсивность головной боли и утомления оценивались с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ).

Психологическое обследование включало в себя определение уровня тревожности с помощью шкалы самооценки Спилбергера—Ханина.

Для оценки функционального состояния сердечнососудистой и вегетативной нервной систем применяли методики: вычисление индекса Кердо, коэффициента Хильдебранта, электрокардиограмму с клиноортостатической пробой (КОП).

Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) проводилась с помощью 24-канального цифрового электроэнцефалографа Мицар-ЭЭГ-202 с 19 мостиковых хлорсеребряных электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой 10—20.

Количественная оценка нарушений внимания и импульсивности проводились с помощью психофизиологического теста TOVA (The Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, позволяющего оценить количество пропусков значимых стимулов (ошибки невнимательности) и количество ложных нажатий (ошибки импульсивности) по отношению к нормативным данным. Тест основан на предъявлении испытуемому значимых и незначимых стимулов в виде геометрических фигур.

Нооклерин назначали в дозе 1—2 г в сутки: детям 10— 12 лет — по 1/2 чайной ложке утром и днем, подросткам 13—15 лет — по 1 чайной ложке утром и днем в течение 6 нед. Другой терапии в этот период не проводилось (кроме симптоматического приема анальгетических средств во время приступов головной боли). Эффективность лечения оценивали через 60 сут после начала терапии.

Безопасность препарата определялась на основании данных о случаях нежелательных явлений или побочных реакций.

Контрольную группу составили 30 практически здоровых детей и подростков возрасте от 10 до 15 лет.

Обработку полученных результатов проводили с использованием статистического пакета программы Statistica 6,0.

Статистический анализ данных ЭЭГ осуществляли с помощью двухфакторного дисперсионного анализа для повторных измерений с факторами: номер пробы (до и после курса лечения; число уровней — 2) и локализации электродов (число уровней — 19).

Поскольку данные до и после лечения были получены на одних и тех же индивидах, для проверки гипотезы об эффекте лечения по динамике клинико-психологических показателей применялся парный критерий Вилкоксона.

Результаты
Основными жалобами в исследуемой группе были головные боли — у 39 (73,5%) больных, гипотимии — у 36 (67,9%), головокружение несистемного характера — у 24 (45,3%), чувство нехватки воздуха — у 22 (41,5%), обмороки — у 10 (18,9%).

Показатель вегетативных нарушений (по опроснику А.М. Вейна) оказался значительно выше, чем в контрольной группе (табл. 1).

Таблица 1.

Клинико-психологические показатели у пациентов с СВД в ходе лечения нооклерином

Примечание. Здесь и в табл. 2: *р

Источник: https://medi.ru/info/15865/

МиНистерсво здравоохранения и социального развития рф

Протокол лечения всд у детей

Синдромвегетативной дистонии (СВД)– это состояние, которое характеризуется нарушениями вегетативной регуляцииработы внутренних органов (сердечно-сосудистойсистемы, желудочно-кишечного тракта,органов дыхания, желез внутреннейсекреции и т.д.).

В основе его развитиялежат первичные (наследственнообусловленные) или вторичные (на фонесоматической патологии) отклонения вструктурах и функциях центрального ипериферического звеньев вегетативнойнервной системы (ВНС). Изменения всехэтих систем носят функциональный,т.е.

обратимый характер, а значит, данноесостояние не представляет угрозы дляжизни ребенка. Этим дистония принципиальноотличается от многих других заболеваний.

Однако это не дает повода для полногоуспокоения, так как установленавозможность перехода СВД в такиепсихосоматические заболевания увзрослых, как ишемическая болезньсердца, гипертоническая болезнь,бронхиальная астма, язвенная болезньжелудка и др.

Терминология.

Однимиз самых запутанных вопросов, касающихсяСВД, является вопрос терминологии.

Внашей стране наиболее признанным средикардиологов термином, обозначающимдизрегуляторные расстройствасердечно-сосудистой системы, является«нейроциркуляторная дистония» (НЦД).Он впервые предложен Г.Ф. Лангом (1953 г.

),который рассматривал НЦД как синдром,создающий опасность для развитиягипертонической болезни, но все жепринципиально отличающийся от нее.

Напротяжении многих лет велась дискуссионнаяборьба против термина «НЦД».

Основаниемдля неё явился тот факт, что при постановкедиагноза «НЦД» учитываются функциональныенарушения только в кардиоваскулярнойсистеме, при этом недостаточно обращаетсявнимание на изменения в дыхательнойсфере (практически облигатные),желудочно-кишечном тракте, терморегуляции.

В невропатологии традиционно использовалсятермин вегетативно-сосудистая дистония(ВСД), который после уточнения был замененна термин СВД, что является вполнеоправданным, так как это дает возможностьговорить не только о сосудистых дистониях,но и о синдроме вегетативно-висцеральнойпатологии.

Впедиатрической практике принятопользоваться термином «СВД». Это связанос тем, что вегетативные нарушения удетей носят чаще генерализованный илисистемный характер, реже встречаютсялокальные изменения.

В клиническойкартине у детей с СВД чаще наблюдаютсямножественные и разнообразные клиническиепроявления, свидетельствующие ововлечении в патологический процесс,практически всех органов и систем –сердечно-сосудистой, дыхательной,пищеварительной, эндокринной, иммуннойи др.

В тех случаях, когда дизрегуляторныеизменения отмечаются преимущественносо стороны сердечно-сосудистой системы,можно использовать диагноз «НЦД».

Длядетей с лабильным повышением илипонижением артериального давления,обусловленными нейрогенной сосудистойдизрегуляцией, правомочным может бытьдиагноз: «НЦД по гипертоническому типу»или «НЦД по гипотоническому типу».

РаспространенностьСВД.

Вегетативныенарушения у детей могут проявитьсяпрактически в любом возрасте, начинаяс периода новорожденности, но в разныевозрастные периоды, меняется степеньих выраженности. Известно, что на приемеу педиатра, на долю СВД приходится 50-75%от числа обратившихся детей с неинфекционнойпатологией.

Этиология.

Укаждого ребенка с СВД, как правило,имеется несколько факторов, способныхиграть роль причинных, предрасполагающих,провоцирующих. Среди них необходимоучитывать: наследственные и врожденные,перинатальные, психоэмоциональныефакторы, гормональный дисбаланс, наличиехронической очаговой инфекции, синдромавнутричерепной гипертензии, а такженеблагоприятные экологические факторыи др.

Наследственно-конституциональныеособенности деятельностивегетативной нервной системы. Внаследственной программе индивидуальногоразвития организма (генотипе) предусмотреноформирование типа реагирования наизменяющиеся условия внешней среды.

Так передается ребенку от родителей(чаще по линии матери) тип реагированияВНС на неспецифический стресс. У детейс СВД имеются фенотипические особенностис преобладанием либо симпатических,либо парасимпатических (ваготонических)влияний.

Обычные внешние раздражителине вызывают нарушения функциональногоравновесия между основными звеньямивегетативной и анимальной [Вфизиологии термин «анимальный»употребляется как противоположность«вегетативный»]нервных систем.

СВД возникает принакоплении большого количествапровоцирующих факторов или при длительномих воздействии. Например, у детей снаследственной отягощенностью посердечно-сосудистым заболеваниям,хронические стрессы могут провоцироватьвегетативные нарушения со сторонысердца и сосудов.

В семьях с наследственнойваготонией встречаются такиепсихосоматические заболевания, какбронхиальная астма, язвенная болезньжелудка и 12-перстной кишки, аллергическиезаболевания, артериальная гипотония,а среди родственников детей ссимпатикотонией выявляются артериальнаягипертензия, ишемическая болезнь сердца,сахарный диабет, глаукома.

Важноезначение в возникновении СВД имеетнеблагоприятное течение беременностии родов. Этифакторы способствует нарушению созреванияклеточных структур центральной нервнойсистемы. Почти 80-90% детей с СВД рождаютсяв результате быстрых, стремительных,реже затяжных родов, с применениемразличных видов родовспоможения.

Развитие вегетативных нарушений у этихдетей связано с тем, с что внутриутробнаяили родовая гипоксия плода могутвоздействовать на гипоталамуснепосредственно или способствоватьразвитию ликворной гипертензии в областитретьего желудочка, где расположенымногие структуры лимбико-ретикулярногокомплекса.

В зависимости от степени иглубины гипоксии на тканевом уровневегетативные нарушения могут отмечатьсялибо сразу после рождения, либо могутпоявиться значительно позднее.

Впоследнем случае это, в определеннойстепени, объясняется наличием у детеймощной системы компенсаторно-приспособительныхреакций, обеспечивающих длительноесохранение вегетативного равновесия.

Поврежденияцентральной нервной системы– закрытые и открытые травмы черепа,опухоли, инфекции и другие в резидуальномпериоде очень часто сопровождаютсявегетативными нарушениями.

Психоэмоциональноенапряжение, связанноес воздействием на ребенка психотравмирующихситуаций. Особую, а в ряде случаевосновную роль играет психоэмоциональнаяобстановка, в которой живет ребенок.Психологическая несовместимость членовсемьи, злоупотребление алкоголем,конфликты в доме являются частымипричинами, провоцирующими такиесостояния.

Вредна для ребенка инеправильная воспитательная тактика(жестокость или наоборот гиперопека).Как правило, дети, подверженные чрезмернойопеке со стороны родителей, в раннемвозрасте перенесли угрожавшее жизнизаболевание или несчастный случай. Вподобных случаях родители стараютсяоградить своих любимцев от всякихсложностей, стремясь выполнить малейшееих желание, удовлетворить любой каприз.

Это приводит к нарушению умения такогоребенка адаптироваться к труднымжизненным ситуациям. С другой стороныполное отсутствие контроля за ребенкомсо стороны родителей толкает его в среду«неустроенных подростков», где он можетвстретиться с еще бóльшим количествомфакторов риска (наркотики, токсикомания,инфекция, травма и т.д.).

Нередко СВДможет провоцироваться конфликтнымиситуациями в школе, ссорами с товарищами,отсутствием взаимопонимания спреподавателями.

Психоэмоциональныеособенности личности ребенка.Особенности вегетативного реагированиячеловека на стресс зависят, преждевсего, от психологических особенностейличности. Известно, что не каждаяпсихотравмирующая ситуация играет рольстрессора.

Благодаря адаптационномубарьеру личность создает защиту отвредоносного воздействия психотравмирующегофактора. СВД возникает, как правило, утревожных, чувствительных детей сранимой нервной системой.

Для ниххарактерны беспокойный сон, страхи иопасения за свою жизнь и здоровье, исвоих близких, затруднение в социальныхконтактах, неуверенность в собственныхвозможностях, склонность к депрессии.

Умственноеи физическое переутомление– занятия в нескольких школах или кружках,продолжительная работа с компьютером,подготовка к спортивным соревнованиями др.

Гормональныйдисбалансможет быть связан с пре- и пубертатнымпериодом, врожденными и приобретеннымизаболеваниями желез внутренней секреции.Это вызывает или усиливает вегетативнуюдисфункцию.

Острыеи хронические инфекционные и соматическиезаболевания, очаги инфекции (тонзиллит,кариес зубов, гайморит) могутиграть роль провоцирующих и причинныхфакторов в возникновении СВД. Необходимоотметить, что вегетативная дисфункцияпри хронических очагах инфекции болеевыражена в случаях сочетания с другимипредрасполагающими факторами.

Неблагоприятныеэкологические условияв последние годы стали часто рассматриватьсякак этиологические факторы развитияСВД. В многочисленных исследованияхубедительно доказано увеличение числадетей с различными проявлениямивегетативной дисфункции в экологическинеблагоприятных регионах.

Однако вподавляющем большинстве случаев(особенно при комбинированном воздействииповреждающих факторов) вегетативныеизменения могут быть отнесены кпроявлениям неспецифической реакциидизадаптации. Развивающие при этом ворганизме функциональные и метаболическиеизменения, по мнению Е.В. Неудахина иС.О.

Ключникова, соответствуют хроническойстрессовой реакции. Относительнаяцелесообразность хронической стрессовойреакции заключается в эрготропнойреакции обмена веществ, направленнойна энергетическое обеспечениеадаптационно-компенсаторных механизмовза счет усиления катаболическихпроцессов.

Безусловно, это снижаетрезервные возможности организма иповышает риск развития «срыва» адаптациипод влиянием неблагоприятных факторовокружающей среды.

Определенноезначение в развитии СВД могут иметьклиматические условия или резкоменяющиеся метеорологические условия.

Другиепричины СВД:шейныйостеохондроз,оперативные вмешательства и наркоз,вредные привычки (курение, приемнаркотических и токсических веществ),избыточная масса тела, недостаточныйуровень физической активности, увлечениетелевизором, компьютером и др.

Источник: https://studfile.net/preview/1147010/

ВашДоктор
Добавить комментарий