Ээг при заикании у детей

Невротическое заикание — почему возникает и как бороться

Ээг при заикании у детей

Из-за высокой скорости жизни и большого количества стрессов с каждым годом набирает актуальность невротическое заикание. Оно возникает как у детей, так и у взрослых людей. Коррекция этого состояния требует комплексного подхода.

Лечение заикания проводится в логопедических стационарах или амбулаторно. Такие кабинеты есть в государственных детских садах и поликлиниках, спонсируемых государством, и в частных центрах. На занятия направляются дети и взрослые, имеющие проблемы с речью.

Виды заикания

Заиканием называют речевое нарушение, характеризующееся продлением слогов и звуков, а также их повторением или разрывами в произношении слов. Пациенты могут строить неестественные гримасы или иметь тики из-за трудностей в разговоре. Таким образом они стараются преодолеть запинку. Это состояние также называют логоклонией или логоневрозом. Диагноз ставят при значительном речевом дефекте.

По звучанию различают два вида заикания: тоническое (остановки в речи или удлинение звуков) и клоническое (повторы слогов, слов или отдельных звуков). Существует также смешанный тип, который сочетает в себе признаки двух предыдущих.

Если классифицировать по этиологическому признаку, можно выделить невротическую и неврозоподобную форму. Последняя обычно подразумевает органическое поражение мозга, сочетающееся с патологией моторики, включающей нарушение артикуляции.

Стрессовые ситуации при этом не оказывают существенного воздействия.

Невротический тип заикания возникает у здоровых людей с нормальными или ускоренными темпами развития. Нарушение речи вызывается сильным однократным или хроническим стрессом. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) не обнаруживает отклонений.

Симптомы могут почти отсутствовать в моменты психологического спокойствия, но набирать силу при сильном волнении. Это провоцирует появление логофобии (боязни говорить) и изменения в поведении со стремлением к более закрытому образу жизни.

Такая форма может проходить бесследно после коррекции или носить рецидивирующий характер, обостряясь после нового сильного стресса.

Причины появления

Этиология этого речевого нарушения до конца не изучена. Но часто возникновению невротической формы заикания предшествует один из факторов:

  • сильный испуг;
  • эмоциональная нестабильность родителей (резкие перепады в отношении от ласки к грубости или рукоприкладству);
  • перенесённое тяжёлое заболевание;
  • физическое насилие или наказания;
  • систематическое несоблюдение режима дня;
  • угрозы, в том числе в кругу семьи;
  • преждевременное разучивание сложных слов;
  • превышение допустимой нагрузки по чтению литературы;
  • копирование заикания близкого человека.

Речевые нарушения возникают не только из-за неврологических проблем, но и по причине генетической предрасположенности. С детьми с отягощённым анамнезом следует быть более внимательными и осторожными в общении и воспитании. Независимо от причины состояния, у пациентов отмечается гипертонус и повышенная возбудимость моторных центров речи. Это и вызывает характерные изменения в разговоре.

Как это происходит

Нарушение произношения появляется из-за спазма мышц аппарата, участвующего в речи: мягкого нёба, губ, языка или гортани. При этом судороги мышц гортани называют ыми, а остальные артикуляционными. Термин «заикание» родился из-за схожести ощущений с икотой.

Третьим типом судорог считаются дыхательные. При этом человеку не хватает воздуха для произношения слова. Он старается захватить его ртом, из-за чего не может связно произносить речь.

Спазмы любого типа связаны с перевозбуждением двигательных центров речи, которые находятся в коре головного мозга.

От них импульсы передаются на смежные структуры, откуда доходят до мышц. Эти компоненты называют первичными. При передаче возбуждения на участки, отвечающие за психику и эмоции, и подключении логофобии возникают вторичные изменения. Они более характерны для взрослых пациентов, нежели для детей.

С чего начать коррекцию

Диагностика невротической формы заикания должна начинаться с комплексного обследования ЦНС. Для этого проводится консультация невролога, и выдаётся направление на ЭЭГ. По результатам делают заключение о типе нарушения речи и подбирают коррекцию.

Перед началом терапии нужно создать пациенту мотивацию к занятиям. Особенно важно это для детей, которым коррекция может даваться тяжело. Затем предстоит работа с остановкой речевого стереотипа, который сформировался за время существования проблемы. Он проявляется в ограничении общения или молчании.

Чтобы справиться с заиканием, нужно научить пациента расслабляться. На это направлен весь курс коррекции. Одновременно с этим формируется навык плавной речи. Затем создаётся новый стереотип, который закрепляется на занятиях с логопедом повторениями звуков, слогов, слов и чтением текстов.

Совместно с логопедией, в коррекции должна присутствовать психотерапия. Это нужно для того, чтобы предотвратить вторичные патологические проявления. В рамках лечения проводятся совместные беседы и речевые упражнения с родителями и детьми.

В домашней обстановке также необходимы занятия с родителями и организация комфортного пространства для ребёнка. Особенно важно мышечное расслабление и спокойный эмоциональный фон.

Детей нужно учить принципам релаксации, которые они смогут применять в обычной жизни.

Моторные функции также требуют тренировки. Кроме этого, включаются упражнения для координации речи и её плавности. Делается упор на чувство ритма и дыхание во время разговора. Работать также следует над интонацией и самовосприятием ребёнка с заиканием. Для этого в игровой форме проводятся занятия с детьми в условиях логопедического кабинета и дома с родителями.

Лечение заикания сочетает в себе несколько терапевтических подходов. В число основных входят следующие методики:

  • упражнения для постановки речи;
  • ролевые игры;
  • приём медикаментов;
  • работа с механическими приборами;
  • психотерапевтические занятия;
  • развитие чувства ритма;
  • хирургическое лечение;
  • релаксация;
  • физиотерапия;
  • нетрадиционная медицина.

Выбор методики коррекции зависит от типа заикания, характера течения заболевания (появилось единожды или протекает прогредиентно) и возраста пациента.

Врач-невролог определяет приоритетное направление работы — непосредственная коррекция речи или снятие нервного напряжения.

Исходя из тяжести состояния, терапия проводится в стационаре, амбулаторно или только дома, а также в группе или индивидуально.

Схема логопедического занятия

Длительность занятий определяется возрастом ребёнка. Для детей 3-5 лет она ограничена 10-20 минутами. Если сделать сразу весь комплекс упражнений не получается, можно провести небольшую физкультминутку. А если время пролетает незаметно и ещё остаются силы, стоит увеличить продолжительность тренировки речи.

В начале занятия нужно сделать небольшую разминку. Для этого проводится дыхательная гимнастика. Это помогает увеличить объём выдыхаемого воздуха, чтобы облегчить процесс разговора и удлинить фразы. Ведь именно это становится препятствием на пути к плавной речи у заикающегося ребёнка.

Дыхательную гимнастику нужно проводить в форме игры. Существует несколько основных упражнений:

  1. Ребёнок ложится на спину, и ему предлагается изобразить животом море, на волнах которого качаются его любимые игрушки: глубокий вдох через нос, надувая живот — волна, медленный выдох через трубочку — штиль (повторить не менее 3-х раз).
  2. В таз набирается вода и туда запускаются парусные корабли, которым нужно помочь добраться до другого берега: ребёнок дует, изображая ветер.
  3. Налить в стакан воды и опустить туда соломинку для питья: ребёнок дует в трубочку, изображая в стакане бурю или кипение зелья.

Игровые упражнения помогут наладить плавный и длинный выдох, а также будут для ребёнка весёлым совместным занятием. Продолжить его можно произношением отдельных слов и предложений хором. Это окажет поддержку и послужит примером правильной плавной речи. Главное при этом выбрать медленный темп и соблюдать правильный ритм.

После этого можно поиграть с ребёнком в эхо, когда он повторяет за родителем сказанное слово или предложение. Это помогает наладить автоматизацию речи. В таком случае не придётся думать во время разговора, как правильно произносить звуки, что позволит уменьшить волнение во время диалога.

Результаты занятий нужно закреплять в игре или совместном творчестве.

Для побуждения к речи можно загадывать загадки, сочинять истории по рисунку или составлять одну из нескольких. Хорошего эффекта можно добиться разучивая песенки. Вокализация помогает добавить плавности течению голоса. Этот приём используют и в жизни: при затруднении в произношении слов, их можно попробовать пропеть. Часто это снимает спазм и позволяет дальше общаться спокойно.

Так как речь связана с мелкой моторикой, полезными будут занятия по совместному изготовлению поделок. Это улучшает координацию и артикуляцию. Во время рукоделия нужно как можно больше разговаривать с ребёнком. Он будет занят, что позволит расслабить его во время разговора и снять напряжение с мышц.

Профилактика заикания

Начало болезни невозможно предугадать или предотвратить. Но можно снизить частоту приступов и риск развития рецидива. Для этого нужно соблюдать несколько правил:

  • Не применять к ребёнку воспитательные меры в виде физического наказания или запугивания.
  • Ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры.
  • Создать дружелюбную к ребёнку речевую среду, когда ему не приходится много говорить.
  • Перенести чтение книг на дневное время и убрать его из вечернего.
  • Не заставлять разговаривать или учить стихотворения.
  • Избегать публичных выступлений и предупредить об этом в образовательных учреждениях.
  • Если ребёнок запинается, пытаясь что-то рассказать, его стоит отвлечь, чтобы он успокоился (предложить фрукт или сладость, попросить подождать и отойти проверить ужин на плите и т. д.).
  • Ограничить употребление продуктов, возбуждающих нервную систему (шоколад, кофе, какао, крепкий чай).
  • Не показывать озабоченность состоянием ребёнка, не водить к врачам больше, чем назначено.
  • Ввести в традицию совместное пение по вечерам и изготовление поделок, складывание пазлов и другие занятия для мелкой моторики.

Эти советы помогут ребёнку легче перенести период активного заикания. Создание комфортной среды ускоряет выздоровление и нормализацию речи. Главное не указывать на недостатки, а акцентировать внимание на успехах. Тогда занятия принесут пользу быстрее, а результат закрепится надолго.

Методики лечения заикания позволяют полностью восстановить плавную и здоровую речь. Если относиться к психологическому состоянию пациента бережно, можно избегать рецидивов на протяжении всей жизни. Но в первые полгода после исчезновения всех симптомов всё же стоит посещать логопеда раз в 2 месяца для терапевтического контроля.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/nevroticheskoe-zaikanie/

Заикание у детей: причины и лечение

Ээг при заикании у детей

Заикание в медицине относится к сложному речевому дефекту. Он характеризуется расстройством ритма, копированием различных звуков и остановками в середине предложения. Это происходит на фоне судорожного состояния органов, участвующих в ом образовании.

Заикание у детей – это речевая проблема, а иногда и целый психически-эмоциональный сбой с нарушением нормального функционирования центральной нервной системы.

Медицинская статистика показывает, что такое нарушение проявляется у 2% детей, и у мужского пола чаще. В большинстве случаев заикание является симптомом, но может выступать в роли основной болезни, что бывает гораздо реже.

От 50 до 80% детей к половой зрелости избавляются от речевого нарушения, если им предоставлялось своевременное грамотное лечение.

Причины

Почему ребёнок заикается? Этиология болезни разнообразна. Выделяют несколько причин, не связанных между собою. Также существуют факторы, усиливающие риск возникновения задержки речевого аппарата.

  1. Наследственность. Врождённые дефекты речевого аппарата сопровождаются слабостью речи. Ребёнок испытывает ночные страхи, потливость, тревожность. В большинстве случаев наблюдается непроизвольное мочеиспускание. Заикание такого типа выражается в возрасте двух лет.
  2. Повреждения головного мозга. В период вынашивания или родов могут происходить травмы и болезни. Заикание перинатального характера возникает на почве токсикозов, гемолитических нарушений, удушения во время перемещения по родовым путям и недостатка кислорода. Выраженные нарушения речи начинаются при начальной речевой активности, когда произносятся первые звуки.
  3. Инфекции. Тяжёлые инфекционные заболевания раннего детства – коклюш, энцефалиты, менингиты и корь могут вызвать осложнения. К ним относится отсталость или полная остановка речи. Дефект начинает проявляться к девяти годам, когда ребёнок активизируется в обществе.
  4. ЧМТ. Черепно-мозговые травмы поражают речевые зоны мозга. Импульсы блокируются, а ребёнок заикается. Заикание может иметь односторонний характер, когда буквы периодические выговариваются, но со временем произносятся с трудом.
  5. Психологические и психические потрясения. Если ребёнок испытал сильный испуг или чрезмерную радость, он может начать заикаться. Также сильным потрясением могут стать постоянные страхи перед конфликтом, если родители повышают голос в разговоре с ребёнком. Особенно заикание такого типа выражено у подростков во время гормонального изменения в организме. Исследования показывают, что заикание напрямую было связано с переучиванием ребёнка из левши в правшу. Психологический отпечаток сказывается и при общении ребёнка с заикающимся родственником. Он многократно копирует человека с дефектом речи и постепенно привыкает к такому разговору.

Общая характеристика

Заикание имеет собственную клиническую картину расстройств. К нарушениям относят судорожные состояния мышц языка, брюшной полости, нёба и гортанные вибрации.

Тоническое расстройство проявляется в виде вынужденных пауз и затягивания звука. Клоническое расстройство – повтор одного слова, слога или звука несколько раз.

Также отклонения имеют смешанный характер, когда паузы чередуются с повторением.

Во время осложнения речи у ребёнка наблюдается:

  • напряжение, появление гримас на лице и нервные тики;
  • ощущение дискомфорта при разговоре с другими, стеснительность и социальный страх;
  • нарушение сна, плаксивость и агрессивность.

Постепенно проблемы с речью формируют в ребёнке страх к общению. Он заранее знает о дефекте и боится насмешек со стороны сверстников. Во многих случаях заикающиеся дети отказываются общаться.

Симптомы

При попытке разговора у ребёнка происходят судорожные состояния артикуляционных органов. Возникают паузы или частые повторения при разговоре. Дыхание прерывается, становится поверхностным и неритмичным.

Обычно разговор ребёнка начинается при вдохе или после него. На лице отображаются спонтанные движения. Ребёнок может моргать, раздувать крылья носа и дёргать мимическими мышцами. Если ребёнок постарше знает о своих отклонениях, то пытается скрыть это.

Во время разговора он может улыбаться, зевать или специально покашливать.

Диагностика

Если ребёнок начал заикаться, то для составления полной картины и дальнейшего лечения подключается несколько врачей. При обследовании проводится консультация педиатра, логопеда, невролога, психиатра и психолога.

Родителям необходимо полностью описать линию поведения ребёнка и включить все наблюдения за речью – когда появился дефект, и при каких обстоятельствах. Для оценки осложнения и причин проводится полное исследование речи на основе темпа, дыхания, моторных нарушений.

Диагностирование центральной нервной системы проводится с помощью энцефалограммы, магнитно-резонансной томографии и КТ.

Лечение заикания у детей обусловлено обходом врачей и постановкой точного диагноза. Если нет активных нарушений ЦНС, тогда речевым отклонением занимается логопед. При психологических потрясениях ребёнка лечат у психиатра или психолога. Здесь применяется медикаментозная терапия, рекомендуется делать расслабляющие ванны, дыхательную гимнастику, массажи, иглоукалывания.

Медикаменты не выступают при заикании в качестве основного лечения. Они дополняют общий курс, прописанный педиатром. Могут назначаться противосудорожные средства, препараты, активизирующие деятельность головного мозга, успокаивающие настои. Медикаментозное лечение начинается с трёх лет. Многие врачи активно практикуют гипноз.

Это сложный процесс позволяет выявить причину возникновения речевого нарушения и излечить его после нескольких сеансов. Делать дыхательную гимнастику рекомендуется при всех видах заикания. Постепенный удлинённый вдох запасает воздух, в это время ребёнок может произносить предложения разной длины. Особый эффект при гимнастике дыхательных органов наблюдался у детей в возрасте 4 лет.

Логоритмика включает в себя разговор во время движения и музыкального сопровождения. Во время такой терапии происходит релаксация, мышцы расслабляются и ребёнку удаётся произносить целые звуки без повторений и прерываний. Логоритмика эффективна для лечения детей дошкольного возраста и подростков. Рекомендуется делать настои и травяные отвары.

Альтернативная медицина на основе натуральных препаратов проводится дома при полном комплексном лечении.

Советы родителям

  1. В разговоре с ребёнком необходимо соблюдать спокойствие и размеренность. Каждое слово он должен слышать разборчиво. Если малыш переспрашивает, лучше повторить предложение несколько раз для усиления восприятия.
  2. В доме должен быть нормальный морально-психологический климат. Шумы и крики усугубляют дефект речи.

    Рекомендуется приучить ребёнка к медленному, но не монотонному разговору.

  3. Введение здорового режима дня будет способствовать нормализации отдыха. Здоровый сон должен продолжаться не менее 8 часов в сутки.
  4. Максимально уделять внимание ребёнку, хорошо реагировать на его добрые поступки и постоянно хвалить.

     Делать для него маленькие праздники, но не злоупотреблять этим.

  5. Следует исключить слишком строгие наказания и запугивания. Варианты с выключенным светом и запиранием в комнате губительны в профилактике заикания.
  6. Необходимо ограничить ребёнка в общении с родственниками и сверстниками, которые заикаются.

  7. Книжки для чтения должны быть по возрасту, чтобы ребёнок смог психологически воспринимать их. Страшные сказки следует исключить.
  8. Постоянный контроль, лечение и наблюдение у специалистов позволит сократить срок лечения заики.
  9. Ребёнка не следует загружать сложными заданиями, нельзя подолгу смотреть телевизор.

Игнорирование заикания приводит к усилению дефекта на всю жизнь. При малейших нарушениях речи требуется незамедлительно обращаться к специалистам и делать нужную терапию.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/zaikanie-u-detej.html

Использование метода биоакустической коррекции (БАК) в лечении заикания и других речевых расстройств у детей

Ээг при заикании у детей

Концепция развития речевых расстройств в детском возрасте тесно связана с развитием представлений о минимальной дисфункции мозга (МДМ).

С точки зрения неврологии, под МДМ подразумеваются все мелкие повреждения мозга, возникшие по тем же причинам, что и ДЦП, служащие базой для развития основных заболеваний, относящихся к пограничным психическим (резидуально-неврологическим) расстройствам и проявляющихся в различной форме (заикание, гиперактивность, тики, энурез и др.).

Такие резидуальные (остаточные) повреждения часто становятся своего рода переходным этапом между острым и хроническим поражением мозга.

Данные, полученные разными исследователями, свидетельствуют о том, что главным фактором возникновения речевых расстройств детского возраста (заикание и другие нарушения речи) служит минимальная дисфункция мозга, возникшая в перинатальном периоде развития.

Так как МДМ в настоящее время рассматривается как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии [1; 3; 6; 11; 12; 14; 16], то всегда необходимо учитывать следующее: при этой патологии имеет место задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, мышление, восприятие.

В каждом постнатальном периоде развития (от рождения до 7 лет) у детей с МДМ имеются своеобразные отклонения от нормы. Так, на этапе развития до 18 месяцев обнаруживается нарушение ритмики и координации движений.

В фазе речевого развития (от года до полного развития речи) у детей с МДМ часто наблюдаются задержки в проявлении разговорной речи. При этом появление первых слов происходит в срок (в год), но затем следует длительный период «немоты».

На этапе развития интеллектуального восприятия (с 2,5 до 4 лет) у детей с МДМ часто наблюдаются нарушения видиомоторной координации, зрительной и слуховой интеграции, нарушения звукопроизношения, которые классифицируются в логопедии как дислалии разной степени тяжести.

В фазе конкретных операций (с 4-6 лет и далее), когда происходит объединение опыта и накопленных знаний с генетическими способностями, для детей с МДМ выявляются специфические нарушения в учебе (дисграфия, дислексия, дискалькулия).

Способы коррекции речи, применяемые нами при нарушениях речи различной этиологии (заикание, дислалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, афазия и т. п.

), основаны на положении, что все расстройства речи являются следствием первичного поражения мозговых структур (в большинстве своем резидуальных) и нарушения взаимодействия между структурами, обеспечивающими речевые процессы [5; 7; 8].

Основной путь устранения патологии речи лежит через интенсивную психофармакологическую активизацию резервов мозга и восстановление нарушенного структурного взаимодействия при помощи направленных внешних воздействий через обратную связь. Об эффективности биообратной связи для лечения заикания и других пограничных расстройств неоднократно сообщалось ранее [4; 15; 17 и др.].

В одной из немногих работ по исследованию ЭЭГ у заикающихся детей показано, что «в большинстве случаев картина ЭЭГ относилась к пограничному типу (51,4 %) и патологическому типу (31,2 %), нормальный тип ЭЭГ был выявлен лишь в 17,4 % наблюдений.

Патологический тип характеризовался выраженной эпилептиформной ЭЭГ картиной, обусловленной диффузным поражением головного мозга, что подтверждалось наличием диффузных патологических колебаний в фоновой записи, наличием очага высокоамплитудной полиморфной активности преимущественно в правых теменно-затылочных отделах. Для пограничного типа ЭЭГ при заикании был характерен сдвиг нормальной частоты доминирующего ритма (появление патологических колебаний в фоновой записи, при этом функциональная проба вызывала лишь асимметрию альфа-ритма, частичную его редукцию, полиритмию со вспышками редких патологических колебаний в правых отделах» [9].

В методе биоакустической коррекции (БАК) на основе компьютерного преобразования осуществляется отображение параметров биоэлектрической активности головного мозга в параметры звуковых стимулов.

Особенность данного преобразования заключается в том, что сигнал ЭЭГ представляется в виде комплексного звукового образа, в котором сохраняются отношения основных параметров физиологически значимого диапазона частот биоэлектрической активности головного мозга.

В отличие от известных методов ЭЭГ-зависимой обратной связи, в методе БАК одновременно отображается все разнообразие ритмики ЭЭГ. При данном преобразовании звуковой образ ЭЭГ приобретает полифонический характер и имеет выраженные эмоциогенные свойства [10; 13].

Полученный таким образом акустический сигнал отображает частотно-временные и пространственные параметры ЭЭГ, что способствует качественному мониторингу функционального состояния головного мозга.

Принципиальным отличием метода БАК от методов биоуправления является отсутствие когнитивно-волевого задания больному на трансформацию собственной биоэлектрической активности.

В условиях, когда в акустическом образе отображается все разнообразие ритмики ЭЭГ, больным не дается каких-либо указаний относительно того, что надо делать со звуком, а ставится только общая задача «слушать работу собственного мозга».

Это обстоятельство является важным фактором применения метода БАК для больных любых возрастных категорий при практически любой степени сохранности когнитивно-волевой сферы.

Прослушивание звукового образа в реальном времени, согласованного с биоэлектрической активностью головного мозга, создает оптимальные условия для процесса образования временных связей между центрами слухового анализатора и теми структурами мозга, активность которых отображается в точках регистрации ЭЭГ. Эмоциогенность акустического образа имеет немаловажное значение, так как выступает в качестве фактора, провоцирующего увеличение доли активности лимбических структур в биоэлектрической активности мозга, тем самым, облегчая процесс образования функциональных связей. Физиологический смысл образовавшегося потока импульсации к центрам «висцерального мозга» заключается в точечной активации центров саморегуляции, что может способствовать восстановлению адаптивных свойств и инициации резервных возможностей организма.

Проводятся процедуры биоакустической коррекции (БАК) детям с заиканием и другими нарушениями речи на аппаратно-компьютерном комплексе «Синхро-С», устройстве преобразования суммарной электрической активности головного мозга в звук музыкального диапазона для комплексной (непроизвольной и произвольной) биоакустической нормализации психофизиологического состояния человека. Управление комплексом осуществляется только через компьютер специально разработанной программой [2].

Первый сеанс по продолжительности обычно составляет 8-10 минут (для ознакомления ребенка со звуком).

Производится визуальный анализ текущей ЭЭГ и выбираются параметры проведения сеанса: длительность (может варьироваться от 8 до 30 минут), громкость звука (отрегулировать до комфортного уровня), необходимые фильтры для устранения помех и артефактов.

До начала процедур пациенту в присутствии родителей в доступной форме желательно объяснить суть проводимого лечения, его необходимость для данного пациента, ожидаемый эффект.

Перед первым сеансом проводится анамнестический опрос родителей, изучается логопедическое заключение, медицинская документация с момента беременности мамы ребенка: карта роженицы, запись неонатолога, патронажной сестры и врача в первый год развития, лист прививок, дополнительные исследования. Проводится первичное психофизиологическое тестирование ребенка.

Анализ изменения параметров функции внимания проводили до и после сеансов БАК по тесту количественной оценки нарушений функции внимания. В ходе теста регистрировали пропуски значимых стимулов (ошибки невнимательности), ложные нажатия (ошибки импульсивности), скорость переработки информации (время ответа) и постоянство ответов (дисперсия времени ответа).

При исследовании исходных значений функции внимания, по данным теста количественной оценки нарушений внимания, у всех пациентов обследуемой группы определялось достоверно высокое содержание ошибок невнимательности, повышение уровня импульсивности и увеличение дисперсии времени ответа (по сравнению с группой практически здоровых детей).

Отсутствие эффектов привыкания при повторном тестировании, использование простейших невербальных стимулов и небольшая продолжительность проведения теста позволяет использовать данный тест для анализа динамики и оценки эффективности лечения пациентов с речевыми расстройствами на основании улучшения специфических критериев внимания (контроле импульсивности и постоянстве времени ответа) до и после проведения лечебных сеансов БАК.

Проведение сеансов БАК привело к значимому улучшению показателей функции внимания как у мальчиков, так у девочек. Сократилось количество пропусков значимых стимулов (ошибок невнимательности) и количество ложных реакций (ошибок импульсивности), а также достоверно уменьшилась дисперсия времени ответа.

Анализ ЭЭГ исследуемых детей с нарушениями речи выявил выраженную межполушарную асимметрию биоэлектрической активности головного мозга.

Это отчетливо видно в картине распределений периодов колебаний ЭЭГ правого и левого полушарий.

После проведения курса биоакустической коррекции у 45 пациентов (84,9%) регистрировалось достоверное уменьшение значения показателя асимметрии в лобных и затылочных отведениях.

К концу курса процедур у 92,45 % в ЭЭГ наблюдалось доминирование альфа-активности.

В эту группу вошли: а) дети, у которых исходно преобладал альфа-ритм; б) 7 детей из подгруппы с доминирующим бета ритмом; в) 3 пациента из подгруппы с доминирующим тета-ритмом; г) 3 пациента из подгруппы с полиритмичной ЭЭГ.

При этом для всей группы достоверно увеличился индекс альфа-ритма, произошло структурирование ритма — ритм приобрел веретенообразную форму. Наблюдалась тенденция к увеличению доли периодов бета-ритма и тенденция к уменьшению тета-ритма.

Суммируя данные о клинических и электрофизиологических показателях, полученных в ходе БАК, можно констатировать, что уменьшение количества клинических признаков составило 82 %, улучшение показателей функции внимания — 85 %, индекс альфа-ритма увеличился на 92 %, индекс невнимательности (соотношение тета-ритма и бета-ритма в лобных отведениях) уменьшился на 87,5 %, показатели межполушарной асимметрии снизились на 85 %, балл субъективной оценки звука увеличился на 84 %.

После основного курса БАК под наблюдением в течение ряда лет находилось 7 детей. Перерывы между сеансами: 3 месяца, полгода, год, более 3 лет. 2 детей наблюдались на протяжении 10 лет, 1 пациент -12 лет.

Во время диагностических обследований выявлено, что параметры БЭА сохранялись устойчиво, дальнейшее развитие ЭЭГ проходило в соответствии с нормальным онтогенетическим созреванием. Жалоб на невнимательность, запинки в речи, школьную дезадаптацию не было. Повторные обращения были вызваны, как правило, перенесенными психотравмами, стрессовыми ситуациями.

Необходимо отметить, при повторном обращении достаточно было провести 3-5 сеансов, для того чтобы жалобы ослабевали или полностью прекращались.

В заключение необходимо подчеркнуть, что любые нарушения речевой функции, в том числе и заикание, относятся прежде всего к неврологии.

Выяснение их этиологии и патогенеза требует тщательного обследования больного всеми доступными в настоящее время средствами, в том числе и объективными методами исследований, включающими компьютерную электроэнцефалографию (КЭЭГ), ультразвуковые исследования (УЗИ) и др.

Без неврологического обследования и назначенного по его результатам психофармакологического, психотерапевтического, внешнего воздействия через обратную связь и других видов лечения, применение чисто дидактических (логопедических) приемов коррекции речи, особенно в раннем детском возрасте, зачастую является не эффективным. Лечебные мероприятия по коррекции речи должны быть действительно комплексными, где каждый из методов важен, взаимодополняет другие и основывается на объективных показателях, индивидуальных для каждого пациента.

Источник: https://colibri.group/2017/02/09/%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE/

Заикание как возможный эпилептический феномен

Ээг при заикании у детей
об авторском понимании заикания как эпилептиформного по своей природе феномена.

Проблема недооценки роли эпилептологического механизма заикания существует: на форумах пациентов-эпилептиков в изобилии встречаются самонаблюдения о связи эпилепсии с заиканием, но их вопросы остаются, как правило, без медицинского ответа, так как профессиональное сообщество эпилептологов пока в массе своей не привержено радикальному изменению трактовки патогенеза заикания. Тем более не укоренена такая идея в среде логопедов. В заключение выразим надежду, что данная публикация будет содействовать необходимому прогрессу в этом вопросе.

Из лекции «Эпилепсия, абсансы и заикание как возможный эпилептический феномен» М.Л. Маковецкий, Центр психического здоровья, г. Беэр-Шева, Израиль («Клиническая патофизиология» №1, 2016) [ссылка на полный текст статьи в конце поста]:

« … И, н-н-наконец, о заикании … . Его этиология и патогенез, хотя и были предметом многократного, в том числе – совсем недавнего рассмотрения в литературе, еще довольно далеки от полного понимания. Исторически, центральную роль в патогенезе заикания отводили всегда тому, что было «в моде» в психоневрологии той или иной эпохи, казалось в определенный период самым актуальным: во времена описания нейроанатомами топической локализации функций в коре – нарушению развития речевых центров и/или их взаимоотношений с другими центрами коры, спазму ых мышц и их «гиперестезии», в годы роста популярности психоанализа – подавленным страхам раннего детства, спроецированным на развитие речевой функции, в эру расцвета павловского нервизма заикание стали именовать логоневрозом. Тем не менее, эффективность различных логопедических, психоаналитических, лечебно-гимнастических подходов, основанных на этих теориях и стойкость их лечебных эффектов, была и остается невысокой. М. Н. Лохов и Ю. А. Фесенко описывают подход, основанный на трактовке заикания как проявления минимальной мозговой дисфункции в условиях стресса (также вариант «патогенной констелляции» местного и системного факторов!). Этот подход лежит в основе авторской методики, запатентованной М. Н. Лоховым, в которой применяется кросс-корреляционный анализ ЭЭГ, выбор «кодовой частоты» типичной для связей пораженных и здоровых речевых структур мозга, навязывание этой частоты звуковыми и световыми стимулами и, что характерно и важно в обсуждаемом нами контексте, это навязывание сочетается с применением противосудорожных средств, причем метод обеспечивает большую эффективность. Мы рассматриваем заикание как эпилептический феномен – на основании теоретических соображений и опыта личных наблюдений и экспериментальной терапии. Еще в августе 1988 года, на четвертый день после вступления в силу «Закона о кооперации в СССР», автор этих строк открыл в г. Москве кооператив с простым, но гордым названием «Эпилептолог», призванный заниматься лечением эпилепсии. Прием больных одновременно ввелся автором как эпилептологом-психиатром, и эпилептологом-невропатологом к.м.н. Анжеликой Ивановной Катамидзе.

Кооператив обслуживал множество пациентов, главным образом детского и подросткового возраста. Всем пациентам без исключения делали ЭЭГ. Среди них было много страдающих абсансами. И вот на что автор сразу обратил внимание: у больных абсансами довольно часто встречалось заикание. Общей статистики не велось.

Но, несомненно, процент страдающих заиканием среди имеющих абсансы был намного выше, чем в целом среди населения. Если состояние пациента, страдающего абсансами, улучшалось под влиянием противосудорожного лечения, то, параллельно прекращению или уменьшению числа абсансов, практически всегда наблюдалась улучшение состояния и в плане заикания.

Мы собрали данные о 52 пациентах, которые страдали заиканием. Не у всех из них были зарегистрированы клинические абсансы, но у 100% на ЭЭГ были характерные для абсансов изменения. Все эти пациенты получали лечение противосудорожными препаратами, используемыми для лечения абсансов – Антилепсин и Суксилеп.

Результатом такого лечения была выраженная положительная динамика клиники заикания.

Больному заиканием, у которого на ЭЭГ имеют место характерные для абсансов изменения, по нашему мнению, показано назначение противосудорожного лечения в виде препаратов, направленных на терапию абсансов.

Поэтому хотелось подробнее сказать об авторском понимании заикания как эпилептиформного по своей природе феномена. Абсансы («малые припадки», petitmal) – одна из разновидностей эпилептического приступа – симптом эпилепсии. А заикание – это нарушение «темпо-ритмической стороны» речи.

Казалось бы – что между этими двумя понятиями, абсансами и заиканием, общего? А общность между абсансом и заиканием такова, что это, по мнению автора, практически, одно и то же. Это два разных термина, имеющих одно и то же значение (почти синонимы). Почему почти? Потому что заикание – это «абортивный», т. е. неразвернутый малый эпилептический припадок.

Описывая абсансы, обычно подчеркивают: «Если пациент до наступления абсанса говорил, то его речь прерывается». Так вот, если «пациент говорит, но его речь прерывается» – то это и означает, что он заикается! Другими словами – если абсанс клинически проявляется только нарушением речи – то такое состояние и называется «заиканием».

При абсансе (типичном) сначала останавливается речь и, только потом, отключается сознание на несколько секунд. Но, до этих нескольких секунд обычно есть очень короткий промежуток времени, когда речь уже нарушена, а сознание еще не отключено. Ничего удивительного в этом нет. Речь – это эволюционно приобретение очень позднее.

Первый язык, от которого пошли все остальные, появился всего на всего 40 тысяч лет назад. Человек не рождается говорящим – говорить он обучается (или не обучается) в процессе своего развития в рамках общения с себе подобными.

Структуры мозга, осуществляющие процесс говорения, эволюционно крайне молоды – собственно, это, вероятно, самое молодое, что в мозгу есть. А, значит, и самое уязвимое. Поэтому возможно такое поражение мозга, которое вовлекает только процесс речи. Клинически такое поражение и проявляется заиканием.

Абсанс также поражает структуры мозга поздно сформированные: только те, которые формируются к 5 годам. Именно поэтому раньше этого возраста абсансы и не возникают. Патологический процесс в мозге, чаще всего, начинается с поражения эволюционно более поздних структур и продолжается вовлечением структур эволюционно более ранних.

Это, например, происходит при гипогликемии и гипоксии. Именно поэтому при абсансе сначала наступает остановка речи, а только потом отключение сознания. А никак не наоборот. В том случае, если речь отключается, но дальше процесс развития абсанса не идет, т. е.

все ограничивается только остановкой в речи, а дальнейшего развития абсанса не наступает – появляется клиническая картина, которая традиционно называется «заикание».

То есть заикание – это своего рода аура (предвестник) малого эпилептического припадка (petit mal), которая, правда, совершенно не обязательно развивается в дальнейшие проявления. И лечиться заикание должно соответственно – не логопедически , а эпилептологически.

Высокую частоту заикания при эпилепсии заметили довольно давно, впервые, вероятно, француз C. Féré в статье «Эпилептическое заикание» в Rev. Med. 1: 115-18. Позже в литературе описали много соответствующих клинических случаев. Например британский психиатр Б.Дж. Болин в 1953 г.

показал, что среди эпилептиков статистически достоверно чаще, чем при различных психозах, встречаются заикание, леворукость и сочетание этих явлений, расценив заикание как прогностический признак эпилепсии. Промежуточную эпилепсию при некоторых типах заикания отмечали в конце 50-х годов французские неврологи.

А британские врачи в 70-х годах прошлого века выдвигали предположение об «органической природе некоторых форм заикания», сочетанных с эпилепсией. Были и наблюдения о внезапном выздоровлении от заикания после «большого» эпилептического приступа. У отечественных авторов тоже имеется наблюдение 2005 г.

случая роландической эпилепсии у ребенка, сопровождаемой заиканием и «абсансами с улыбкой».

Но медицинская мысль в этом вопросе все же находилась и доселе пребывает под табуирующим влиянием всегдашнего восприятия заикания как функционально-педагогической проблемы, проходя мимо патогенетического родства феномена абсансов и заикания.

Возможно, грозный диагноз эпилепсии не увязывается в сознании врачей и логопедов с доброкачественностью течения заикания как речевого расстройства: ведь вся остальная клиника эпилепсии при нем, как правило, не наблюдается.

Развивая данный постулат, обоснуем то обстоятельство, что заикание является именно одной из форм абсансов. Итак, заикание делят на две формы: 1) Тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается. Клинически возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус».

2) Клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Здесь всегда затрудняется произношение первого звука в слове. Звуки в данном случае повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-паровоз». Собственно, эту форму (клоническую) и принято называть «заиканием» на бытовом уровне.

То есть, под ним понимается нарушение речи, клинически проявляющееся в затруднении при переходе от первого ко второму звуку при произношении слова (обычно, начинающего фразу). Важно, что эпилептические судороги, как известно, имеют клонический или тонический характер. Как и заикание.

Далее, заикание, как и абсансы: [1] Имеет выраженную генетическую предрасположенность. Так, M.P. Valenti и соавт. описали в 2006 г. семью с наследственными эпилепсией и заиканием. [2] Возраст дебюта клинической симптоматики в обоих случаях: от 3 до 10 лет, с пиком в 4–7 лет (для заикания) и 5–6 лет (для абсансов).

[3] Для этих явлений типичен благоприятный прогноз. И заикание, и типичные абсансы или проходят с возрастом (ремиссия наступает в 90% случаев), или, по крайней мере, не обрастают дополнительной симптоматикой.

[4] И абсансы, и заикание сопровождаются одинаковыми изменениями на ЭЭГ – двусторонними, синхронными и симметричными разрядами. Такое наблюдение опубликовал еще в 1986 г. W. J. Novak, с тех пор они были сделаны во множестве, в том числе – и нами.

Абсансы (petit mal) сопровождаются на ЭЭГ ритмическими разрядами частотой 3 Гц регулярных комплексов спайк-волна. В дальнейшем появление технологии видео-ЭЭГ телеметрии позволило проводить чрезвычайно точную клинико-электроэнцефалографическую корреляцию. Заикание не так однозначно энцефалографически, но тенденция та же.

-ЭЭГ анализ позволил выявить синдром-специфические характеристики абсансов, но это не противоречит нашему постулату, как таковому. В 2004 г. V. Michel et al. сообщали о том, что рефлекторная лобная эпилепсия может быть причиной приобретенного заикания. В 2011 г. P. Kaplan & R.

Stagg документировали с помощью ЭЭГ типичную картину несудорожного эпилептического статуса с очагом левой лобной (затем двусторонней лобной) локализации, клинически сопровождавшегося заиканием. Собственно, только на основании данных ЭЭГ уже можно говорить о том, что заикание и абсанс – это одно и то же.

А потому, заикание должно и лечиться именно так, как лечатся абсансы, и никак иначе. То есть лечиться противо-эпилептическими лекарствами, предназначенными для лечения абсансов.

В 1945 году появился первый препарат для лечения абсансов – Триметадион (Lennox©). С тех пор лекарств против абсансов выпущено множество. Вот ими, по мнению автора, и нужно лечить заикание. Применение противоэпилептических средств во многих опубликованных ранних наблюдениях, например, R. Baratz & M.M.

Mesulam (1981) способствовало лечению имеющегося у больных эпилепсией или эпилептиформными расстройствами заикания. Но именно антиабсансная терапия, по нашему опыту, наиболее эффективна.

Подчеркнем, что заикание определяется как нарушение речи, проявляющееся непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог мышц речевого аппарата – мышц гортани. Таким образом, при нём двигательные речевые центры головного мозга возбуждаются.

Отсюда, кстати, и само русское название «заикание» – спазмы напоминающие икоту. Фокальная (очаговая) эпилепсия – это эпилепсия, при которой на фоне сохраненного сознания происходит непроизвольное сокращение группы мышц, отвечающих за некую функцию. Например, за функцию речи…. Но, на самом деле, к фокальной эпилепсии заикание не имеет прямого отношения.

Заикание – это именно абсанс, недоразвившийся до состояния отключения сознания.

Вследствие этого в литературе нередко отмечают заикание в качестве побочного эффекта противоэпилептических лекарств: лекарство, облегчая состояние больного, подавляет «большие» приступы, и последние заменяются «недоразвившимися» абсансами, а внешне все выглядит, как появление у пациента заикания под влиянием лекарства.

Проблема недооценки роли эпилептологического механизма заикания существует: на форумах пациентов-эпилептиков в изобилии встречаются самонаблюдения о связи эпилепсии с заиканием, но их вопросы остаются, как правило, без медицинского ответа, так как профессиональное сообщество эпилептологов пока в массе своей не привержено радикальному изменению трактовки патогенеза заикания. Тем более не укоренена такая идея в среде логопедов. В заключение выразим надежду, что данная публикация будет содействовать необходимому прогрессу в этом вопросе [читатьстатью]».

Источник: https://laesus-de-liro.livejournal.com/438607.html

ВашДоктор
Добавить комментарий