Нарушение внд у детей неврозы

Типологические особенности ВНД детей и подростков (по Н. И. Красногорскому и А. Г. Иванову-Смоленскому). Нарушения ВНД ребенка. Неврозы, их причины и профилактика

Нарушение внд у детей неврозы

Типы ВНД у детей, ее особенности у учащихся вспомогательных школ. И.П.

Павлов полагал, что выделенные им свойства нервной ткани являются врожденными, но их проявление становится достаточно выраженным лишь с определенного момента онтогенеза. Ученики И.П. Павлова – Н.И. Красногорский и А.Г.

Иванов-Смоленский попытались решить эту проблему. Каждый из них предложил свою классификацию типов ВНД детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Н.И.

Красногорский выделил 4 типа ВНД: быстрый тип, или уравновешенный (близок к сангвинику) – сильный , уравновешенный, обладающий повышенной возбудимостью, с быстрой речью, высокой скоростью выработки условных рефлексов, в том числе дифференцировочного торможения при равенстве взаимоотношений между корой и подкорковыми структурами; медленный, или кортикальный тип (соответствует флегматику) – сильный, уравновешенный, с медленной речью, низкой скоростью выработки условных рефлексов, но способный к выработке дифференцировочного торможения, с характерным преобладанием коры над подкорковыми образованиями; эмоционально вспыльчивый, или подкорковый тип (соответствует холерику) – сильный, неуравновешенный, с повышенной возбудимостью, с

быстрой речью, способный быстро вырабатывать условные рефлексы при недостаточной способности к выработке дифференцировочного торможения, с явным преобладанием подкорковых структур над корой; слабый, или гиподинамический тип (соответствует меланхолику) – слабый, со сниженной подвижностью нервных процессов в коре и подкорковых образованиях, с пониженной возбудимостью, с медленной скоростью выработки условных рефлексов и низкой способностью к выработки дифференцировочного торможения, с преобладанием подкорковых образований над корой.

А. Г.

Иванов-Смоленский на основе способности ребенка образовывать положительные и отрицательные условные рефлексы выделил 4 типа – лабильный (оба типа связей образуются легко и быстро), инертный (оба типа связей образуются с трудом, длительно), возбудимый (положительные связи образуются легко, отрицательные – с трудом, медленно) и тормозной (положительные связи образуются с трудом, медленно, а отрицательные – быстро).

Особенности ВНД во многом обусловлены возрастом. Период до трех лет характеризуется необычайной легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. В этом возрасте быстро вырабатываются динамические стереотипы, отличающиеся особой прочностью.

От трех до пяти лет продолжается развитие речи, и совершенствуются нервные процессы (увеличивается их сила, подвижность уравновешенность). К пяти – семи годам еще более повышается роль второй сигнальной системы, и дети начинают свободно говорить.

Это обусловлено функциональным созреванием ее материального субстрата. Следовательно, только к семи

годам слово может эффективно применяться для образования условных связей.

Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) является периодом относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов возбуждения и торможения, их подвижность, уравновешенность, уменьшение силы внешнего торможения обеспечивает возможность широкого обучения ребенка.

Особое значение имеет возрастной период с 11 – 12 до 15 – 17 лет – подростковый. Это время больших эндокринных преобразований в организме подростков и формирования у них вторичных половых признаков, что сказывается и на свойствах ВНД.

Нарушается уравновешенность нервных процессов, бóльшую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей, ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы.

Повышение подкорковых влияний сопровождается различными вегетеативными расстройствами (одышка, сосудистые нарушения, боли в сердце и т.д.). О преобладающем влиянии подкорки свидетельствует и повышенная эмоциональность подростков, их легкая утомляемость.

Все эти изменения приводят к психической неуравновешенности подростка и частым конфликтам с окружающими. Период полового созревания вносит существенные коррективы в характеристику типа ВНД подростка. Очевидно, что оценку типа ВНД следует проводить после завершения этого процесса.

Старший школьный возраст (15 – 18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем организма. Значительно

повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека.

У умственно отсталых детей, учащихся вспомогательных школ, ВНД можно разделить на три основных типа.

Первый тип – дети, у которых преимущественно ослаблен процесс возбуждения. Это наиболее распространенный тип детей. Они вялы, медлительны, плохо усваивают новое, учатся с трудом, но, в конечном счете, добиваются удовлетворительных результатов. Каждое новое воздействие не вызывает обычной у здорового ребенка ориентировочной реакции.

Новые навыки и умения формируются у таких детей крайне медленно, но если какие-либо навыки или привычки усвоены, их очень трудно изменить в случае необходимости. У детей этого типа редко возникают самостоятельные побуждения, они мало инициативны.

У детей второго типа, преимущественно ослаблен процесс активного торможения. Они встречаются реже, но заметно выделяются из общей массы. Такие дети быстро реагируют на все происходящее, но отвечают и действуют необдуманно.

Случается, что они начинают отвечать верно выученный урок, а затем вставляют в свой ответ что-либо не относящееся к уроку. Если учитель задает вопрос классу, эти дети поднимают руку или просто выкрикивают с места какой-нибудь ответ, не успев разобраться в сути вопроса. К собственным ответам относятся некритично, своих ошибок не замечают.

Ошибки и неточности в суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения, затрудненностью

дифференцировки условных связей.

Для детей, относящихся к третьему типу, характерна повышенная склонность к охранительному торможению. При кратком знакомстве такие дети могут произвести впечатление разумных, понятливых, легко усваивающих новый материал.

Нарушение их познавательной деятельности обнаруживается в процессе выполнения обычной школьной нагрузки. Во время одного и того же урока ученик то внимательно слушает и понимает учителя, то перестает его понимать.

В результате такие учащиеся не имеют систематических знаний.

Бывают случаи, когда такие дети теряются и не могут найти правильный ответ при попытке воспроизвести хорошо выученный урок. Подобная забывчивость в момент вызова ученика к доске объясняется также состоянием охранительного торможения.

Таким образом, можно выделить три типа детей-олигофренов: медлительных, вялых; импульсивных, расторможенных; чрезмерно истощаемых при интеллектуальной нагрузке.

Патологические изменения ВНД у детей и подростков.

В процессе психофизиологического развития каждая функция проходит через, так называемый, сенситивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к неблагоприятным воздействиям. Сенситивные периоды характерны и для психического развития организма в целом. К основным сенситивным периодам детства относятся возрасты от 0

до 3 лет и от 11 до 15 лет, когда особенно велика возможность нарушений ВНД. Период от 4 до 10 лет более устойчив по отношению к различным травмирующим факторам.

К патологическим изменениям ВНД следует относить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны как с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и с функциональными расстройствами их деятельности. Функциональные расстройства ВНД называют неврозами. Длительные функциональные нарушения ВНД могут затем переходить в органические, структурные и становятся необратимыми.

Учитель или воспитатель нередко встречаются в своей работе с различными проявлениями невротических реакций у детей и подростков и потому должны иметь представления о природе неврозов и особенностях их протекания у детей различного возраста. Эти знания помогут им вовремя заметить появление невротических расстройств ВНД у ребенка и после консультации с врачом организовать оптимальную педагогическую коррекцию этих нарушений.

В современной патологии ВНД и психиатрии различают три основные формы неврозов: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию. Иногда к группе неврозов относят также психастению.

Неврастения характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные травмирую травмирующие психику ситуации. Проявление

неврастении бывает различным: наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиения, головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость движений.

Неврозы навязчивых состояний характеризуются навязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Различают отвлеченные, или абстрактные, навязчивости: бесплодное мудрствование («умственная жвачка»), навязчивое воспроизведение в памяти мелодии, слов, цифр и т. д.

; афферентные навязчивости, сопровождающиеся эмоциональными чувствами, – различные страхи (фобии), навязчивые воспоминания, влечения и желания (Г. К. Ушаков, 1973).

Причина этих неврозов бывает связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.

Проявляются неврозы навязчивых состояний также в различных астенических симптомах: потеря аппетита, расстройство сна, раздражительность и т. д.

Истерия связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы.

Этот невроз характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражениям, чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известны случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д.

Широко встречаются истерические припадки.

Психастения характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к

бессмысленному мудрствованию.

Рассмотренная выше картина неврозов характерна для взрослого, юношеского и подросткового возрастов. У детей подобные формы неврозов не встречаются. В детском возрасте наблюдаются лишь различные невротические реакции.

Различают: 1) психогенные психомоторные расстройства (повышенная возбудимость, двигательное беспокойство или двигательная скованность); 2) явления страха, которые у детей не всегда являются патологическими и обычно не имеют самостоятельного значения; 3) вегетативные расстройства: нарушения питания (психогенные тошнота и рвота, отказ от пищи), психогенные нарушения физиологических отправлений (недержание мочи и кала), сосудистые нарушения (головокружения, нарушения сердцебиения, обморочные состояния и др.); 4) астенические и неврастенические расстройства, а с 3-5 лет – также истерические реакции.

Для детей проявление невротических реакций имеет одну общую для всех возрастных групп особенность: чем старше ребенок, тем невротические симптомы более стойки, постепенно обретают качества, свойственные неврозам в зрелом возрасте.

В подавляющем большинстве случаев типичным неврозом является и заикание – чисто функциональное заболевание, возникающее, как правило, в дошкольном или в младшем школьном возрасте и обусловленное врожденными особенностями нервной системы в сочетании с какими-либо негатив негативными факторами (травмы, в первую очередь психические, инфекционные болезни, эндокринные нарушения).

Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15 лет характерен невроз,

специфичный только для этого возраста. Это нервная анорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничивании себя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокое интеллектуальное развитие, но страдающих пониженной самооценкой.

Особенно часто невротические расстройства и различные психические заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3, 5 лет и в пубертатный период (от 12 до 15 лет).

В связи с этим в такие периоды, называемые кризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные или критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 331 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-4174.html

Нарушения поведенческих реакций у детей

Нарушение внд у детей неврозы

Отдых и Оздоровление / Психология / Психология (статья)

Поведение ребенкаФункциональные нарушения высшей нервной деятельности

Психическая деятельность детей раннего и дошкольного возраста находится в стадии активного становления.

Мы ранее публиковали статьи, в которых рассматривали условия оптимального формирования реакций, образующихся и протекающих по принципу условного рефлекса («Условия формирования поведенческих реакций у детей», «Формирование условнорефлекторной реакции у детей»).

Это является основы функции системы высшей нервной деятельности человека, которая у людей трансформируется в сложные психические процессы и явления, формы мышления.

При отсутствии оптимальных условий формирования психики ребенка начиная с раннего возраста, со временем у него могут возникать функциональные нарушения высшей нервной деятельности, которые в первую очередь отражаются многообразными формами неадекватного поведения.

Если взрослые не находят правильный подход к ребенку, формы неадекватного поведения закрепляются и приобретают более устойчивый характер, что приводит к возникновению неврозов. В этом случае ребенок нуждается в соответствующем лечении, которое назначается психиатром или психоневрологом.

Если такие дети не получают необходимого лечения, неврозы в ряде случаев могут приводить к неблагоприятному развитию личности.

 

Нормальное поведение ребенка можно охарактеризовать эмоционально-положительным отношением к окружающему и его активностью: живо интересуется происходящим вокруг, охотно вступает в общение со взрослыми, спокойно (без капризов) выполняет требования взрослых (ложится спать, кушает, одевается и раздевается, моет руки и др), увлеченно играет с другими детьми или самостоятельно и т.д.

От ребенка, особенно в раннем возрасте, нельзя требовать, чтобы его поведение было оптимальным. Ведь несовершенство функций и незрелость головного мозга приводя к некоторой неустойчивости поведения. Для детей в раннем возрасте такая неустойчивость естественна.

Например, если ребенок увлечен игрой, он может не сразу ответить на предложение взрослого что-то сделать (идти спать или кушать). При этом, уводя его от детей, с которыми он игрался, или забирая игрушку, он может заплакать. Когда ребенок утомлен, он может заплакать от неудачи в каком-либо занятии или от небольшого порицания.

Однако такие поведенческие реакции непостоянны, кратковременны и всегда легко объяснить причину их возникновения.

Формы неадекватного поведения

Неадекватное поведение ребенка характеризуется частым и необоснованным отрицательным эмоциональным состоянием, а его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению собственных психологических и органических потребностей или мешают нормальной жизни окружающих (детей и взрослых).

К неадекватным реакциям можно отнести:

– Упрямство – отказ выполнять обоснованные требования взрослых (например, ребенок категорически отказывается идти спать или есть, при этом он хочет спать или голодный; надеть куртку, хотя ему холодно; помыть руки, которые сильно грязные и др).

– Капризы – проявляются посредством выражения ребенком какого-либо желания, а при попытке его удовлетворить – отказом. Например, просит игрушку, а когда ее получает, говорить, что он ее уже не хочет.

– Немотивированный плач – возникает у детей по самым незначительным причинам. Например, взрослый не сразу завязал ему шнурки или другой ребенок, проходя мимо, случайно его задел и т.д.

– Отказ от контактов со взрослыми (с педагогами, знакомыми, родственниками) – при попытке вызвать к себе положительное отношение, вовлечь ребенка в разговор не имеют успеха.

– Отказ от контакта с другими детьми – ребенок стремиться находиться отдельно от детей, в стороне от них, самостоятельно играет, плачет, когда к нему подходят другие дети, не разговаривает с ними, отворачивается от них, отказывается участвовать в групповых играх и общих занятиях.

– Двигательная расторможенность – ребенок очень активный, не может сосредоточиться на каком-то виде деятельности, не способен к устойчивому вниманию в играх и на занятиях, быстро переходит от одного предмета к другому, мешает играть другим детям. Такие дети могут быть агрессивными: толкать и бить других, отбирать игрушки, кричать, кусать детей вначале с целью отобрать игрушку, выражая этим свое возбужденное состояние; бросает и ломает игрушки.

Причины возникновения неадекватного поведения

У детей могут быть некоторые врожденные предрасположенности для так называемой детской нервности. Предрасположенность к возбудимому или слабому типу нервной деятельности (неустойчивость, приводящая к нервности) может передаваться детям по наследству от родителей.

У ребенка может быть врожденное предрасположение к нервности, возникающее у плода в период внутриутробного развития из-за неблагоприятных условий течения беременности (беременная перенесла тяжелое заболеваний, сильный стресс, плохое питание, курение, потребление алкоголя, а также токсикозы второй половины беременности – плод получает недостаточное количество кислорода).

В последние месяцы беременности у плода наиболее активно развиваются функции головного мозга, в этом периоде нервные клетки ЦНС особенно чувствительны к кислородной недостаточности. В случае возникновения таких неблагоприятных факторов признаки нервности ребенка проявляются уже в первые дни после его рождения: часто просыпается, много кричит.

На быстро развивающемся головном мозге у детей сказывается любое негативное воздействие.

В первую очередь это родовая травма, болезни в период новорожденности и первые месяцы жизни, несоблюдение правил возрастных режимов (особенно сон), нарушения режима и рациона питания.

Буквально с первых месяцев жизни ребенка начинают сказываться социальные факторы. Уже к 12-месячному возрасту могут проявляться последствия неправильного воспитания.

В первые 6 месяцев жизни у детей формируются взаимоотношения в системе «мать-дитя». Любые нарушения в этой системе влияют на развитие ребенка, особенно на степени уравновешенности его психики.

После 6-месячного возраста у детей начинается интенсивный процесс становления общения с членами семьи. В этом возрасте увеличивается количество так называемых стрессовых и психогенных факторов. Дети замечают и по-своему переживают все происходящее вокруг.

И чем старше они становятся, тем больше факторов социальной среды влияют на их поведение.

Семейные ссоры, шумная обстановка могут привести к значительному напряжению нервной системы. Ребенок начинает замечать несправедливое отношение к себе, нервозное и резкое, подавление инициативы, частые запреты, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам.

При посещении детского дошкольного учреждения неадекватное поведение ребенка проявляется в первую очередь во время привыкания (адаптации) к новым условиям жизни.

Методы ликвидации неадекватных форм поведения и их профилактика

В случае обнаружения у ребенка проявлений неадекватных форм поведения, чем раньше его от них избавить, тем более успешными будут результаты. При этом необходимо соблюдать некоторые условия:

– прежде всего – проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить состояние здоровья ребенка; – заниматься нормализацией психического состояния ребенка должны в первую очередь родители;

– помнить о том, что разные формы неправильного поведения ребенка требуют разных подходов.

Например, если ребенок проявляет упрямство и капризы, необходимо обеспечить доброжелательное, спокойное отношение к нему, действовать методом отвлечения и не поощрять чрезмерные требования, при этом не прибегая к наказаниям. В этом случае лучше всего перестать контактировать с ребенком некоторое время.

Если ребенок не получает соответствующей реакции взрослого, ему становится неинтересно упрямиться или капризничать. Затем к нему нужно подойти и постараться вовлечь его в какую-либо деятельность или игру, при этом к ребенку следует сохранять доброжелательное и спокойное отношение.

Правильные воспитательные подходы в семье и детских дошкольных учреждениях дают желаемый результат.

При плаксивости следует отвлечь ребенка, приласкать, дать поручения, чтобы он их самостоятельно выполнил, вовлечь его в игру.

Двигательная расторможенность снимается путем включения ребенка в занятия с целенаправленной деятельностью, которая должна проходить при заинтересованности и положительном эмоциональном отношении ребенка. Необходимо чередовать периоды концентрации внимания с периодами двигательной активности, пытаясь повысить устойчивость деятельности ребенка.

Если ребенок проявляет агрессию, первостепенно нужно выяснить причины этого состояния: состояние здоровья, нервной системы, обстановку в семье. Необходимо внимательно следить за его поведением и не допускать ситуаций, способствующих проявлению агрессивного поведения.

В некоторых случаях, если ребенок посещает детские дошкольные учреждения, его переводят в группу более старших детей.

Детей с проявлениями агрессии необходимо постоянно держать в поле зрения, давать им интересные поручения, занимать индивидуальной игрой, следить, чтобы они занимались целенаправленной деятельностью.

Профилактика неадекватного поведения ребенка заключается в создании оптимальных условий развития, обеспечении достаточной (но не чрезмерной) психической и физической активности, полноценном общении со взрослыми, правильной организации групповых игр, регулярном пребывании на свежем воздухе, закаливании, смене разных видов деятельности, чередовании отдыха и активности. Воспитательная работа должна включать индивидуальный подход к ребенку. Например, нерешительным детям следует пробуждать активность и стимулировать их самостоятельную деятельность, давая задания возрастающей трудности.

Проявление самостоятельности необходимо всячески поощрять. Если ребенок что-то хочет сделать самостоятельно, при этом запрещать ему делать это или ограничивать его действия, очень быстро он станет отказываться выполнять то, что ему предлагают взрослые.

Постоянные запреты способствуют развитию детской нервности. При этом слово «нельзя» должно быть действительным запретом (если ребенок после слова «нельзя» получает желаемое, это слово не закрепляется как запрещение).

Чтобы у детей вырабатывалась дифференцировка слов «нельзя» и «можно», взрослые должны проявлять действия, соответствующие смыслу этих слов.

Отсутствие этой дифференцировки затруднит ребенку жизнь, поскольку он не будет слушаться взрослых не потому, что он упрямый или нехороший, а потому, что не в состоянии правильно оценить требования.

Также нужно отметить важный момент: ребенок гораздо охотнее выполняет требования, если они сформулированы не в виде приказа, а в виде просьбы.

Источник: https://medqueen.com/otdyh-i-ozdorovlenie/psihologiya/psihologiya-statya/1848-narusheniya-povedencheskih-reakciy-u-detey.html

Нарушение высшей нервной деятельности детей школьного возраста и их профилактика

Нарушение внд у детей неврозы

Самым распространенным нарушением деятельности высшей нервной системы является неврозы.

В наше время в разных странах, среди детского и взрослого населения отмечается достаточно высокий уровень заболеваемости неврозами.

Это связано с влиянием различных факторов, в частности несоответствием современного уровня научно-технического прогресса степени развития психофизической адаптации организма людей, особенно детей и подростков.

Большой объем информации, предусмотренный новыми школьными программами, необходимость постоянного ее осмысления, усвоения и запоминания, требование владения современными техническими средствами, вызванная компьютеризацией учебных курсов и т.д.

– это реалии современного бытия ученика среднего общеобразовательного учебного заведения.

Современный темп обучения и жизнедеятельности детей и подростков требует от них значительных нервно-психических затрат, которые на фоне уменьшения физических нагрузок, плохого питания и экологических катаклизмов становятся факторами возникновения у них невротических расстройств.

Проблему неврозов исследовал известный физиолог И. П. Павлов. Установленные им три основные причины возникновения функциональных неврозов у ​​животных (перенапряжение процессов возбуждения, торможения или их подвижности) вызывают неврозы у людей.

Невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате осложнения особо важных для человека жизненных ситуаций. Он проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатических явлений.

Для невроза характерны следующие признаки:

1) наличие психогенной причины заболевания, которая связана с особенностями межличностных отношений в социальном окружении (классе, семьи и т.д.);

2) доминирование эмоциональных и соматовегетативных нарушений в клинической картине невроза как специфических проявлений этого заболевания;

3) возвратность клинических расстройств после длительного отдыха, социо и психотерапии, общеукрепляющего и транквилизирующего (успокаивающего) лечения.

Таким образом, очевидно, что при неврозах не меняется анатомическая целостность ЦНС, а наблюдаются только функциональные расстройства. Это отличает их от органических заболеваний нервной системы, при которых нарушения их деятельности обусловливается повреждением нервной ткани.

Характерной особенностью невроза является осознание больным своих

нарушений, способность управлять своим поведением и адекватно оценивать действительность.

Возникновение неврозов ускоряют специфические личностные качества, индивидуально-типологические особенности ВНД, а также психофизическая ослабленность в результате заболеваний, истощения, интоксикации. Итак, причина возникновения невроза обусловлено взаимодействием психотравмирующей ситуации с выходными характеристиками личности.

Современная классификация неврозов базируется на особенностях клинических проявлений болезни. Выделяют неврастению, невроз навязчивых состояний и истерический невроз.

Неврастения является одной из наиболее распространенных форм неврозов. Для нее характерно сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с усталостью и истощением, которые быстро развиваются.

Чаще всего причинами неврастении у детей и подростков являются чрезмерные эмоциональные реакции, является результатом неблагоприятной семейной атмосферы, длительного волнения, физического и умственного перенапряжений.

Заболевание может длиться несколько месяцев, а при наличии обстоятельств, истощают организм, приобретает признаки хронического и протекает в течение многих лет. Способствуют выздоровлению устранения действия негативных факторов, отдых и лечение.

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением в процессе мышления идей, представлений, влечений, сомнений, воспоминаний сопротивление желанию человека. Несмотря на критическое отношение к навязчивым явлениям, человек не может избавиться от них усилием воли.

Частыми проявлениями этой формы невроза является фобические расстройства, например, страх заболеть неизлечимой болезнью, страх смерти и тому подобное. Встречаются навязчивый страх высоты, лестниц, тесных помещений. Такие переживания являются причиной развития состояния безнадежности, нерешительности, растерянности.

Еще одним ярким примером навязчивых состояний является вера в предрассудки. У здорового человека также иногда возникают навязчивые сомнения или опасения, но они кратковременны, легко преодолеваются и не подчиняют себе его поведение.

Невроз навязчивых состояний чаще всего оказывается у взрослых людей, однако формируется в детском и подростковом возрасте.

Истерический невроз характеризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к воздействию внешних раздражителей, бурными проявлениями экспрессивности, эмоциональных и двигательных реакций.

Настроение у истериков настойкое , характерен быстрый переход от слез к смеху и наоборот, а также склонность к фантазированию. В них могут возникать различные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в театральных позах, громких вздыхающим, стонах, заламывании рук, вырывание волос.

Вегетативные расстройства проявляются в виде нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта (икота, рвота и т.д.). К сенсомоторных расстройств прежде всего относятся гиперкинезии (дрожание рук, ног, всего тела), парезы, временные расстройства речи.

Эти расстройства не связаны с органическими поражениями центральной нервной системы и имеют функциональный характер.

Следует отметить, что у детей и подростков встречаются также называемые системные неврозы. Они дополняют симптоматику какого-то определенного невроза еще и такими проявлениями, как расстройства речи, недержания мочи и т.д.

В 60-е годы XX в. в медицинской, психологической, педагогической литературе появился новый термин “школьный невроз”. Он характеризуется многими симптомами (плаксивостью, потерей аппетита, чрезмерной потливостью, расстройствами сна, нарушением речи и т.п.

), среди которых доминируют стойкий страх перед школой и нежелание ее посещать. Характерно, что симптомы усиливаются не только в той ситуации, когда нужно идти в школу, но и при обычном упоминании о ней.

Проявления клинической картины этого невроза могут встречаться и у вполне здоровых детей, однако специфическое сочетание симптомов “школьного невроза” отличается от обычной вредности или упрямства.

Для предотвращения возникновения и развития “школьного невроза” нужно в дошкольный период интеллектуально, морально и физически готовить детей к школе: привлекать к посещению подготовительной группы детского сада, приучая их к жизни в коллективе, дома играть с детьми “в школу”, учить их читать , писать и т.п.

1983 М.М.Ханашвили, исследуя проблему неврозов, ввел понятие “информационный невроз“.

Причиной его он определил одновременное действие триады таких факторов, как избыток информации, нехватка времени для ее восприятия и обработки и высокая мотивация, то есть желание ее усвоения.

Информационные неврозы возникают у школьников в период семестровых зачетов, выпускных экзаменов, в одаренных детей – при подготовке к конкурсам, олимпиадам и тому подобное.

Особую актуальность среди ученых, педагогической общественности и родителей приобрел вопрос о предупреждении дидактогенних нервно-психических состояний. Они возникают тогда, когда педагог плохо информирован о психофизиологических особенностях учащихся и о действии слова как физиологического раздражителя.

Общаясь с учениками, педагог постоянно (сознательно или бессознательно) влияет на психическое состояние своих воспитанников, способен одним словом, жестом или поступком вызвать положительный или отрицательный отзыв со стороны отдельного ученика или всего класса.

Таким образом, дедактогенные неврозы, или дидактогения – это психогенные нарушения работоспособности или здоровья ребенка или подростка, вызванные непрофессиональными действиями учителя (педагогического коллектива) в процессе организации обучения или воспитания.

К таким действиям, кроме негативных коммуникативных влияний, следует отнести такие факторы, как объем учебной нагрузки, характер расписания, особенности организации обучения (на уроке, во время четвертных или семестровых зачетов, экзаменов) и отдыха (во время перерыва, выходных, каникул).

Учитель следует помнить, что у детей нервная система более возбуждающая, чем у взрослых, вследствие чего она быстрее истощается. Эту особенность центральной нервной системы детей нужно учитывать при организации учебно-воспитательной работы в школе.

Так, если на уроке долгое время занимаются однообразной умственным трудом, при которой возбуждаются одни и те же участки ЦНС, то последняя быстро устает и деятельность ее очень затрудняется. В результате у детей снижается интерес, внимание и вообще их работоспособность.

Поэтому на уроках учитель должен применять различные методы и приемы работы, продолжительность каждого из которых должна быть по возможности небольшим. При изменении методов и видов работы нагрузки с одних участков ЦНС переносится на другие, и поэтому значительно отдаляется время наступления ее утомления.

С этой же целью после длительной умственной работы следует устраивать перерывы, проводить физкультминутки, в течение которых нервные центры, усиленно работали, могли бы отдохнуть.

Общая атмосфера в школьном заведении должна определяться доброжелательным отношением участников учебного процесса друг к другу, базироваться на уважении как к учителю, так и ученику, последовательности и разумности требований, гражданской порядочности и честности.

Важным условием предотвращения нарушений нервной системы у детей и подростков является гигиеническая организация сна. Сон – это наиболее полноценный отдых для организма. Положительные изменения в функциональном организма происходят только при условии достаточной продолжительности сна, соблюдении режима засыпания и пробуждения.

Количество часов сна, которая необходима школьнику в зависимости от возраста

Возраст и количество часовсна в сутки

6-7 лет 12-13 Дневной сон – один раз в день

8-10 лет 11-12 Дневной сон – по медицинским указаниям

11-12 лет 10-11

13-14 лет 9,5-10

15-16 лет 9-9,5

Полноценность отдыха во время сна зависит от вида деятельности ребенка перед сном, гигиенического состояния помещения, часы последнего приема пищи. Очень полезна перед сном спокойная прогулка на свежем воздухе (20-30 мин.), Которую можно использовать для общения с ребенком.

Недопустимо, чтобы незадолго до сна дети вместе со взрослыми смотрели телепередачи, читали художественную литературу, слишком возбуждает их нервную систему. Это может стать причиной затруднения засыпания и беспокойного сна. Промежуток времени между ужином и сном должен составлять не менее 2:00.

Ребенок должен спать в хорошо проветренном помещении. Постель должна быть обязательно отдельной, широкой и достаточно жесткой, чтобы предотвратить недостатков осанки.

Недосыпание, если оно даже незначительное, но часто повторяется, негативно сказывается на функциональном состоянии нервной системы, снижает сопротивляемость организма к усталости, ухудшает успешность в обучении.

Аккумулированное недосыпание является частой причиной неврозов.

Лечить неврозы у детей должен врач. Задача тех, кто окружает, воспитывает и учит детей – осуществлять профилактику подобных нарушений и создавать обстановку, способствующую устранению или смягчению действия травмирующих факторов, не допускать непрофессионализма в отношении детей, оценке результатов их учебных достижений. Именно эти проблемы исследует такая наука, как психогигиена.

Психогигиена школьников изучает различные аспекты проявления процесса обучения на психику детей и связана с проблемами воспитания.

При работе с детьми разных возрастных групп необходимо учитывать их индивидуально-типологические особенности и закономерности развития на разных этапах онтогенеза.

В младшем школьном возрасте очень важно сформировать у детей положительные мотивации к обучению, общению с педагогами и сверстниками.

Необходимо, чтобы учащиеся получали удовольствие от умственного труда, чувствовали радость познания нового.

Большое значение приобретают совместные усилия родителей и учителей, спокойная и доброжелательная атмосфера в семье, формирование навыков рациональной организации режима дня.

В период полового созревания в организме подростков происходят функциональные изменения большинства систем и органов. Значительные изменения происходят и в их ВНД. Типичными проявлениями поведения в этом возрасте является неуравновешенность (в мышлении, чувствах, поступках), быстрая утомляемость и чрезмерная раздражительность, появление сексуальных влечений.

В пубертатный период возрастает чувствительность к действию таких негативных факторов, как нерациональное соотношение между умственной и физической деятельностью, неполноценный отдых, конфликты, недостаточное пребывание на свежем воздухе, нарушение режима дня и т.

Тяжелых и опасных последствиях для здоровья и жизни подростка могут быть вызваны употреблением наркотических веществ, алкоголя, курением.

Расстройства психики у подростков могут вызвать негативные эмоции в результате несправедливого отношения к ним, безразличия или, наоборот, назойливой опеки, предвзятой оценки их личности или результатов деятельности.

Педагогам и родителям очень важно найти такие формы и методы работы, которые были бы интересны для подростков, переключали их внимание на виды деятельности, отвлекали от сексуальных переживаний, уменьшали остроту проблем психологического и морально-этического характера, раскрывали их способности и гармонизировали развитие личности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/53456.html

Нарушения внд

Нарушение внд у детей неврозы

Экспериментальныеневрозы. Функциональныенарушения свойств нервных процессов иВНД приводит к заболеваниям нервнойсистемы, причину которых удалосьустановить после изучения экспериментальныхневрозов.

И.П. Павловым былоустановлено, что неврозы могут возникатьпри перенапряжения процессов возбужденияили торможения, а также при их столкновении.

Врачебная практикапоказала, что возникновение неврозовявляется результатом сильных потрясений.Неврозы наблюдаются:

1. При перенапряжениипроцесса возбуждения действиемсверхсильных раздражителей.

2. При перенапряжениитормозного процесса, что может развиватьсяпри очень тонких дифференцировкахблизких раздражителей (например, решениесложной задачи), при столкновении спостоянными запретами, при обманах,разочарованиях.

3. При перенапряженииподвижности нервных процессов, т.е. приломке динамического стереотипа. Частымипричинами невротических состояниймогут быть неожиданные события, которыеприводят к переоценке жизненных ценностей.

4. Нарушение ВНДвозникает при столкновении процессавозбуждения и торможения, т.е. приодновременном действии положительногои отрицательного раздражителей. именнотаким образом в лаборатории И.П. Павловавпервые был получен невроз у собаки,которой давали пищу в железной миске,к которой был подведен электрическийток.

Невротическиесостояние проявляются в самых различныхформах. Неврозам в больней степениподвержены два крайних типа ВНД (холерикии меланхолики).

Для начальныхэтапов развития невроза характерны трифазы:

1. Уравнительныхответов. На этой фазе и сильный и слабыйраздражитель вызывают одинаковуюответную реакцию.

2. Парадоксальная– сильный условный раздражитель вызываетответную реакцию меньшей силы, чемслабый.

3. Ультрапарадоксальная.На этой фазе и сильный положительныйраздражитель и слабый ответной реакциине вызывают.

Неврозы сопровождаютсяизменением вегетативных функций (повышением рН желудочного сока,увеличением артериального давления идр.

Для нормализацииВНД после невроза иногда бываетдостаточным продолжительный отдых сосменой обстановки, сон. Однако взависимости от состояния ЦНС и формыневроза используются и фармакологическиепрепараты, которые могут или тормозитьактивность нервной системы или усиливать.

СОН

Сон – это проблемане только физиологическая, но и социальнобытовая. У. Шекспир сказал, что сон это«чудо матери природы».

В среднем из 75 летжизни около 25 человек проводит во сне.Здоровый человек может засыпать в любойобстановке (например, солдаты могутспать на ходу), однако если механизмысна нарушены, то его может нарушитьлюбое раздражение (например, бой часов).

Выделяют нескольковидов сна:

1. Суточный сон.

2. Наркотическийсон.

3. Гипнотическийсон.

4. Патологический(летаргический) сон.

5. Сезонный сон уживотных.

У людей с увеличением возраста продолжительность снауменьшается:

– новорожденныйспит около 21 часа в сутки

– ребенок в возрастеот 6 месяцев до 1 года – около 14 часов

– от 1 до 4 летпродолжительность сна составляет 12часов

– в возрасте 10 летребенок спит 10 часов

– взрослый человекспит 7—8 часов

– пожилые людиспят еще меньше т.к. у них преобладаютпроцессы возбуждения в нервной системе.

При отсутствиисна на протяжении 60—80 часов у человекапонижается скорость психологическихреакций, снижается температура тела,появляется высокая утомляемость,замедляется ЧСС.

Глубина снамаксимальна в первые 2—3 часа. Затем онауменьшается и к 6—7 часу сна опятьповышается, поэтому при условии еслилечь спать в 22 часа легче проснуться в4 часа утра.

На протяжении ночиглубина сна также изменяется, чтоотражается на ЭЭГ.

Фазы сна:

1. Ортодоксальный(медленный) сон состоит из несколькихфаз

А – фаза(бодрствование), отмечается состояниерасслабления, легкой сонливости, на ЭЭГрегистрируется альфа-ритм.

Б – фаза (засыпание),На ЭЭГ исчезает альфа-ритм, и появляютсяневысокие тета-волны.

С – фаза (неглубокийсон), на ЭЭГ появляется дельта-ритм исонные веретена.

Д – фаза (умеренноглубокий сон), на ЭЭГ преобладаютдельта-волны.

Е –фаза (самыйглубокий сон), на ЭЭГ высокие медленныедельта-волны.

2. Парадоксальный(быстрый) сон. Во время этого сна можетнаблюдаться быстрое движение глаз имедленное движение рук и ног, аритмия.Окружающим кажется, что человекпросыпается, но он спит еще глубже, чемраньше. Парадоксальный сон появляетсячерез 1.5 часа после засыпания.

В среднемиз 8 часов сна около 2,5 часов человекпроводит в фазе парадоксального сна. Вначале сна эта фаза короткая, а к утруее длительность может достигать 35 минут. На протяжении ночи ортодоксальный сонсменяется парадоксальным и затем циклповторяется.

В фазу парадоксальногосна происходит обработка дневнойинформации.

Сон, которыйразвивается под влиянием постороннихмонотонных раздражителей называетсяактивным. Например, при монотонномчтении лекции студенты могут уснутьили в поезде пассажиры засыпают подстук колес или дождя за окном.

Если человекаобездвижить и ограничить притокраздражителей наступает сон. Этот видсна называется пассивным.

Люди по разномувоспринимают нехватку сна. Некоторымдостаточно 5 часов сна, а некоторым этогоочень мало.

Гипотезывозникновения сна.

1. Гемодинамическаягипотеза. По этой гипотезе сон возникаетиз-за перераспределения объемациркулирующей крови между головой итуловищем.

2. Гистологическая.Сон возникает из-за нарушения контактовмежду нейронами.

3. Гуморальная. Сонвозникает из-за накопление в организмев период бодрствования гипнотаксинов.

4. Нейрогенная.Павлов считал, что КБП является инициаторомсна.

5. Корко-подкорковаятеория сна Анохина. По мнению Анохиналобные отделы КБП оказывают постоянноетормозное влияние на гипоталамус. Приутомлении нейронов КБП их тормозноевлияние уменьшается.

При этом активируютсяядра гипоталамуса, которые способныугнетать деятельность ретикулярнойформации.

Ретикулум в норме оказывалпостоянное активирующее влияние наКБП, которое теперь исчезает, поэтомуактивность КБП снижается и наступаетсон.

В течении дня вКБП накапливается большое количествоинформации восприятие которой затруднено,поэтому во время сна происходитпереработка информации и ее кодированиев памяти.

Сны сопровождаютсясновидениями. В течение ночи у человекаможет быть 4—6 сновидений, которыеприходят в парадоксальную фазу.

Есличеловека разбудить сразу послепарадоксальной фазы, то он вспомнит чтоему снилось, если через 10 минут, товозникают только смутные воспоминания,если после сновидения пройдет еще большевремени то человек его не сможетвспомнить. Цветные сны видят около 70%людей, около 13% – полуцветные и 17% людейвидят ахроматические сны.

Роль сновидений:

1. Защищает сон,т.е. препятствует пробуждению.

2. Предохраняетпсихику человека от перенапряженият.к. во сне реализуются мечты.

Источник: https://studfile.net/preview/5242833/page:3/

ВашДоктор
Добавить комментарий