Экспресс диагностика выявления тревожности 5 класс

Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классов

(на основании материалов психологического обследования при  подгтовке к психолого-педагогическому консилиуму)

1. Общие факторы среды:

– обусловленная способность к восприятию, переработке, классификации и хранению определенного объема информации, ее качественных характеристик, врожденные и приобретенные способности;

– импринты, паттерны (стереотипы) поведения, комплексы и управляющие программы, передаваемые трансгенетическим путем.

2. Социально-обусловленные причины:

– общее эмоциональное состояние детей, связанное с различными формами его включения в жизнь социума, в частности школы и классного коллектива;

– эмоциональное состояние детей, на фоне которого развиваются его социальные контакты (в первую очередь со сверстниками);

– несоответствие между требованиями родителей, завышенной мотивацией и возможностями ребенка к обучению (шкала «избегание неудачи»);

– страх за будущее, в том числе невозможности самореализации себя как личности (субшкала – магическая тревожность: «информация о катастрофах», «глобальные катастрофы» и т.д.).

 3. Психологический фактор:

– низкая способность к рефлексии, анализу и практическому применению знаний, умений и навыков;

– неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижение высокого результата;

– негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей, возможностей;

– установка «соответствовать стандартам», социальному статусу родителей;

– «тоннельное видение», линейное мышление, недостаточно развитая способность к обучению;

– ориентация на значимые объекты, находящиеся в окружении ребенка, подростка;

– оценка результатов труда, поступков и мыслей другими, тревога по поводу даваемых окружающими, ожидание негативных оценок;

– наличие внутренних комплексов, негативных установок и управляющих программ;

низкий уровень рефлексии;

– негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, возможностей, достижений;

– низкие показатели перспективной идентичности (перспективы, намерения, мечты, относящиеся к различным сферам жизни);

– психо-соматические проблемы, испытываемые ребенком (болезни родителей, болезни, перенесенные в детстве ребенком);

– особенности психофизиологической организации, снижающая приспособляемость организма к стрессфакторам окружающей среды, деструктивное реагирование на тревожный фактор среды;

– общий неблагоприятный эмоциональный фон отношений со взрослыми, в том числе в школе, снижающий успешность обучения;

– неблагополучная обстановка в семье (развод супругов, неполная семья, ссоры и скандалы);

– негативные установки сверстников (соответствие определенным стандартам поведения);

– низкая самооценка в плане соответствия стандартам, предъявляемым в обществе;

– слабые знания (отсутствие знаний) о своих внутренних способностях и возможностях;

соотношение социальной роли и индивидуальных характеристик личности (принадлежность к той или иной социальной группе);

– отсутствие деятельной идентичности (обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений);

– слабое коммуникативное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное «Я»;

– не сформированные, размытые, слабые границы личности;

– негативный опыт поведения в сложных, кризисных ситуациях;

– эмоциональное реагирование и формирование устойчивых поведенческих реакций, основанных на негативном опыте в личностных и межличностных отношениях.

4. Внутришкольный, межличностный факторы:

– отсутствие стимула, слабый стимул к учебной деятельности;

– низкий уровень личностной организованности у учащихся;

– завышенные требования некоторых учителей-предметников к учащимся, слабо усваивающим учебный материал, низкая оценка их работ (эмоциональная компонента, человеческий фактор);

– слабый контроль со стороны родителей (отсутствие контроля);

– недостаток организации работы с родителями по психологическому просвещению, профилактике и консультированию;

– завышенные ожидания родителей и учащихся по окончанию школы;

– недостаточная связь между учителями младшего звена школы, классными руководителями, учителями-предметниками среднего звена;

– учителя среднего звена не достаточно ознакомлены с учащимися 4 классов, их личностными особенностями и психологическими проблемами;

– низкая оценка предметов творчества;

– низкий уровень контроля, диагностики, мониторинга и рефлексии психологических процессов;

– психодиагностика и психокоррекция лиц, относящихся к группе риска, а также учащихся со специальными образовательными потребностями, индивидуальное психологическое сопровождение детей, нуждающихся в коррекции, не включена в общий план работы психологической службы школы;

– слабое обеспечение психологического сопровождения педагогического процесса.

 Пути решения проблемы, связанной с повышенной тревожностью учащихся:

  • психодиагностика: индивидуальная; групповая;
  • психопрофилактика и психокоррекция: индивидуальная и групповая;
  • обработка и анализ результатов диагностических обследований: коррекционных, профилактических, развивающих занятий;
  • оформление и ведение отчетной документации, мониторинг деятельности психологической службы;
  • индивидуальное консультирование: родителей, педагогов;
  • групповое консультирование (тренинги, интенсивы, семинары) педагогов;
  • изучение специальной литературы и освоение новых технологий;
  • посещение районных, городских, областных, республиканских и международных мероприятий (конференции, круглые столы, семинары, тренинги и т.д.);
  • коллегиальное консультирование смежных специалистов и работа в специализированных комиссиях (супервизии, интервизии);
  • организация и ведение постоянно действующей терапевтической группы, сформированной из педагогов учреждения образования.

 Проведение предложенного перечня работ позволит:

  • решать задачи, связанные с  познавательными, личностно-эмоциональными, коммуникативными процессами;
  • улучшить психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную,
  • личностную компетентность, произвольную регуляцию, связанную с задачами адаптации к образовательному учреждению, образовательному процессу, повысить готовность к учебе;

  • стабилизировать эмоционально-личностные состояния, структурирование
  • мышления, активизацию памяти, речи, регуляции психомоторных функций;

    4. совершенствовать личностные черты и качества, тип, объем и устойчивость внимания;

    5. повысить самооценку и уровень притязаний, провести коррекцию ценностных ориентаций, увеличить потребность в самоактуализации на основе эмоциональных особенностей детей и подростков;

    5. увеличить пластичность и эмоциональную лабильность психики учащихся.

    Источник: https://www.b17.ru/article/analysis_of_the_causes_of_increased_anxi/

    Тест школьной тревожности для учащихся 5 класса

    Экспресс диагностика выявления тревожности 5 класс

    Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса

    Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

    Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

    Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

    На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если Вы не согласны.

    Текст опросника:

    1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

    2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

    3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

    4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

    5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

    6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорил?

    7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

    8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

    9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

    10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

    11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

    12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

    13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

    14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

    15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

    16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

    17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

    18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

    19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

    20. Похож ли ты на своих одноклассников?

    21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?

    22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

    23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

    24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

    25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

    26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

    27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

    28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

    29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

    30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

    31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

    32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

    33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

    34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

    35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

    36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

    37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

    38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

    39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как твои одноклассники?

    40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

    41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

    42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

    43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

    44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем

    45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

    46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

    47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

    48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

    49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

    50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

    51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

    52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

    53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

    54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

    55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

    56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

    57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо

    58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

    Обработка и интерпретация результатов:

    При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-ой вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявление тревожности.

    При обработке подсчитывается:

    • общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности;
    • число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

    Е=22

    2. Переживание социального стресса

    5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

    Е=11

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха

    1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

    Е=13

    4. Страх самовыражения

    27, 31, 34, 37, 40, 45

    Е=6

    5. Страх ситуации проверки знаний

    2, 7, 12, 16, 21, 26

    Е=6

    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

    3, 8, 13, 17, 22

    Е=5

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

    9, 14, 18, 23, 28

    Е=5

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

    2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47

    Е=8

    Ключ к вопросам:

    «+» – Да, «-» – Нет

    1. – 21. – 41. +

    2. – 22. + 42. –

    3. – 23. – 43. +

    4. – 24. + 44. +

    5. – 25. + 45. –

    6. – 26. – 46. –

    7. – 27. – 47. –

    8. – 28. – 48. –

    9. – 29. – 49.

    10. – 30. + 50. –

    11. + 31. – 51. –

    12. – 32. – 52. –

    13. – 33. – 53. –

    14. – 34. – 54. –

    15. – 35. + 55. –

    16. – 36. + 56. –

    17. – 37. – 57. –

    18. – 38. + 58. –

    19. – 39. +

    20. + 40.

    Результаты:

    1. Число несовпадений знаков («+» – Да, «-» – Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: 50%; >75%).

    2. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

    3. Число несовпадений по каждому фактору для всего класса (абсолютное значение – 50%; >75%).

    4. Представление этих данных в виде диаграммы.

    5. Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору >50% и >75% (для всех факторов).

    6. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

    7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

    Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

    1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

    2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

    4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

    5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

    4

    Источник: https://botana.biz/prepod/klassnomu_rukovoditelyu/oxt1tyny.html

    Диагностическое обследование детей 5 классов на выявления уровня тревожности «Опросник Филиппса»

    Экспресс диагностика выявления тревожности 5 класс

    Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

    Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

    Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

    Отвечайте на вопрос, ДА, если Вы согласны с ним, или НЕТ, если не согласны”.

    Обработка и интерпретация результатов:

    При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-“, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

    1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

    2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

    Факторы № вопросов

    1. Общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58

    S = 22

    2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

    S = 11

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

    S = 13

    4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45

    S = 6

    5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26

    S = 6

    6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

    3, 8, 13, 17, 22

    S = 5

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

    9, 14,18, 23, 28

    S = 5

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47

    S = 8

    Ключ к вопросам

    “+” — Да

    “-”  — Нет

    1 – 19 – 37 – 55 –

    2 – 20 + 38 + 56 –

    3 – 21 – 39 + 57 –

    4 – 22 + 40 – 58 –

    5 – 23 – 41 +

    6 – 24 + 42 –

    7 – 25 + 43 +

    8 – 26 – 44 +

    9 – 27 – 45 –

    10 – 28 – 46 –

    11 + 29 – 47 –

    12 – 30 + 48 –

    13 – 31 – 49 –

    14 – 32 – 50 –

    15 – 33 – 51 –

    16 – 34 – 52 –

    17 – 35 + 53 –

    18 – 36 + 54 –

    Результаты

    1) Число несовпадений знаков (“+” — Да, “-” — Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50%; > 75%).

    Для каждого респондента

    2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

    3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: — абсолютное значение — < 50%; > 50%; > 75%

    4) Представление этих данных в виде диаграммы.

    5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).

    6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

    7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

    Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

    1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

    2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

    4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

    5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

    6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

    Источник: https://infourok.ru/diagnosticheskoe-obsledovanie-detey-klassov-na-viyavleniya-urovnya-trevozhnosti-oprosnik-filippsa-2142287.html

    ВашДоктор
    Добавить комментарий