Отличия неврозов от психопатоподобных состояний

Психопатоподобные состояния

Отличия неврозов от психопатоподобных состояний

Психопатоподобные состояния (то есть напоминающие психопатию по своим

проявлениям) возможны и при некоторых других заболеваниях, например при

психических нарушениях в результате перенесенной черепно-мозговой травмы,

инфекционных заболеваниях центральной нервной системы, алкоголизме,

наркоманиях и токсикоманиях, некоторых эндокринных нарушениях и др.

Основным их отличием от психопатий является то, что психические нарушения

при психопатии возникают уже с детского или подросткового возраста, а при

психопатоподобных состояниях поведение и развитие личности до

возникновения основного заболевания было нормальным, а Психопатоподобные

нарушения вторичны и появляются уже спустя какой-то промежуток времени

после развития основного заболевания.

В отличие от душевных заболеваний, психопатиям не свойственно

прогрессирующее развитие и возникновение дефекта личности.

От неврозов психопатии отличает то, что патологические черты

характера определяют весь психический облик человека и наблюдаются на

протяжении всей его жизни.

При не резко выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня

патологии и в обычных условиях, не приводящих к нарушению адаптации,

говорят об акцентуации характера. Это не болезнь, а один из вариантов

нормы и подразумевает индивидуальные особенности характера человека. Но

при психотравмирующей ситуации декомпенсация может произойти и у

акцентуированной личности.

Причин возникновения психопатий множество.

Имеют не маловажное значение конституциональные, наследственные

факторы – у родителей, страдающих психопатией, чаще всего рождаются дети с

аналогичной патологией. Такие психопатии называются конституциональными,

генуидными или «ядерными». Это самый неблагоприятный вариант психопатий,

которые невозможно корректировать даже при правильном воспитании ребенка.

Алкоголизм или наркомания у родителей – тоже одна из частых причин

психопатии у детей.

Играют роль и вредности в период внутриутробного развития, особенно

если во время беременности женщина употребляла спиртные напитки, курила,

принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие

плода, или у нее были отравления какими-либо веществами, а также

психические травмы или инфекционные заболевания (особенно вирусные).

Недостатки питания беременной женщины, тяжелые токсикозы, угроза

прерывания беременности и отслойка плаценты и многие другие факторы

отрицательно влияют на плод.

Различные родовые травмы, асфиксия в родах, наложение акушерских

щипцов или вакуум – экстрактора, трудные длительные роды с угрозой для

жизни ребенка – все это играет роль в возникновении психопатий.

Неблагоприятными факторами также являются заболевания центральной

нервной системы или длительные истощающие болезни, перенесенные ребенком в

первые 2-3 года жизни, а также черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции

(менингит, менингоэнцефалит, вирусные заболевания), тяжелые отравления,

перенесенные в первые 4 года жизни ребенка.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ(ПОГРАНИЧНАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ). Эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и олигофренией. Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми. Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды. Задержки развития могут быть обусловлены психогенными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), – в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития. Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, то его развитие замедляется. Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность. Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы. При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить следующие варианты задержек психического развития:1. Психический инфантилизм.2. Врожденная субдебильность, «конституционально-глупые личности», «салонное слабоумие».3. Задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах его развития.4. Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте.5. Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств. Психический инфантелизм. Инфантилизм–состояние, которое характеризуется задержкой психического и физического развития, при котором у взрослого человека сохраняются черты характера, присущие детскому и подростковому возрасту. Французский ученый Е. Лесег, впервые предложивший термин «инфантилизм», подчеркивал, что определяющие его расстройства относятся ко всей конституции человека, и выделил три признака этого расстройства – тщедушность, грацильность (щуплость) и миниатюрность тела с чертами детской наивности и беспомощности у взрослых людей, остающихся «детьми на всю жизнь». Известный отечественный психиатр Г. К. Ушаков дал следующую характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках. Причинами инфантилизма м. б. заболевания эндокринной системы, поражение головного мозга вследствие заболеваний внутренних органов. Психический инфантилизм наблюдается и при многих видах психопатий. Выделяют и психогенно обусловленные формы инфантилизма из-за изнеживающего, неправильного воспитания, когда родители чрезмерно опекают ребенка, заботливо защищая от всех невзгод, не позволяя ему самому вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста. Это проявляется в эгоцентризме, капризности, не выносливости к любым неблагоприятным воздействиям, беспомощности и беззащитности. Такие дети и подростки постоянно стремятся к сочувствию и признанию, но при этом проявляют самовлюбленность, неоправданные амбиции и претензии. Хотя для их возраста у них нормальный интеллект, такие подростки плохо приспособлены к реальной жизни. Психический инфантилизм чаще всего связывают с детским и юношеским возрастом, но это понятие применимо и к взрослым. Психика таких людей легко ранима, отсутствуют самостоятельность, они часто ощущают беспомощность, если нет поддержки других людей, творческая, целенаправленная деятельность отсутствует. Инфантилизм проявляется и в мимике, и в движениях. Выражение лица инфантильного человека по-детски наивное, доверчивое, приветливое, движения быстрые, излишнее, порывистые. Может наблюдаться и медлительность, неуклюжесть в движениях. В личностном плане часто наблюдаются черты незрелости, нерешительность, робость, неуверенность и тревожность. РАССТРОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ. Расстройства психологического развития имеют общие черты: начало обязательно в младенческом или детском возрасте, нарушение или задержка развития функций, связанных с созреванием центральной нервной системы. В большинстве случаев страдает речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Эти нарушения могут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, но некоторая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.Расстройства развития речи. Сюда относятся расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Расстройства развития речи часто сопровождается смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие нарушения. Выделяются 3 категории расстройств:1. Неспособность обучиться речи.2. Вторичная, приобретенная в результате травмы или неврологического заболевания неспособность обучиться речи.3. Задержка в овладении речью (задержка развития речи). Наиболее частый вид расстройств языковой сферы – расстройство развития речи. Оно подразделяется на расстройство экспрессивной речи и расстройство рецептивной речи. Расстройство экспрессивной речи. Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на значительно более низком уровне, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание речи других людей не выходит за пределы нормы. При этом возможны расстройства артикуляции, но они наблюдаются не всегда. Расстройство экспрессивной речи – расстройство речевого выражения – начинает проявляться примерно в возрасте полутора лет, когда ребенок не произносит отдельные слова и даже звуки. Он не говорит даже таких простых слов, как «мама», «папа», «дай», «хочу», а для выражения своих желаний использует жесты, показывая пальцем на желаемый предмет. Фразовая речь появляется с большим запаздыванием, и тогда дефицит словарного запаса становится еще более явным. Чаще всего у таких детей нарушена артикуляция, они плохо произносят такие буквы, как «т», «р», «с», «з», «в» и другие. Трудные для ребенка звуки либо пропускаются, либо заменяются другими. Расстройство речевого выражения может сопровождаться: колебаниями настроения, гиперактивностью, неустойчивостью внимания, непослушанием и нарушениями поведения сосанием пальца, ночным недержанием мочи. Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Из-за затруднений речевого выражения, общения и плохой успеваемости у таких детей может развиться комплекс неполноценности и депрессия. Некоторые из них стремятся избегать общения со сверстниками из опасения насмешек. Легкие расстройства речевого выражения в 50% случаев проходят самостоятельно, и лишь в тяжелых или не леченых случаях эти затруднения остаются и у взрослых. Расстройство рецептивной речи. Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем следовало бы ожидать в его возрасте. При этом страдают все стороны использования языка и имеются нарушения артикуляции. Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Расстройство рецептивной речи средней степени обычно обнаруживается в возрасте 4 лет. Легкие формы расстройства могут выявляться до 7-9 лет, когда язык ребенка должен усложняться, а при тяжелых формах расстройство обнаруживается уже к 2 годам. Дети с расстройством рецептивной речи с трудом и с большой задержкой понимают чужую речь, но остальная интеллектуальная деятельность, не связанная с речью, у них в пределах возрастных норм. В тех случаях, когда затруднение способности понимать чужую речь сочетается с неспособностью или затруднением собственного выражения, говорят о расстройстве рецептивно – экспрессивной речи. У детей с расстройством рецептивной речи наблюдаются следующие нарушения: они не могут перерабатывать зрительные символы в словесные (например, описать, что нарисовано на картинке), не могут распознавать основные свойства предметов (например, отличить легковую машину от грузовой, домашних животных от диких) и так далее.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1286 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/9-75842.html

Психопатии и неврозы –

Отличия неврозов от психопатоподобных состояний

Говоря о психопатиях можно перекинуть мостик к психиатрии, которая называется малой психиатрией (пограничной).

Слово малая неоднозначно, имеется в виду что в этой части психиатрии нет больших размахов психопатологической симптоматики — нет бреда, галлюцинаций, расстройств сознания, психомоторного возбуждения и т.д.

  По количеству пациентов, страдающих  малыми расстройствами, эта психиатрия во много раз превышает количество пациентов большой психиатрии. Лучше вместо термина малая употреблять термин пограничная психиатрия.

Пограничная психиатрия — психические расстройства, которые лежат как бы на границе между здоровьем и болезнью. Вроде бы человек не совсем здоров, но и нельзя сказать что он тяжко болен. Психопатии также относятся к малой психиатрии.

Различают такое понятие как динамика психопатий — ведь человек с такими чертами характера может декомпенсироваться, и если это человек с эпилептоидными чертами, у него могут участиться аффективные вспышки, они могут стать брутальными (жестокими); если это человек с паранояльными чертами, то у него может возникнуть декомпенсации с возникновением неправильного поведения, сверхценных идей. Поэтому у психопатов мы можем различать такие явления как декомпенсация психопатии ( те периоды, когда они нуждаются в медицинской помощи). Могут быть декомпенсации социально-обусловленные, декомпенсации обусловленные не какими-то внешними факторами, а могут быть обусловлены эндогенными факторами (Ганнушкин называл это фазами). Декомпенсации могут быть частыми, несколько раз в году. У личности с психопатическими чертами может наблюдаться развитие патологической личности. В этом случае мы имеем дело с неким патологическим процессом — если декомпенсации начинаются и заканчиваются, то патологическое развитие личности  —  это процесс, который где-то имеет начало, а вот конца уже нет.

Обычно выделяют два вида процесса: паранояльное развитие личности и ипохондрическое. У таких личностей возникают сверхценные идеи, которые расширяются, дополняются новыми подробностями, идет постоянная борьба за их внедрение в жизнь и осуществление. Человек не может больше ни чем заниматься, он занят этими идеями.

Причем эти идеи как правило не носят нелепого характера, они всегда имеют реальную основу. Например, сейчас есть один психиатр, которому дали возможность организовать свою лабораторию. Он лет 30 назад вдруг решил заняться изучением механизмов галлюцинаций, и решил он зрительные галлюцинации фотографировать, слуховые записывать на магнитофон.

Он изобрел специальное приспособление — фотоаппарат со специальной маской, которая надевалась человеку с делирием. У него была идея, что галлюцинации это электромагнитное излучение, которое выходит через глаза.  Его статьи печатали газеты, журналы. С ним дискутировали — но бесполезно.

Ипохондрическое развитие личности — если при паранояльном развитии личности деятельность направлена на внешний мир, то при ипохондрическом развитии личности  — больной сконцентрирован на себе, переживания направления внутрь себя.

Например, они считают что они очень больны, неизлечимым заболеванием, и недовольны, как их лечат, и они будут добиваться правды и справедливости, а доктора который их лечил — «раздавить», лишить диплома и т.д.

Существует некое, довольно зыбкое понятие — психическая норма. Что такое психическая норма не знает никто. Примерно норма — это законопослушный человек, отличающийся завидными аппетитом, хорошим сном, пищеварением. Если все были такими было бы не интересно жить.

Существует еще одна градация между психопатией и нормой — акцентуированная личность. Все разнообразие человеческого характера проявляется в акцентуированности.

У человека на какой-то черте характера поставлен акцент, что может выявляться, но не всегда, а когда человек попадает в экстремальную ситуацию, в ситуацию в которой надо принимать решение, действовать. Одни люди акцентуированы по тревожному типу, мнительному типу, и в таких ситуациях они становятся мнительными, нерешительными.

Педантичные люди будут педантично исполнять свои обязанности. Демонстративные люди буду демонстрировать свои качества — быть не такими какие они есть, а какими им хотелось бы быть. Это учение стало развиваться с конца 60-х годов, автором является Карл Леонгард. В нашей стране это учение продолжал и развивал профессор  Андрей Евгеньевич Личко.

Леонгард приводил в своей книге примеры из произведений Толстого, Достоевского и др. Он привел пример о писателе Карле Мэе. Мэй был вором, который неоднократно сидел в тюрьме. И во время одной из отсидок, он решил написать роман об индейцах. Все романы он писал от первого лица — заслуженный, авторитетный вождь.

Роман напечатали, ему писали как вождю индейского племени, он отвечал как вождь этого племени. Его демонстративная акцентуация в характере проявилась и стабилизировалась. Карл Мэй стал профессиональным писателем, вел переписку с читателями как индейский вождь. Свою квартиру он оформил как вигвам. Так он прожил до конца жизни.

Практически все мы акцентуаты. Заранее сказать трудно какая акцентуация у человека, но в экстремальных ситуациях они проявляются.

Существует большая группы расстройств, к которой мы можем быть подвергнуты — неврозы. Само по себе понятие невроз возникло в конце прошлого века.

Первое упоминание об астении возникли в начале 18 века, а первые понятия об навязчивых состояниях возникли в середине 17 века.

Люди обращали внимание, что существуют некоторые психические состояния, которые время от времени возникают под действием психической травматизации, а потом проходят.

Современное понятие неврозов — неврозы — это патологические состояния, которые возникают под действием психотравмирующих факторов, значимых для данной личности, но состояние преходящее. Понятие невроз сформировалось не сразу. 100-200 лет в группу неврозов включали все, что было непонятно.

Было время когда в группу неврозов включали эпилепсию, до тех пор пока не узнали патогенез. Включали в группу неврозов базедову болезнь и др. Со временем группа неврозом стала сужаться, однако количество больных неврозом стало расширяться.

Чем становится тяжелее и интенсивнее жизнь, чем больше психических и физических затрат жизнь требует от человека, тем больше количество неврозов. Поэтому четко заметили, что при развитии страны, резко возрастает количество неврозов. С начала 20 века и по сегодня количество неврозов увеличилось в 50 раз.

  В настоящее время нуждается в помощи психолога, психотерапевта каждый пятый человек, а в начале 21 века будет нуждаться каждый третий человек.

Эту патологию понимают все по разному, и существует несколько теорий возникновения неврозов: биологические-конституональные теории — действуют по принципу негативной диагностики — ставят диагноз невроз, когда при обследовании никаких морфологических, биохимических, физиологических нарушений нет.

Существует позитивная диагностика, которая рассматривает невротическую симптоматику, с точки зрения личности, психологических конфликтов, которые возникают внутри личности, между личностью и обществом. Одна из самых рекламно-завлекательных теорий — психоанализ. В тех странах где развит психоанализ количество неврозов больше всего.

Психоанализ — это учение имело свое время и место, когда-то оно было очень прогрессивно, продуктивно, но сейчас уже от него отказываются, так как это лечение очень дорогое, длительное. Психоаналитик в своей жизни может пролечить 5-6 больных.  На обучение психоаналитика требуется 16 лет минимум. ( у нас в стране опытных психоаналитиков нет). Цикл лечения длится годами. Сейчас существуют более адекватные методы психотерапии.

Существовало множество классификаций неврозов.

  • исходя из этиологического фактора
    • семейные неврозы
    • военные неврозы
    • профессиональные неврозы
    • и т.д.
  • по соматическим проявлениям
    • кардионевроз
    • невроз желудка
    • и др.

На протяжении многих десятилетий большинство исследователей четко уверены, что существует три основных невроза, которые встречаются в практике всех врачей. Основные неврозы: неврастения (астенический невроз, около 70% всех невротических состояний), невроз навязчивых состояний (15%), истерический невроз (истерия, 15%).

(Visited 103 times, 1 visits today)

Источник: https://medport.info/psikhologiya-i-psikhiatriya/psixopatii-i-nevrozy.html

Псевдоневротическая шизофрения

Отличия неврозов от психопатоподобных состояний

Псевдоневротическая шизофрения раньше считалась одним из видов вялотекущей формы заболевания.

Сейчас диагноз классифицируют как шизотипическое расстройство, которое является промежуточным между неврозом и психозом.

Первые признаки начинают проявляться в подростковом возрасте в виде замкнутости, апатии, нежелании общаться с окружающими, снижении эмоционального фона.

Основное отличие этого вида шизофрении – наличие навязчивых состояний, фобий и страхов. На ранних этапах эти признаки слабо выражены, сглажены. Их проявление не заметно окружающим. Родные человека не обращают на них внимание, списывают на особенности подросткового возраста или характера. Со временем развития болезни негативная симптоматика проявляется сильнее.

Если вы заметили странности в поведении своего близкого, хотите проконсультироваться и получить рекомендации компетентного специалиста, звоните в центр психического здоровья «Равновесие» по номеру +7 (499) 495-45-03. Мы обязательно вам поможем.

Симптомы

Развитиеболезни провоцируют сильные эмоциональные потрясения, стрессы, хроническаяусталость, переутомление. Именно поэтому первые признаки диагноза начинают проявлятьсяв подростковом возрасте – с 12 до 16 лет, когда эмоциональный фон молодых людейкрайне нестабильный.

Для психопатоподобной шизофрении характерно наличие следующей симптоматики.

  • Фобии. Самая распространенная – это неадекватное, критическое восприятие своего внешнего вида. Человека не устраивает его форма носа, разрез глаз, размер рта, пропорции тела. Девушки, под влиянием этих навязчивых идей, могут довести себя до дистрофии или анорексии. У больных формируются множественные комплексы, которые сильно снижают их самооценку.
  • Метафизическая интоксикация – навязчивые мысли и идеи. Человек начинает подолгу размышлять на философские темы. Он рассуждает о смысле жизни, сложности бытия, проблемах вселенной, предназначении человека, при этом зацикливается на какой-то одной теме. Все свои идеи считает сверхценными, хотя со стороны они кажутся лишенными смысла и логики. Речь больного наполнена сложными, витиеватыми оборотами, которые часто не связаны между собой. Иногда человек беспрестанно записывает свои мысли в тетрадь.
  • Создание бытовых ритуалов, понятных только самому больному.
  • Деперсонализация – нарушение самовосприятия собственного «Я».
  • Изменения в поведении.  Больной может впадать в истерическое состояние или затяжную апатию. Мужчины становятся замкнутыми, угрюмыми. Женщины выражают себя посредством яркого, агрессивного макияжа и безвкусного, нелепого наряда.
  • Ипохондрические переживания. К навязчивым идеям прибавляется страхи за собственное здоровье. Человек уверен, что смертельно болен, при том, что причины своих жалоб он не может объяснить логически. Фобии относительно собственного самочувствия могут выражаться в самых «жутких» страхах – больной уверяет, что его внутренние органы наполняются гноем, кровеносные сосуды лопаются, зубы выпадают.
  • Изменения затрагивают волевую и эмоциональную сферу. Эмоции становятся скудными, исчезает мотивация, человек быстро утомляется, испытывает хроническую усталость.

Проявление нескольких из вышеперечисленных признаков должно заставить родственников больного забеспокоиться и обратиться за помощью к специалисту.

Звоните в клинику «Равновесие» по номеру +7(499) 495-45-03.

Мы запишем вас на прием к опытному психиатру, который сможет ответить на все ваши вопросы, провести диагностику пациента и, в случае необходимости, подобрать адекватное лечение.

Диагностика

Из-за схожести симптоматики невроза и неврозоподобной шизофрении, проявляющейся на ранней стадии развития, возникают сложности своевременного диагностирования болезни и ее дифференцирования. Однако опытный врач-психиатр знает, по каким признакам определить именно псевдоневротическую шизофрению.

  • Развитие невроза обязательно обусловлено какой-либо серьезной причиной. Человек по собственной инициативе обращается к специалистам, желая преодолеть свое тяжелое психологическое состояние. Все изменения, произошедшие с ним во время невроза, обратимы и не затрагивают деформацию его личности.
  • Развитие шизофрении могут спровоцировать различные факторы, такие как негативная наследственная предрасположенность, черепно-мозговые, психологические травмы, физическое и сексуальное насилие.  Нет какой-то единой причины. Больной не видит в своем поведении ничего странного. Инициатива обращения к психиатру, в большинстве случаев, принадлежит его родственникам. Некоторые изменения могут носить необратимый характер и затрагивать деформацию личности и поведения человека.

Оченьважно своевременно диагностировать этот вид психического расстройства. Несмотряна то, что проявление негативной симптоматики носит мягкий, сглаженныйхарактер, отсутствие лечения может привести к прогрессированию заболевания итрансформации его в более тяжелые формы шизофрении – параноидальную или сманиакальным компонентом.

Лечение

Курс терапии в каждом случае индивидуален. Он зависит от того, какие клинические проявления выходят на первый план, а какие остаются второстепенными. Наш психиатр подберет лекарственные препараты и дозировки, учитывая особенности протекания болезни. В основном это нейролептики, несильные транквилизаторы и антидепрессанты.

После устранения фобий и навязчивых состояний, пациенту дополняют курс лечения психотерапией. Индивидуальные сеансы с врачом помогают пациенту осознать беспочвенность своих навязчивых идей и страхов, групповые – восстановить коммуникативные способности, наладить контакты с ближайшим окружением.

В клинике «Равновесие» вы можете пройти курс лечения амбулаторно или в условиях стационара.

Для этого у нас есть все необходимые условия – светлые, комфортабельные палаты различной категории, вежливый и компетентный медицинский персонал, опытные психиатры, современное оборудование.

Если вы не можете сами подъехать в нашу клинику для консультации со специалистом, воспользуйтесь онлайн-консультацией или услугой вызова врача на дом. Мы работаем круглосуточно, поэтому приедем в любое время. Телефон нашей клиники: +7 (499) 495-45-03.

Прогнозы

Болезнь имеет благоприятный прогноз лечения. Большинство пациентов достигают состояния стойкой ремиссии, которая может длиться годами.

Благодаря фармако- и психотерапии пациент избавляется от фобий, восстанавливает, насколько это возможно, мыслительные функции, волевую и эмоциональную сферу, налаживает социальные связи, возвращается в общество и в семью.

Тем не менее, для профилактики срывов и рецидива, необходимо продолжать прием препаратов и выполнять все рекомендации лечащего врача.

Источник: https://nevroz.com/psihiatriya/shizofreniya/psevdonevroticheskaya-shizofreniya/

Невроз. психоз, психопатия? В чём разница?

Отличия неврозов от психопатоподобных состояний

С этой темы хотелось бы начать серию постов о расстройствах личности (РЛ).

РЛ пытается найти у себя каждый второй, а также у своих друзей, родственников, преподавателей, начальников. Критерии разных РЛ в широком доступе находятся в интернете. Заходи, ставь галочки, и всё, расстройство выявлено. Но всё не так просто, как кажется.

В своей серии постов мне хотелось бы рассказать что же такое расстройство личности, как его диагностировать, какие они бывают и возможно ли это лечить. Чтобы максимально разобраться в этой теме, стоит начинать совсем издалека. Так что же такое расстройство личности?

В клинической психиатрии существуют три уровня поражения психики. Представим, что это слои торта.

1. Слой первый – неврозы. Невротический уровень. Само понятие «невроз» – устаревшее название нервно-психических расстройств. Но тем не менее в настоящей МКБ-10 всё ещё есть класс «невротических» болезней.

Здесь находятся расстройства, которые не связаны с качественным изменением деятельности психики. Другими словами, это обратимые временные состояния, которые легко поддаются лечению. Зачастую неврозы возникают в результате не лучшим образом или вообще не решённого конфликта. Также они возникают из-за психологических травм и перенапряжения эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Как отличить невроз?

Симптомы невроза самые разнообразные и очень обобщённые: раздражительность, обидчивость, тревожность, расстройства сна, чувствительность к климату, яркому свету, панические атаки и головные боли. Все эти симптомы слишком не конкретные для постановки диагноза невроз.

Те же самые проявления могут быть и у обычной простуды. Поэтому, никаких самостоятельных диагнозов поставить нельзя. Если человек переживает, потеряв близкого, или у него просто плохое настроение на фоне того, что наступила осень, это ещё не невроз.

Только психотерапевт/психиатр могут определить, расстройство это или нет.

Если личность – это целое производство, завод, который в принципе слаженно и хорошо работает, то невроз – это какой-то процесс, который вечно идёт не так. То что-то там сломается, то застрянет, то никак не включится. В отличие от РЛ, когда весь завод достаточно специфичен. А не только один процесс.

Что важно знать?

– самое важное то, что человек критичен к своему состоянию и способен руководить своими поступками (в отличие от психоза). Это значит, что он осознаёт, проблема есть, да. «Чото вот не то»

– невроз обратим (излечим, длительность лечения зависит от степени тяжести, бывает, что без таблеток не обойтись)

2. Слой второй – психопатический. Уровень расстройств личности. Здесь уже сложнее и глубже. Это аномалия характера. Черты личности болезненно (!) изменены. Если ваш подруга/муж застенчивы или раздражительны, это ещё не РЛ. Это черта характера. Одна из многих других черт его/её характера.

Чтобы диагностировать РЛ, опять-таки, здравствуйте, психотерапевт/психиатр.

Что здесь важно и как отличить РЛ, в следующем посте подробнее.

3. Третий слой – психотический. Это психозы. Самый глубокий и сложный «корж» торта нашей психики. Это все пациенты психиатрической больницы, подопытные психиатров и прочие ужасы. Лечится сложно, трудно, долго. Если лечится. К психозам относится наша любимая шизофрения, которая может только поддерживаться до уровня ремиссии (утихания симптомов болезни).

При таких расстройствах искажено восприятие мира, дезорганизована деятельность. Глушняк, одним словом. Все стереотипы о психах входят в симптомы психоза: бред, галлюцинации, сумеречное сознание и т.д.

Есть некоторые исключения, которые поддаются лечению. Например, послеродовой психоз у женщин.

Как отличить психоз?

Психоз увидит, пожалуй, любой человек. Трудно не заметить в толпе парня, который впал в кататонический ступор, застыл со скрюченной рукой в воздухе и не может шевельнуться.

Это люди, которые дают интервью на Рен-ТВ об инопланетных существах и космических заговорах (при всём уважении к уфологам). Тут с диагностикой гораздо проще.

Но только психиатр в данном случае установит диагноз правильно (различит от его из множества вариантов болезней).

Что важно знать?

– гарантированная плохая наследственность. Не в следующем поколении, так через одно. Не шизофрения, так шизоидное расстройство у кого-то выскочит.

– человек не критичен к своему состоянию. Это как раз для тех, кто переживает о своей нормальности. Если переживаете, значит уже не психоз. Человеку с таким глубоким нарушением психики не кажется, что с ним что-то не так. (Важно не путать с механизмом психологической защиты – отрицанием).

Уровни нарушений психики, как видно выше, располагаются по степени сложности и глубине нарушений: от малым всё к более серьёзным и глубоким, сложно поддающимся лечению. Да, невроз не так страшен.

Но затянувшийся, сложный и без посещения специалиста он может перерасти в нечто большее. РЛ – отдельная тема для обсуждения, о которой я расскажу более подробно. А вот с психозом – да, поаккуратнее.

Невроз – обратим, временное состояние, человек осознаёт, что проблема есть.

РЛ или психопатия – скорее не обратимо, личность проживёт так всю жизнь, можно лишь компенсировать некоторые черты.

Психоз – всё. очень. плохо. Человек не осознаёт, что проблема есть. Не отрицает, а просто видит свои мультики наяву дальше и убеждает в том, что это ты больной их не видишь.

Продолжать рассказывать подробнее о РЛ?

Источник: https://pikabu.ru/story/nevroz_psikhoz_psikhopatiya_v_chyom_raznitsa_6792647

ВашДоктор
Добавить комментарий