Неврозы у грудных детей до года

Основные варианты неврологической патологии детей первого года жизни

Неврозы у грудных детей до года

Для выявления заболеваний нервной системы, проявляющихся специфической задержкой психомоторного развития, важное значение имеет оценка сопутствующих задержке развития неврологических и психопатологических признаков.

Возрастная незрелость нервной системы ребенка первого года жизни определяет фрагментарность и недифференцированность наблюдаемых у него признаков.

Организм, особенно новорожденного и грудного ребенка, реагирует на различные вредности ограниченным числом типовых реакций, характер которых в первую очередь зависит от возрастной фазы нервно-психического развития. Ниже представлены основные варианты, отражающие преимущественно тип нервно-психического реагирования на первом году жизни.

Общий осмотр новорожденного – на что обращать внимание родителям

Учитывая высокую частоту перинатальной патологии нервной системы и возможные трудности получения квалифицированной специализированной помощи, несомненным представляется острейшая необходимость в получении родителями соответствующей научно-популярной информации.

Что мы можем увидеть сами? – общий осмотр новорожденного
Ребенок в норме ритмично дышит, совершает автоматические движения конечностями в достаточном объеме и симметрично.

Малейшие ограничения движения в руках или ногах должны быть основанием для целенаправленного исследования – нет ли двигательных нарушений? Важное значение имеет характер и громкость плача ребенка. Многое может подсказать поза новорожденного. В одних случаях ребенок вял, малоподвижен, иногда – буквально распластан.

В других случаях, наоборот, тонус в конечностях равномерно повышен – при пеленании сразу же обращает на себя внимание своеобразная тугоподвижность конечностей. Очень важно не пропустить при осмотре даже небольших судорожных подергиваний.

Очень многое дает осмотр головки новорожденного. Родовая опухоль типична для большинства новорожденных. Чем больше размеры этой опухоли, тем, следовательно, труднее прошло рождение ребенка, и такой ребенок должен быть предметом особенно внимательного обследования.

У некоторых детей обращают на себя внимание кровоподтеки на лице, шее, туловище как следствие травматичных родов – в этих случаях чаще обнаруживаются и неврологические симптомы.

Деформации головы ( так называемая “конфигурация”) практически всегда указывает на родовую травму черепа, и среди этих детей значительно чаще встречается черепно-мозговая симптоматика, что вполне понятно и легко объяснимо.

В повседневной практике иногда недооценивается кефалогематома обычно лишь потому, что она “часто встречается” и “находится вне черепа”. Действительно, речь идет о поднадкостничной гематоме, иногда весьма значительной по размерам.

Она действительно часто встречается, но это не может служить доводом “против” – это травма, и важна для диагноза даже не кефалогематома сама по себе, а то, о чем она свидетельствует, – на уровне такой гематомы в подлежащих участках мозга несомненно существуют участки микрокровоизлияний, которые вне зависимости от возраста пациента свидетельствуют о контузии мозга. Одним из важных показателей трудностей с родоразрешением является такой признак, как нахождение костей черепа друг на друга. Эта небольшая дислокация обычно не приводит к повреждению подлежащих тканей мозга, но с несомненностью указывает на то, что череп плода проходил по родовым путям, испытывая большое сопротивление – в этих случаях нередко выявляются и признаки повреждения нервной системы.

Большую роль в оценке состояния ребенка играет состояние родничков: напряжение, выбухание родничков является очень грозным симптомом повышения внутричерепного давления.

О многом говорят врачу размеры головки новорожденного: признаки гидроцефалии, если они обнаружены с первых дней жизни, обычно свидетельствуют о внутриутробной патологии мозга, тогда как постепенное развитие гидроцефалии может быть нередко следствием родового повреждения головного мозга.

Здесь следует отметить катастрофическую частоту неоправданно расширенного диагноза “гипертензионно-гидроцефальный синдром”, который во многих больницах и поликлиниках ставится по поводу и без повода. Самое ужасное, что в подобных случаях сразу же начинается массивная и длительная терапия диакарбом, не только неоправданная, но изнуряющая ребенка.

У некоторых новорожденных головка имеет размеры меньше нормальных, и к тому же мозговая часть черепа меньше лицевой – иногда, это свидетельствует о внутриутробной и генетической патологии (микроцефалия) и, к сожалению, имеет тяжелые последствия. В последнее время все чаще встречаются дети с очень ранним закрытием родничка при этом темп роста головки у таких новорожденных отчетливо отстает от нормы.

Достаточно часто встречается признак “короткой шеи”, и он обычно очень демонстративен и бросается в глаза. Создается впечатление, что шея у ребенка очень короткая (хотя никакого анатомического дефекта нет), голова кажется расположенной прямо на плечах. С возрастом степень этих проявлений постепенно убывает.

У этих же детей обращает на себя внимание выраженность поперечных складок на шее с упорным мокнутием в области этих складок. Можно предполагать, что симптом короткой шеи возникает в результате перерастяжения шеи в процессе тяжелых родов с последующим рефлекторным сокращением ее по типу “феномена гармошки”.

Позднее именно у этих детей появляется еще один очень важный признак – резкое защитное напряжение шейно-затылочных мышц.

Оценка состояния брюшной стенки очень важна. Известно, что у многих новорожденных живот дряблый, распластанный, и в этих случаях нельзя исключить нарушение сократительной способности брюшных мышц в результате родовых повреждений грудного отдела спинного мозга.

Особенно это демонстративно при преимущественно односторонней локализации поражения – “слабая” половина брюшной стенки слегка выпячивается, пупок смещается при крике. При двустороннем поражении судить об этом труднее.

Бывает полезен следующий тест: если у такого новорожденного слабый плач, то при давлении рукой врача на живот ребенка голос становится значительно громче.

Столь же неблагоприятным следует считать приапизм – спонтанную эрекцию полового члена у новорожденного. Педиатры нередко сталкиваются с этим признаком, но не знают, как его трактовать. В то же время в неврологии взрослых этот симптом хорошо известен и свидетельствует о значительной спинальной патологии.

Мы попробовали рассмотреть некоторые возможности общего осмотра новорожденного для поиска признаков, позволяющих заподозрить ту или иную неврологическую патологию.

Каждый из перечисленных выше признаков не может считаться доказательным, но в совокупности они приобретают большой диагностический смысл.

В любом случае, разрешить ваши сомнения сможет только врач, специализирующийся в области неонатальной неврологии.

Источник: http://www.nevromed.ru/stati/nevr_patol_pervogo_goda

Неврологические заболевания у детей, причины и симптомы, профилактика

Неврозы у грудных детей до года

Неврологические заболевания у детей — одна из самых частых проблем, с которой мамы обращаются в период первого года жизни ребенка. Именно поэтому так важно знать, когда следует обратиться за помощью к специалисту и на что нужно обращать внимание в первую очередь. Своевременное посещение невролога позволит избежать серьезных осложнений в более позднем возрасте.

Причины неврологических заболеваний у детей до года и старше

К основным причинам неврологических заболеваний в детском возрасте можно назвать следующее:

  • врожденные патологии;
  • травмы позвоночника;
  • травмы головного мозга;
  • инфекционные заболевания;
  • частый стресс;
  • неправильное использование некоторых лекарств.

Таким образом, причины формирования нарушений достаточно разнообразны.Важная информация Крайне важно то, как протекала беременность. Если она протекала с серьезными осложнениями, с большой вероятностью ребенок родится с неврологическими нарушениями.

Симптомы неврологических нарушений у детей и новорожденных

Если у детей старшего возраста заметить неврологические нарушения довольно просто — отмечается повышенная возбудимость, ребенок долгое время не начинает говорить или плохо учиться в школе, жалуется на головные боли, то с новорожденными и детьми до года все несколько сложней. Первые проявления, на которые может обратить внимание мама — мраморность кожных покровов, обильные срыгивания, изменения тонуса мышц (ребенок постоянно находится в напряжении.

Врач, в свою очередь, должен проверять условные и безусловные рефлексы ребенка, которые также нарушаются при неврологических нарушениях. Также специалист обращает внимание на двигательную активность малыша. Большую роль играет то, как ребенок реагирует на осмотр врача.

Основные заболевания

Неврологических заболеваний очень много, однако чаще всего у детей встречаются следующие нарушения:

  1. Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС. На фоне гипоксии, которая развилась у плода во время беременности, отмечается недостаточное получение кислорода головным мозгом. На фоне этого развиваются нарушения корковых и подкорковых структур. При легких степенях большой опасности состояние не представляет и проходит без лечения в первые месяцы. Тяжелая гипоксия плода во время беременности может привести к снижению интеллекта, ДЦП или судорожному синдрому.
  2. Родовые травмы. Все нарушения работы нервной системы, которые развились в результате прохождения ребенка через родовые пути. Сюда можно отнести повреждения спинного мозга, а также травматические парезе спино-мозговых нервов.
  3. Гидроцефалия. Главным проявлением заболевания является избыточное накопление спино-мозговой жидкости в желудочках головного мозга. Приводит к деформации черепа. Легкая степень заболевания протекает практически без проявлений. Более тяжелые случаи могут заканчиваться инвалидизацией.

У детей старшего возраста очень часто встречается состояние, которое называется дефицит внимания с гиперреактивностью. На первых стадиях болезнь проявляется  ухудшением концентрации. Затем подключается избыточная раздражительность и возбудимость. Возможно развитие энуреза, а также жалобы на сильные головные боли. Такие дети очень плохо учатся в школе.

Группа риска

В группу риска по неврологическим нарушениям можно отнести детей, у которых отмечаются определенные факторы. Таковыми можно считать следующие:

  • отягощенная беременность, которая сопровождалась гестозом, отслойкой плаценты или выраженной гипоксией плода;
  • низкая оценка по шкале Апгар после рождения;
  • рождение с синдромом дыхательных расстройств (проведение ИВЛ);
  • внутриутробное инфицирование;
  • поздняя желтуха;
  • наличие врожденных пороков развития;
  • недоношенность.

Все дети, у которых отмечаются один или несколько факторов риска должны быть в обязательном порядке обследованы невропатологом. Также, в некоторых случаях может быть необходима консультация генетика, офтальмолога или кардиолога. При подтвержденной внутриутробной инфекции, помимо осмотра невропатолога также необходима консультация инфекциониста.

Особенности неврологических нарушений у недоношенных детей

Поражение ЦНС, как неврология у детей, является одним из главных проявлений недоношенности. Очень часто у них отмечается развитие мозговых кровоизлияний. Вероятность развития этого тяжелого осложнения напрямую зависит от срока гестации.

Особой формой гипоксически-ишемических нарушений у недоношенных является перивентрикулярная лейкомаляция.

На фоне данного состояния возможно развитие слепоты, а также недостаточное развитие сосудов головного мозга, на фоне чего прогрессирует гипоксия головного мозга.

В связи с этим, всем недоношенным детям рекомендована консультация офтальмолога, для исключения ретинопатии (тяжелое заболевание глаз) недоношенных.

Когда нужно срочно обратиться к неврологу

Первые проявления неврологических нарушений можно заметить еще в период новорожденности. Мамы должны обратиться к врачу, если у младенца отмечаются следующие симптомы:

  • подергивания подбородка в покое;
  • повышенная возбудимость;
  • плохой сон;
  • частые срыгивания;
  • появление судорог при незначительном повышении температуры;
  • постоянно напряженные мышцы ног (так называемый гипертонус).

Если говорить о детях старшего возраста, то поводом обратиться к невропатологу станут следующие жалобы:

  • плохая память, рассеянность;
  • обмороки;
  • плохой контакт с другими детьми;
  • энурез;
  • задержка речевого развития;
  • панические атаки;
  • излишняя нервозность;
  • частые жалобы на боли в спине.

Важно помнить, что своевременное обращение к специалисту позволяет избежать серьезных осложнений. Именно поэтому так важно при появлении вышеуказанных симптомов обращаться за помощью к врачу.

Диагностика

Диагностика неврологических нарушений в детском возрасте уже давно вышла на высокий уровень. В случае с детьми, не достигшими года, главным мероприятием является УЗИ головного мозга — нейросонография. Помимо этого, специалистами применяются следующие методы:

  1. Доплерография. Визуализация деятельности сосудов головы и шеи. Необходима для выявления нарушений поступления крови в головной мозг.
  2. ЭхоЭГ. Необходима для регистрации электрической активности головного мозга. Является единственным способом зарегистрировать проявления эпилепсии.
  3. КТ и МРТ. Главным достоинством данного метода является возможность получить полную картину вещества головного мозга. Из недостатков можно выделить то, что для проведения данных обследований обычно требуется использование наркоза.

Помимо инструментальных методов обследования, специалисты также изучают безусловные и условные рефлексы ребенка. На осмотре врач невропатолог также проверяет силу мышц и их тонус.

Полезная информация Практически вся неврология у детей может быть заподозрена при визуальном осмотре, еще до проведения инструментальных исследований. У детей более старшего возраста можно проверить координацию и различные когнитивные функции.

К примеру, в первый год жизни врач должен проверить у ребенка следующие рефлексы:

  • автоматической ходьбы;
  • сосательный;
  • хватательный;
  • Бабинского;
  • Моро;
  • поисковый;
  • плавательный;
  • Бабкина.

При отсутствии у ребенка раннего возраста вышеуказанных рефлексов врач может заподозрить наличие неврологических нарушений и направить ребенка на дальнейшее обследование.

В некоторых случаях, для уточнения причин развития патологии может понадобиться проведение общего или биохимического анализа крови.

Таким образом, комплексное обследование позволяет на ранних стадиях обнаружить заболевание и начать соответствующее лечение.

Методы лечения

Лечение неврологических нарушений у детей включает в себя не только применение медикаментов, но и физическую и психологическую коррекцию. Так, активно применяются курсы лечебного массажа, специальная физкультура, а также упражнения в воде. В некоторых случаях возможно применение физиотерапевтических методик.

В качестве психологических коррекций активно применяются методы «кожа к коже» или «кенгуру». Также рекомендуется музыкотерапия или тактическая стимуляция. Комбинация физических методов и психологических в особенности актуальна в лечении неврологических нарушений у недоношенных детей.

Метод «Кожа к коже»

Из используемых препаратов можно выделить следующие:

  • энцефабол;
  • актовегин;
  • кортексин;
  • пантогам;
  • церебролизин.

Важно помнить, что перед использованием любых лекарственных препаратов необходимо получить консультацию лечащего врача. Только специалист может подобрать правильную лекарственную терапию и исключить препараты, которые могут вызвать нежелательную реакцию.

Профилактика

Любое заболевание проще предупредить, чем лечить. Для того, чтобы не допустить формирование неврологических нарушений у ребенка, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Во время беременности своевременно посещать профилактические осмотры, а при появлении серьезных жалоб немедленно обращаться за помощью к врачу.
  2. Исключение внутриутробных инфекций и иных факторов риска.
  3. Своевременное посещение педиатра и узких специалистов в период новорожденности.
  4. Исключение стрессового фактора (в особенности у детей старшего возраста).
  5. Правильное питание с достаточным количеством витаминов.
  6. Своевременная санация очагов инфекции.

Соблюдение этих простых правил снизит риск формирования неврологических нарушений в детском возрасте.

2897 оценок

Источник: https://nervy-expert.ru/neurology/nevrologiya/nevrologicheskie-zabolevaniya-u-detej/

Невроз у грудного ребенка

Неврозы у грудных детей до года

Большинство родителей не верят в то, что грудные дети могут испытывать невроз или какие-то подобные нервные состояния, однако они ошибаются. Дело в том, что даже новорожденный имеет свои мысли и чувства, которые уже в таком раннем возрасте могут быть затронуты неврозом.

Вследствие того, что грудничок еще не умеет говорить, объяснять свои чувства, становится очень сложно распознать у него наличие невроза. Вообще, на данном этапе у ребенка можно обнаружить только астенический или истерический неврозы (хотя почти всегда их принимают за обычное поведение грудничка).

Так что, если у грудничка слишком часто наблюдаются такие симптомы, как подрагивание губ и рук, а также частые истерики, то вполне возможно, что ему нужна квалифицированная помощь.
Надо сказать, что причин расстройства нервной системы у грудничков немало.

Они могут появиться и в результате неблагоприятного течения беременности, и вследствие тяжелых родов, а также из-за каких-то неполадок в детском организме.Существуют и психологические факторы, вследствие которых развивается невроз у грудничка. Это может быть слишком ранний выход мамы на работу, такую разлуку грудничок переживает очень тяжело.

Также, если в семье часто практикуется насильное кормление малыша, это может в будущем привести к развитию невроза – появлению нервных тиков, энуреза, заикания.Так как невроз является заболеванием формирующейся личности, на его развитие могут влиять все факторы, нарушающие процесс формирования личности, который включает в себя развитие эмоций и самосознания – двух главных характеристик.

Эмоции представляют собой психологическую реакцию на различные раздражители. Реакция грудного ребёнка на все раздражители – это крик (по-другому он просто не умеет). Причем надо отметить, что у новорожденных крик всегда имеет только негативное значение.

Когда все хорошо грудничок молчит, кричать он начинает только в том случае, когда хочет сказать, что у него проблемы: ему жарко, холодно, болит животик, нужна мама, хочется кушать, спать и т.д. Начиная с 2-3 месяцев малыш уже умеет положительно реагировать на мать, когда она берет его на руки – он затихает, успокаивается и начинает улыбаться.

В 4-5 месяцев у грудничка появляются эмоционально-окрашенные движения – “комплекс оживления” – малыш начинает активно двигать ножками и ручками, например, когда его переодевают, купают или подносят к груди, этим самым он демонстрирует свое удовольствие. В 5-6 месяцев грудной малыш уже умеет выражать радость, он  улыбается, тянется к материнской груди или к бутылочке, к яркой игрушке.

В 7-8 месяцев младенец уже умеет переносить состояние неудовольствия вполне спокойно, не выражая свою реакцию на негатив криком. К 12 месяцам малыш уже может утешить маму, если увидит, что она чем-то расстроена – погладить, вытереть ее слезы и т.д.

Самосознание – это представление малыша о самом себе.

Грудной ребенок начинает ощущать свое тело с 3-ех месяцев и постоянно изучает его (практически до конца первого года жизни) – рассматривает, ощупывает, пробует “на вкус” свои пальчики рук или даже ног, если может дотянуть их до рта. С 6 месяцев малыш учится подражать взрослым – делать “сороку-ворону”, “пока-пока” и т.д. Во время бодрствования младенец присматривается к окружающим, копирует их поведение. В 7-8 месяцев грудничок уже умеет выражать свое отношение к окружающим его людям, например, тянется с улыбкой к маме, а от незнакомых отворачивается, прячется за плечо мамы. В 8 месяцев он уже может узнать себя в зеркале или на фотографии, чем вызывает восторг родителей.

В том случае, если нормальное становление вышеописанных эмоций и самосознания грудного ребенка нарушается – появляются заболевания внутренних органов. Этот процесс носит название соматизация и представляет собой превращение психических реакций в реакции со стороны внутренних органов.

Чем моложе ребенок, тем более незрелой нервной системой он обладает, и тем больше он будет реагировать на стрессовые факторы – причем не всплеском эмоций, а нарушением деятельности внутренних органов.

Дело в том, что в грудном возрасте малыша большую роль в его организме играет не центральная нервная система (головной мозг), а вегетативная нервная система, являющаяся “диспетчером” работы внутренних органов.

Вот почему дети раннего возраста реагируют на повторяющиеся стрессовые для них ситуации тем, что у них нарушается работа внутренних органов, а также происходят различные двигательные расстройства, то есть, малыши реагируют теми видами реакций, которые доступны для их возраста.

Надо отметить, что невроз у грудничков в первую очередь начинается с нарушения эмоционального контакта с матерью, являющейся для них самым близким человеком в первые годы жизни. Именно мать, сама того не ведая, может способствовать появлению нервных расстройств у своего ребенка.

Дело в том, что она воспитывает малыша так, как она считает нужным, как ей кажется правильным, при этом нередко пользуясь советами бабушек, опытных подруг, знакомых, а также черпая информацию из книг, интернета и других средств массовой информации.

И самой главной проблемой в этом случае является то, мать воспитывает своего малыша совершенно не учитывая особенности его физического здоровья, его темперамента, врожденной натуры и преобладающих инстинктов.

Вот почему в большинстве случаев невротические реакции у детей возникают из-за неправильного обращения с ними со стороны матери, которое носит характер подавления и навязывания своей воли.Помимо этого, очень большое значение имеют и другие факторы, на которые родители просто не обращают внимания, так как не считают их важными для здоровья растущего малыша.

В первую очередь, таким фактором является эмоциональный настрой матери. То есть, если мать устала, чем-то раздражена, обеспокоена семейными проблемами и поэтому общается с малышом без удовольствия, без души, а просто потому что так надо –  ее настроение сразу передается малышу, в результате чего он испытывает дискомфорт, а также не чувствует себя защищенным и любимым, и такое поведение матери является для младенца стрессом.

А еще больший стресс малыш испытывает в накаленной семейной обстановке, когда взрослые не разговаривают нормальным языком, а кричат и приказывают, когда между ними нет взаимопонимания, когда вокруг только упреки и слезы. Конечно, грудничок в силу своего возраста не понимает происходящего, но он отлично улавливает тон разговора, его эмоциональную окраску, и сам начинает вести себя точно так же, как и окружающие его люди – начинает плакать, капризничать, требует внимания к себе громким криком или, напротив, испуганно затихает.

Большую роль играет и страх матери за здоровье малыша, ее неуверенность в себе, в правильности своего поведения с ребенком, а также стремление сделать все как положено, как написано в книжках умными людьми (без учета желаний самого ребенка) – кормить и гулять “по часам”, укладывать спать в одно и тоже время, даже если малыш сопротивляется, не хочет и т.д. Все же проявления собственной жизни и желаний ребенка просто игнорируются, то есть, если малыш не берет грудь – значит, плохое молоко, если не засыпает – нужно дать успокоительное средство, если не садится на горшок, не хочет – надо заставить и т.п. А самое ужасное, что у матери нет понимания того, что все, что в малыше не нравится – это результат ее материнских “усилий”. И даже если она старается исправить свое поведение, получается только хуже.

Таким образом, родители должны понимать, что истоки невротических реакций малыша находятся в сфере человеческих отношений, а именно их отношений, как родителей и как семейной пары – то есть, огромное значение имеет понимание и нормальное адекватное общение между членами семьи. Ведь в большинстве случаев родители невротичных детей имеют много личных проблем, а часто и сами страдают различными невротическими проявлениями, корни которых надо искать в их собственном детстве.

Причины детского невроза

Виды невроза у детей

Симптомы невроза у детей

Диагностика невроза у детей

Лечение детского невроза

Источник: http://nevroz-psixoz.com/detskij-nevroz/88-nevroz-u-grudnogo-rebenka

Синдром гипервозбудимости у малыша до года – в чем его опасность?

Неврозы у грудных детей до года

В неонатологии это патологическое состояние носит название: «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» или определяется как «синдром гипервозбудимости» неонатологом или диагностируется детским неврологом сразу после первой консультации.

Но и многие родители могут заметить, что с малышом «что-то не так» – ребенок плохо спит, постоянно вздрагивает (и не только от пугающих звуков, а и в покое), наблюдается тремор подбородка и ручек, вялое сосание, частые срыгивания с выгибанием крохи и многие другие признаки.

Многие специалисты Европы и в США считают этот синдром пограничным состоянием, не требующим терапии, а наши детские неврологи назначают малышам лечение.

Кто же прав и как вести себя в сложившейся ситуации?

Ведь многие родители занимают такую же позицию – все пройдет само собой и «нечего пичкать ребенка сразу после рождения разной химией….».

В этой статье я хочу разобраться в этой ситуации с точки зрения практикующего врача педиатра.

Что такое синдром гипервозбудимости

Всем известно, что в первые месяцы жизни груднички в большинстве случаев сосут грудь или едят смесь, а затем крепко спят. Но на сегодняшний день все чаще родители предъявляют жалобы на выраженную реакцию крохи на минимальный раздражитель,  малыш постоянно плачет и часто просыпается ночью.

Некоторые родственники, а иногда и сами родители считают это капризами и даже пытаются «не обращать на это внимание» и «не приучать ребенка к рукам». Но это не так: если ребенок не может успокоиться и постоянно плачет – значит, его что-то беспокоит.

Поэтому необходимо разобраться, почему так ведет себя вполне здоровый малыш?

Синдромом гипервозбудимости у детей грудничкового возраста называют совокупность симптомов, которые спровоцированы различными соматовегетативными расстройствами и нервно-рефлекторной возбудимостью.

Это состояние чаще всего возникает в результате перинатального поражения нервной системы различной степени.

Поэтому проявления гипервозбудимости у новорожденного и грудничка нельзя оставлять без внимания – патология в силу действия каких-либо факторов может приобретать неблагоприятное течение  и это может вызвать у ребенка более серьезные расстройства деятельности нервной системы.

Причины

В большинстве случаев главными причинами возникновения синдрома гипервозбудимости считаются:

  • Нарушения процессов формирования и правильного созревания структур нервной системы малыша в период внутриутробного развития, связанные с воздействием различных факторов, особенно дефицит кислорода, питательных веществ и витаминов, а также стрессы и переживания в период беременности.
  • Недоношенность.
  • Патологические и осложненные роды.

После рождения синдром гипервозбудимости могут вызвать нервно-артритический диатез, рахит, прорезывание зубов, травмы или любой болевой синдром.

Чаще всего проявления гипервозбудимости связаны с незрелостью нервной системы и нарушением нервной регуляции и взаимодействия различных органов и систем.

При этом важно знать, что нервная система малыша в грудничковом возрасте:

  • податлива к различным воздействиям как положительным, так и отрицательным;
  • пластична с высокими возможностями к восстановлению.

Потому при легких изменениях и благоприятных условиях происходит самостоятельное восстановление всех нарушенных процессов и проявления этого патологического синдрома постепенно проходят, но постоянное наблюдение невролога в данном случае необходимо.

И все же существуют ситуации, когда изменения в нейронах значительные и/или организм малыша не может самостоятельно справиться с активными процессами возбуждения ЦНС, а нервная система отличается истощаемостью, особенно при выраженной незрелости у недоношенных малышей или выраженных воздействиях в период беременности.

В этих случаях без адекватного лечения перевозбуждение будет усиливаться, а симптомы патологии со временем будут только усиливаться.

Симптомы

Часто родители не обращают внимания на определенные проявления у малыша, и упускается момент ранней диагностики заболевания.

Если знать ранние клинические проявления патологии –  лечение можно начать как можно раньше, а результаты будут оптимистичными или симптомы пройдут полностью.

Признаки гипервозбудимости, которые отмечаются у малыша в первые месяцы жизни:

  • ребенок постоянно плачет без видимой причины;
  • малыш беспокойно спит: отмечаются частые вздрагивания во сне, длительное засыпание, чуткий, поверхностный сон в связи, с чем кроха просыпается от любого шума;
  • отмечается тремор (подбородка, ручек) или спонтанные движения;
  • наблюдается изменение тонуса мышц и симптомы мышечной дистонии, чаще возникновение гипертонуса.

Кроме этих симптомов у ребенка могут наблюдаться различные сбои работы систем организма, связанные с нарушением их нервной регуляции во время плача и беспокойства у малыша наблюдаются:

  • тахикардия;
  • посинение носогубного треугольника;
  • мраморность кожи или наоборот усиление сосудистой сетки;
  • повышенное потоотделение;
  • неустойчивый стул или чередование запоров и поносов;
  • частые и обильные срыгивания.

Поэтому при появлении вышеперечисленных симптомов у грудничка необходимо акцентировать на этом внимание участкового педиатра, обратиться за консультацией к детскому неврологу и пройти дополнительное обследование (при необходимости).

В чем опасность синдрома гипервозбудимости

Важно помнить, что при отсутствии своевременного лечения синдрома гипервозбудимости могут сформироваться:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • неврозы;
  • метеозависимость;
  • тревожные расстройства;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • задержка речевого развития и/или психического развития;
  • эпилепсия или другие серьезные органические изменения нервной системы, которые маскируются синдромом гипервозбудимости.

Поэтому малыши с различными проявлениями синдрома гипервозбудимости должны постоянно наблюдаться у детского невролога и в полном объеме выполнять все рекомендации врача. Это позволит значительно снизить риск развития осложнений.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3aa980b96cfd00adb0bf09/5dbbd397fc69ab00acbaf5fb

ВашДоктор
Добавить комментарий