Характерные особенности проявления депрессии в детском возрасте

Депрессия у детей – причины, профилактика, симптомы, признаки и варианты лечения детской депрессии

Характерные особенности проявления депрессии в детском возрасте

На лекциях по санпросвету врачи утверждают: многие болезни «молодеют». В их перечне депрессия и другие психические недуги, а также простатит, сердечные, нервные – инфаркты, инсульты, легочные. Многие в своей молодости не обращали внимания на эти высказывания. А зря. Свидетельство справедливости медиков – детская депрессия.

Какой «возраст» детской психики?

О детской депрессии заговорили менее двух десятков лет назад. Только тогда возникло это медицинское наименование. До этого и родители, и педиатры нынешние ее проявления относили к малолетним капризам, баловству и болезням типа легких недомоганий. Ответим ниже: в каком возрасте депрессия у детей?

Ошибочно говорить уже и о том, что депрессия – это свойство психики только подросткового возраста. Подтверждено, что заболевание проявляется в разном детском возрасте, включая и младенчество. И в каждом есть свой особенный оттенок психического расстройства.

Симптомы стрессов

При этом симптомы депрессии даже у благополучных взрослых людей и детей кардинально отличаются. У первых стабильное чувство тоски или бессонницы, непонятные боли и потерю интереса к жизни лечат с помощью специфических стереотипных взглядов и реакций, в том числе и гипнозом.

Но детей гипнозом не лечат. Потому что печаль или раздражения малыша не всегда считаются факторами возникновения депрессивного состояния.

Причем трудно определить точку отсчета резких психоэмоций и когда может начаться депрессия. Ведь это естественные психоэмоциональные изменения в период роста организма. Но если они становятся стабильными и разрушают еще не устоявшуюся социальную позицию ребенка, то это – депрессия.

Среди распространенных симптомов депрессии у детей выделяют:

  • фобии, чувство беспомощности;
  • немотивированные изменения настроения;
  • проблемы со сном (ребенку постоянно хочется спать или, наоборот, ему трудно уснуть, его мучают кошмары);
  • плохой аппетит;
  • постоянная усталость;
  • мысли о смерти, самоубийстве.

Школьный негатив, конфликты с находящимися рядом… Доходит и до спиртных напитков, курения, а в наши дни – наркотиков. Затяжная форма депрессии может вызывать галлюцинации. При этом необходимо обследоваться у психиатров и всем членам семьи ребенка.

Депрессивными бывают дети, лишенные родителей, помещенные в интернаты, дома ребенка. Негатив накапливается, дети постоянно плачут. Типичны и соматические симптомы: головная, зубная и боль в животе, которые не лечатся медикаментами. Тошнота и ознобы, паника и невротика…

Истоки депрессии у детей

Врачи-педиатры, детские психотерапевты не могут назвать точные источники возникновения, другими словами, причины депрессии у детей. Называется только ряд факторов, приближающих специалистов медицины к пониманию природы младенческой депрессии. Это предрасположенность семейная, физиологическое и особенно – психосоциальное состояние в семье.

Тогда что делать, если у ребенка депрессия? Избавьте его, в первую очередь, от скандалов в семье, разводов, особенно наличия рядом алкоголиков, наркоманов.

Все это и вызывает стрессы у не сформировавшихся психологически детей. Они потянут за собой весь шлейф школьного негатива – в младших классах непослушание учителей, а позже и ссоры с ними, а также с одноклассниками.

Причины депрессивных стрессов всегда комплексные. Виды и формы детской депрессии: эндогенные и экзогенные. Другими словами, это внешние факторы, конкретные ситуации и наследственность, сезонные настроения.

Проблемы со здоровьем, биохимические переходы организма, физическое насилие. Есть и погодные депрессии, выражающиеся в чувствительности организма к метеоизменениям.

Частые причины – неумелое назначение лекарств (по противопоказаниям) или просто стероидов, анальгетиков, содержащих психотропные вещества, а также самолечение родителями детей.

Диагностирование депрессии у детей

Внимательно сопоставьте указанную выше симптоматику с состоянием ваших детей. С малейшим подозрением на депрессию понаблюдайте за его поведением, чаще открывайте дневник, обращайте внимание на замечания педагогов школы. Это подведет вас к решению проблемы: как выявить депрессию у ребенка?

Если чувствуете необходимость, сами сходите на встречу с классным руководителем. Будьте помягче в отношениях с сыном или дочерью, проверьте, как они реагируют на такое ваше поведение. Возможно, они откроются вам с проблемами, поговорите по душам как никогда ранее.

Разберитесь в их чувстве некоей вины, если она надумана ими, помогите тактично избавиться. Если в течение трех недель состояние ребенка не улучшается, стоит обратиться к детскому психиатру. Это болезненный вопрос: так сложилось, что слово «психиатрия», кроме названия комплекса недугов, имеет в обществе еще и нарицательное значение из своего прошлого.

Младшие дети еще не понимают этого, а взрослые задумаются и не поведут, усугубив состояние детей. Лучше, когда есть возможность начать с посещения психотерапевта, желательно детского.

Психотерапевт – также врач, но лечит психологическим воздействием – беседа, установление внутренних конфликтов. Не поможет, тогда к психиатру, на медикаментозное лечение. Только он, на основании осмотра, психологических тестов, лабораторных данных, выставит профессиональный диагноз и назначит точное лечение.

Часто родители таких детей водят их к еще одному специалисту с греческой приставкой (пси) – психологу. Они не врачи, и никакого отношения к психиатрии и терапии с педиатрией не имеют. Просто не тратьте на них деньги.

Ни в коем случае не впадайте в крайности: самолечение, изоляция ребенка от сверстников и запрет ходить в школу.

Фото депрессии у детей

Также рекомендуем просмотреть:

Источник: https://detkiportal.ru/depressiya-u-detej/

Депрессия у детей: симптомы, лечение

Характерные особенности проявления депрессии в детском возрасте

Психоэмоциональные расстройства молодеют с каждым годом. Это связано с общей невротизацией населения земного шара.

Неврозы, психозы, депрессии стали постоянными спутниками жителей крупных городов, поэтому трудно ожидать, что наше поколение может вырастить детей с совершенно здоровой нервной системой и психикой.

И все-таки каждому родителю хочется знать, что он может сделать для благополучия любимого чада.

Детская депрессия – один из видов психоэмоциональных нарушений, которые выражаются у ребенка в определенных поведенческих и соматических симптомах. Появиться это заболевание может и в самом раннем возрасте (до 3 лет), но чаще и наиболее ярко проявляет себя в подростковый период. Именно с этим связаны участившиеся случаи самоубийства среди подростков.

Депрессия у детей проявляется по-разному, через разные симптомы, в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания.

Трудности с диагностикой этого недуга в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте возникают потому, что вплоть до 10-12 лет ребенок еще не в полной мере осознает самого себя и свои чувства, и не может охарактеризовать свое состояние как «грусть, печаль, тоску».

В этих возрастных группах, детская депрессия чаще выражена через соматические симптомы, то есть различного рода физические недомогания у ребенка. Это приводит лишь к длительным и мало результативным походам по врачам, и, увы, к закреплению болезни в психике и нервной системе малыша.

Как вовремя распознать заболевание? Из-за чего оно может возникнуть? Как предотвратить переход болезни в хроническую стадию? Ответы на эти вопросы разнятся в зависимости от возраста ребенка. Рассмотрим подробнее каждую возрастную категорию.

Ранний возраст: от 0 до 3 лет

Чаще всего, депрессии возникают на психологической почве, но у малышей до 3 лет для возникновения такого заболевания требуются более существенные причины:

  1. Патологии внутриутробного развития (внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, и.т.д.).
  2. Патологические, проблемные роды или врожденные нарушения (родовая асфиксия, энцефалопатия новорожденных, и.т.д.).
  3. Перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания.
  4. Наследственные причины, когда некоторые члены семьи страдали от психических или неврологических нарушений.
  5. Разрыв эмоциональной связи с матерью (вследствие помещения в детский дом или по иной причине), ребенок утрачивает чувство безопасности и защищенности.
  6. Тяжелая, существенно нарушенная семейная обстановка, в которой растет ребенок (алкоголизация родителей, шумные скандалы в доме, агрессия и насилие в семье).

Первые четыре причины можно условно назвать биологическими. Вследствие любой из них может возникнуть определенное нарушение в работе мозга, и в результате возникает депрессия у детей раннего возраста.

Последние две причины можно условно считать психологическими, но по факту, в силу возраста, ребенок ощущает их физически (например, при скандалах в семье ребенок раннего возраста страдает и его развитие нарушается в первую очередь потому, что страх громких звуков – врожденный, и такой стрессор слишком мощный для малыша).

Симптомы депрессии у ребенка раннего возраста могут проявляться следующим образом:

  • снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
  • задержка в прибавке веса;
  • моторная заторможенность, замедленность движений;
  • симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
  • плаксивость, капризность.

При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.

Дошкольный возраст: от 3 до 6-7 лет

Ребенок растет, и психика его усложняется, на нее оказывает воздействие все большее количество факторов – семейная атмосфера, первый опыт социализации (поход в детские дошкольные учреждения), лавинообразное развитие мышления и речи, которое происходит в этот период.

И сами признаки (симптомы) заболевания в этом возрасте уже выглядят иначе, очень часто проявляются соматически (через различные недомогания).

По ребенку уже можно понять его настроение, и хотя он сам еще этого не осознает, но внимательные родители могут замечать нарушения в этой области.

В дошкольном возрасте, депрессия у ребенка проявляется через такие симптомы:

  • нарушение двигательной активности, сниженный тонус, недостаток энергии, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
  • стремление к уединению, избегание контактов;
  • печаль, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
  • страхи темноты, одиночества, смерти;
  • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
  • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).

Что касается причин заболевания, важно понимать, что они могут накапливаться постепенно. Да, в дошкольном возрасте вступают в силу психологические и социальные причины стресса. Но это не значит, что ребенок в этом возрасте может заполучить депрессию только на этой почве (например, после развода родителей).

Вполне возможно, что биологическая причина депрессии была и раньше (например, перинатальные нарушения), но организм ребенка справлялся с ней на ранних этапах. А после добавления еще и психологических причин – стартовало развитие депрессии.

Поэтому важно проводить качественную диагностику и обязательно пройти обследование у невропатолога при депрессии у ребенка любого возраста.

Таким образом, в дошкольном возрасте, помимо тех причин, что вызывают депрессию до 3 лет, заболевание может быть вызвано еще и такими:

  1. Психологические причины. Основополагающая из них именно в этом возрасте – семейная атмосфера, стиль воспитания. Ребенок, растущий в гармоничной атмосфере при эффективной воспитательной модели, получает своего рода иммунитет к любым невротическим нарушениям. Родители закладывают ему базу спокойствия и уверенности в себе, он куда меньше подвержен стрессам. Другое дело – если в семье скандалы, родители на грани развода, а ребенка воспитывают с помощью крика и физической силы. Такая обстановка приводит к невротизации даже самого неврологически устойчивого организма.
  2. Социальные причины. Ребенок вступает в период формирования социальных отношений, начинает посещать детский коллектив, испытывает конфликт между своими желаниями и необходимостью учитывать желания и требования окружающих.

Наиболее подвержены развитию депрессии дети-меланхолики, со слабой и неустойчивой нервной системой. Но даже такому ребенку можно помочь укрепить свое психическое здоровье.

Если симптомы депрессии проявились у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет, необходимы консультации и совместная помощь целого ряда специалистов:

  1. Консультация педиатра – для общего осмотра и стандартных обследований и анализов.
  2. Консультации профильных специалистов, исходя из физических симптомов недуга (например, если ребенок жалуется на боли в желудке – необходима консультация детского гастроэнтеролога). Это необходимо чтобы исключить наличие действительно серьезных соматических болезней.
  3. Консультация детского невропатолога – чтобы определить есть ли биологические причины для развития болезни, нормально ли развиты и функционируют мозг и нервная система ребенка.
  4. При исключении других нарушений, и постановке диагноза «депрессия» – лечение у детского психотерапевта.

Ключевую роль в этой возрастной группе имеет сотрудничество семьи с детским или семейным психологом (психотерапевтом). Создание благоприятного психоклимата в семье и гармоничная модель воспитания способны разрешить львиную долю невротических проблем у ребенка дошкольного возраста.

Перечень специалистов, чья консультация может потребоваться, аналогичен предыдущей возрастной группе.

Младший школьный возраст: от 6-7 до 12 лет

С поступлением в школу существенно возрастает социальная, и учебная нагрузка ребенка. В классе ребенок учится проявлять себя в среде ровесников, в учебе – ставить цели и достигать их, подчиняться правилам.

Прежние причины, способные вызвать невротизацию, остаются в силе – биологические, семейные. Но к ним добавляются и новые – стандартизированная учебная нагрузка (без учета психотипа ребенка и его особенностей), проблемы в отношениях с ровесниками и с педагогом. Также в этот период ребенок начинает формировать свои цели и пытаться их достигать. Неуспех в этом тоже порождает невротизацию.

Ближе к 10 годам депрессия у детей диагностируется все чаще, а ее психологические симптомы начинают осознаваться ребенком: он чувствует и говорит о том, что ему тоскливо, грустно, ничего не хочется. Симптомы депрессии в этом возрасте могут быть такими:

  1. Физические недомогания: общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле.
  2. Психологические и поведенческие симптомы: грусть, тоска, апатия, отсутствие интереса к игре и учебе, уход от контактов с ровесниками, плаксивость, ранимость. Ближе к 12 годам депрессия детская и подростковая начинает также проявлять себя реакциями гнева, вспыльчивости, раздражительности. Это связано с гормональными процессами организма.
  3. Когнитивные (познавательные) нарушения: рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.

Подростковый возраст: от 12 лет до зрелости

Происходит гормональная перестройка организма, которая сама по себе вызывает перепады настроения у ребенка.

Возникают первые серьезные эмоциональные связи во внешнем мире – с друзьями и противоположным полом, неудачи на этом поприще воспринимаются очень тяжело.

Попытки осознания себя, своего «Я», своего места в мире порождают массу внутренних конфликтов и противоречий. Параллельно с этим, существенно растет учебная нагрузка, встает вопрос о будущей профессионализации.

Впервые за все детские годы, на первое место выходят не отношения в семье, а взаимодействие ребенка со своими ровесниками, с равными. Их авторитет в этот период зачастую важнее родительского.

Но не стоит забывать, что благоприятный психологический климат в семье и приятие со стороны родителей остаются с ребенком на долгие годы, формируя твердую почву, на которую Ваш ребенок всегда сможет опереться, и чувствовать себя уверенно.

Симптомы заболевания могут быть те же, что и в предыдущей возрастной группе. Но к ним добавляются существенные перепады настроения, гнев, раздражительность.

Именно в этой возрастной группе чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида. При этом важно понимать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, ведь при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать.

Перечень специалистов, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, аналогичен предыдущей возрастной группе, только вместо педиатра уже выступает подростковый врач. Также, может дополнительно потребоваться консультация эндокринолога, в зависимости от симптомов.

Лечение депрессии у детей

Лечение депрессии у детей должно быть комплексным, и учитывать возраст ребенка, продолжительность и степень тяжести болезни, ее симптомы. Методы лечения могут быть такими:

  1. Медикаментозное лечение – только по назначению врача.
  2. Вспомогательные процедуры – рефлексотерапия, физиотерапия, и т.д.
  3. Лечение сопутствующих соматических расстройств у профильных специалистов.
  4. Психотерапия – основной метод лечения любых невротических нарушений. Для ребенка она приобретает актуальность с 3 лет и старше, и максимально важна в подростковый период. Важно максимальное сотрудничество семьи со специалистом, самый лучший вариант – семейная психотерапия.
  5. Создание благоприятных физических и психических условий для жизни ребенка (от режима дня и питания до отношений внутри семьи).

Источник: https://indepress.ru/depressiya/kak-lechit-u-detej.html

Депрессии, проявления и их последствия у детей и подростков

Характерные особенности проявления депрессии в детском возрасте

Вы слышали о депрессиях у подростков?

А в детском возрасте? А у младенцев?

Депрессия может возникнуть в любом возрасте!

Депрессия не знает возрастных и половых, социальных границ, другое дело, что когда у ребёнка (а нередко и у взрослого) нет активного словаря для описания настроения, то и говорить об этом просто-напросто нечем. А раз молчит, то и проблем как бы и «нет».

Или такой ответ на вопрос о настроении: «Нормально»

И мы говорим о трудностях в осознавании и передаче (вербализации) своего душевного состояния, настроения.

Стоит ли удивляться, что неосознаваемые переживания проявляются на уровне организма или поведения?!

Не лишь по вербальному заявлению можно понять, что что-то не так. В частности, подавленное настроение влияет так, что ребёнок регрессирует к своему прежнему уровню развития – сосёт палец, прячется в укромных местечках… – вот так всё серьёзно.

Прежде подобные переживания у маленьких детей были известны под названием «Эффект госпитализма». Теперь депривационная депрессия. Этот регресс обратимый. Стоит восстановить необходимый уровень близости ребёнка и его матери (лица, обеспечивающего уход за ним), восстанавливается и психическое функционирование.

Распознать депрессию у детей, конечно, сложно и трудно.

Ещё и потому что в детском возрасте депрессия маскируется под самые разнообразные психосоматические расстройства, интеллектуальную заторможенность, что проявляется в снижении школьной успеваемости и мотивации, а так же в поведенческих проблемах разного рода (включая разрушительное поведение, пробы с наркотиками и суициды).

Вот так навскидку, кому придёт в голову заниматься лечением депрессии, когда у ребёнка заболевание или проблемы в успеваемости или в поведении до проявления агрессии вовне или вовнутрь? До первопричин редко когда доходят, обычно спустя годы развития в этом состоянии.

Вообще депрессии довольно распространённый вид аффективного расстройства (подавленное настроение), и нередко тягостно переживаемое.

В клинике выделяют депрессивный синдром в рамках некоего заболевания и депрессию, как составную часть заболевания биполярно-аффективного расстройства БАР (МДП). Расстройство настроения в сторону его снижения – депрессия, а в сторону его повышения – мания, потому и название прежних лет – МДП.

Расстройство может протекать в разной степени тяжести, выделяют три такие степени:

– субдепрессии,

– средней степени тяжести,

– депрессии тяжёлые.

Особенность переживания депрессии может различаться от человека к человеку, некто и средней степени тяжести депрессию, может переносить сравнительно легко, без особого напряжения – когда она у него с детства, и он другого состояния и не знает, он к ней привык.

Другой человек и субдепрессию переживает тягостно, особенно, когда она возникла только что и вызывает у него стремление поскорее избавиться от неё, поскольку она переживается им как нечто чуждое, не свойственное («эго-дистонный характер отношения к болезни»).

Триада депрессии. В случае эндогенной депрессии, к подавленному настроению добавляется ещё два элемента – интеллектуальная заторможенность и моторная. Ухудшение самочувствия. Что неизбежно влечёт снижение продуктивности.

И тогда о какой работе может идти речь?!

Дети резко «тупеют» и если это хорошо заметно именно у прежде успевающих учеников, то у середнячков вряд ли, они остаются в тени – от них никто и не ждёт высоких показателей.

Тягостнее всего депрессия переживается, когда происходит падение витального тонуса, что проявляется в колебаниях аппетита, расстройствах сна, снижении работоспособности, потенции, сопротивляемости организма, отказе от социальных стремлений. Эти проявления свойственны средней и тяжелой степени депрессии.

Депрессивный бред – это обобщение негативного самоотношения, переживании неполноценности, проявляющееся в самобичевании – всё то, что человек говорит о себе – «Я больной, никчемный, никому не нужный, плохой, бестолковый, я не могу работать…», говорит взрослый в состоянии депрессии.

Ребёнок же, в этом же состоянии склонен направлять вину вовне – на родителей, сверстников, учителей.., чтобы хоть как-то защитить самого себя. Ему ведь нет покоя ни днём (подавленность настроения, воли, активности физической и интеллектуальной), ни вечером (когда нарастает тревога), ни ночью (когда нарастает страх).

Юношеская астеническая несостоятельность – разновидность депрессий в юношеском возрасте – основной жалобой, заметным для человека признаком выступает снижение памяти – «Ничего не помню!»

Жалоб на настроение нет.

Психолог обследует и выявляется следующее – нарушения памяти нет.

Читает строку – понимает и запоминает, воспроизводит.

Читает абзац – не понимает и закономерно не воспроизводит. Тем более большие объёмы сложного нового текста.

Но есть нарушения ассоциативного процесса, нарушения высшего познавательного синтеза. Фоном идут разные негативные переживания, связанные с тревогой за свою состоятельность, перед стоящими задачами развития. Поскольку осознания нет, происходит соматизация тревоги. Часто повышенная температура, боли в голове, в желудке, рвота, ВСД, «медвежья болезнь»…

Психопатоподобные депрессии (депрессии с поведенческими нарушениями) начинаются в предподростковом возрасте и старше. Перестаёт учиться, не слушается, уходит из дому, курит, выпивает.., колотит, грубит, дерзит… – такие неприятные проявления. И что с ним делать?!

А как он(а) может учиться, развиваться, дружить, любить.., когда у него нет ресурсов на всё это?!

Пополнять их он идёт туда и к тем, где и кто его принимает таким, какой он есть в этом своём состоянии – ершистого, суетливого и не спрашивают о его отметках и поведении в школе, и кем он готовится быть при таких делах… И более того, посочувствуют ему и предложат седативное средство. Он так лечится. Как может и где может. Некому ему подсказать, что с такими состояниями надо бы к психологу, некому подсказать номер Телефона Доверия. Да и смысла в том никто не видит – раз связи непонятны, конечно…

И он попадает в братство, основанное на взаимопомощи и взаимоподдержке. Те, кто принимают в любом виде и поддерживают. На первых порах, пока обеспечивается вход и приверженность к группе. Затем требования нарастают и здесь. И уйти он уже не может, и оставаться не может.

И где выход?!

Психологический смысл суицида становится понятнее, если учесть предысторию развития личности, развития депрессивного расстройства.

Дидактогенная депрессия – вызванная длительным пребыванием в неблагоприятной ситуации в школе или дома, а нередко и дома и в школе (негативное отношение, конфликты, подавление личности, преследования в школе со стороны детей или учителя при попустительстве со стороны родителей, оставлении ребёнка без поддержки).

Это пример экзогенной депрессии, депрессии, вызванной давлением неблагоприятной ситуации.

Сменяется ситуация, снимается давление или разрешается противоречие, уходит и депрессия. Депрессии такого рода (экзогенные) могут быть тягостно переживаемыми, особенно когда ресурсов личности не хватает, но они легкие в том смысле, что они легко обратимы. Человек относительно без последствий (для организма) восстанавливает своё состояние.

Однако такие депрессии страшны своей дезадаптацией. Для ребёнка, подростка, юноши/девушки это крах в его социальной жизни.

Поскольку своих средств разрешения подобных проблем у него нет, в силу незначительности социального опыта, личностной незрелости, он остаётся в ситуации, из которой не находит иного выхода, как болезнь или суицид. Суицид может рассматриваться, как приемлемый исход в этом случае.

Целью суицида может быть разное:

– или прекращение чрезвычайно болезненного потока сознания – вспомним о «депрессивном бреде», о постоянной тревоге, страхе перед будущем, о страхе отвержения при стремлении быть принятым, о переживании одиночества, состояния непонятности, об актуальнейшей необходимости найти смысл, сформировать мировоззрение и трудностях сопутствующих этому – какой же силы напряжение переживаний мы получаем!

– или же, как способ привлечения внимания к своим проблемам, когда ещё есть на это надежда.

Оставление ребёнка без помощи в таком состоянии – преступление против него.

О проявлениях детских и подростковых депрессий, в том числе «дидактогенных» (педагогических) депрессий у школьников, их причинах и стратегии лечения и реабилитации рассказывает Нина Иовчук, детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, Главный редактор журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков», член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов.

или здесь – https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/01/09/71079-depressiya-u-detey-i-podrostkov 

Источник: https://www.b17.ru/article/depression_in_children/

Клинические особенности депрессии у детей и подростков

Характерные особенности проявления депрессии в детском возрасте

Структура депрессивного синдрома (как и любого другого психического заболевания) зависит от личности ребенка или молодого человека. Дети и подростки хуже, чем большинство взрослых, понимают и передают свое эмоциональное состояние, а также его более тонкие нюансы. При диагностике депрессии также учитывается критерий времени (продолжительность).

Ребенок неточно понимает течение времени. Чтобы выяснить начало симптомов, их нужно уточнить индивидуально. депрессии имеет непосредственную, хотя часто и деформированную взаимосвязь с историей личной жизни: с родителями, школой, прошлым и настоящим.

Клинически наблюдается длящееся в течение длительного времени плохое настроение, скука, отсутствие радости жизни, ослабление инстинктов, расстройство сна.

У болеющих депрессией детей и подростков обязательно должны проявиться два симптома (дисфорическое настроение и утрата самооценки) и не менее двух из восьми второстепенных признаков (агрессивное поведение, расстройства сна, изменения в школьных достижениях, социальное отмежевание, изменение отношения к школе, соматические жалобы, потеря энергии, необычные колебания веса и/или аппетита).

Подчеркивается, что симптомы должны наблюдаться не менее 1 месяца, а также должно быть явным изменение поведения ребенка. Клиника депрессий зависит от возраста ребенка, его когнитивной зрелости, уровня развития речи.

У младенцев и маленьких детей (до 24–30 месяцев) обычно наблюдаются психосоматические симптомы. R. Spitz указывает психотоксические расстройства, иными словами, непосредственное неподобающее отношение матери к ребенку.

Большое влияние на возникновение депрессивного расстройства в раннем детстве имеет эмоциональное непостоянство матери, эмоциональная депривация ребенка, отсутствие лица, к которому может выразиться привязанность .

Анаклитическая депрессия начинается с тревожности, повторяющихся состояний крика-плача и апатии. Эта форма депрессии проявляется и соматическими расстройствами, вес младенца не увеличивается, а затем начинает снижаться. Возникают сбои ритма сна-бодрствования, повышается опасность заболевания инфекционными болезнями.

Психическое развитие сначала приостанавливается, а затем может даже регрессировать. Если расставание с матерью продолжается долгое время, плаксивость проходит, затем начинается стадия застоя. Дети лежат с широко раскрытыми глазами, их взгляд бессмысленный, они не общаются и не реагируют на попытки установить контакт.

Они перестают лепетать, не играют руками или погремушками, не проявляют любопытство. Часто может проявляться автостимуляция: раскачивание в позиции грудь-колени, отдельные ритмичные движения перед засыпанием, а также и днем в состоянии бодрствования. Автостимуляция может проявляться и автоагрессивными действиями.

Замедляется психомоторное развитие: ребенок позже садится, начинает ходить, особенно запаздывает развитие речевых навыков. Такое психомоторное «запаздывание» напоминает расстройства развития. Lustin и Mazet (соглано D.

Marcelli, 1995) склонны считать, что со временем симптомы сглаживаются и затем могут перейти в расстройства нарцистического уровня.

Стадии анаклитической депрессии делят на отдельные формы депрессии раннего возраста, которые называет вегетативной, соматической и регрессивно-апатической, тем самым, подчеркивая их взаимное чередование и возможность трансформироваться в эндогенную депрессию. M. Калинина и др. (1997) указывают, что возможна коморбидность расстройств развития и депрессии. R. Spitz и др. указывают, что аналитическая депрессия поддается успешному лечению.

Депрессии маленьких детей (3–6 лет). В этом возрасте депрессия проявляется по-разному. M. Kovacs (1986) доказывает, что, в отличие от взрослых, дети не могут достаточно хорошо охарактеризовать когнитивные симптомы. Дети не способны выделить основные эмоции и определить их продолжительность.

Считается, что дети могут начать говорить о низкой самооценке и чувстве стыда только, начиная с возраста 7–8 лет. Характерна хаотичность аффективного состояния.

Это проявляется интенсивным поиском теплых эмоциональных отношений, чередующимся с достойным поведением и отказом общаться, гневом и раздражительностью, агрессивностью, направленной на себя и/или на других.

Для депрессии детей этого возраста характерно то, что дети чаще бывают озлобленными, раздраженными, а не тихими, замкнутыми и отчужденными. Может наблюдаться эйфорическое возбуждение, которое иногда сменяется тихим плачем.

Многие исследования подчеркивают, что депрессии маленьких детей характерны симптомы, связанные с особенностями развития этого возраста, то есть тревожность в момент расставания, различные страхи, соматические жалобы, расстройства сна и приема пищи и, конечно, поведенческие проблемы. Как указывает D.

Marcelli (1995), поведенческие проблемы могут пониматься как эквивалент депрессии. Изменения эмоционального состояния отражаются в поведении ребенка, могут наблюдаться длительные автостимуляции (например, мастурбация). Дети перестают играть, иногда бывают непослушными, у них не формируются или исчезают гигиенические навыки. Депрессия этого возраста (3–6 лет) может осложняться поведенческими расстройствами и расстройствами социальной адаптации.

Депрессии детей младшего школьного возраста (7–12 лет), как и депрессии детей дошкольного возраста, больше характерны психосоматические жалобы. Как указывают N. D. Ryan и др. (1987) и D. R. Rosenberg и др. (1992, 1994), дети чаще, чем подростки, склонны к тревожности, имеют разнообразные страхи.

По мере роста ребенка симптомы депрессии становятся все более яркими. Дети часто бывают раздраженными, играют неохотно, отказываются общаться, замыкаются в себе, не разговаривают. Авторы (F. C.

Verhulst, 1989) указывают, что чувства разочарования и безнадежности дети начинают понимать только в начале подросткового возраста – на стадии формальных операций. Выполненные F. C. Verhulst и др.

(1985) исследования открыли наиболее характерные признаки депрессивного синдрома детей 6–11-летнего возраста: чувства, что тебя не любят, что ты несчастен, печален, чувства низкой самооценки и одиночества, тревожности, боязнь школы, недоверие, чувство вины и разные упрямства.

Болеющие депрессией дети этого возраста часто выполняют разные манипуляции с гениталиями, грызут ногти, у них случаются ночные кошмары и/или энурез. В результате нестабильного и тяжело концентрируемого внимания, а также сильной утомляемости болеющие депрессией дети постоянно терпят неудачи в школе. Кроме того, ухудшается социальная адаптация ребенка.

В этом возрасте уже можно выделить две группы симптомов. Одни симптомы явно связаны с депрессивной установкой (мысли, снижающие самооценку, самоуничижительное поведение, прямо выражаемая моральная мука «я не могу», «мне не везет», «не знаю», «я устал»).

Для них характерны частые приступы плача, низкая самооценка, представление, что братьев и сестер любят больше.

В другой группе преобладают поведенческие симптомы (гнев, импульсивность, агрессивность, частое воровство, обман и фантазирование, а также частое убегание из дома и с уроков в школе).

Следует напомнить, что клиника депрессии мальчиков и девочек отличается. Девочки чаще чувствуют страх, ослабляются их контакты со сверстниками, появляется чрезмерная способность приспособиться и синдром «спокойного ребенка». Другими характерными для девочек синдромами являются: мутизм, агрессия, плач и крик, энурез и потребность в сладостях.

Депрессия мальчиков выражается ослаблением контактов, страхом и тревожностью, замкнутостью, неуверенностью в себе. Среди других синдромов следует упомянуть агрессию, энурез, немотивированный плач, расстройства ритма сна – бодрствования и грызение ногтей.

Девочки чаще бывают тихими, печальными и подавленными («синдром золушки»), а мальчики – более агрессивными, озлобленными, раздраженными, не склонными к общению .

Классификация подростковых депрессий и нозологическая зависимость вызывают много дискуссий. По данным разных авторов подростковая депрессия похожа на депрессию взрослых .Другие указывают, что подросткам характерна своеобразная депрессивная симптоматика, проявляющаяся поведенческими расстройствами и имеющая явную связь с событиями, происходящими в жизни .

Большинство авторов подростковую депрессию представляют как специфическую психопатологию этого возраста. A.Kępinskį (1974) подчеркнул, что очень важную роль играют изменения функций и форм тела, гормональные изменения (биологический уровень), а также акцентировал возникновение совершенно нового отношения к себе и к миру (психический и социальный уровень).

R. Jouvent и др. (1986) сравнили структуру депрессии подростков и взрослых. Авторы установили, что подросткам характерна дистрофия, более явно выраженная нестабильность настроения. Особенно часто имеют место расстройства сна, которые проявляются повышенной сонливостью, а психомоторное замедление – физической усталостью. Согласно И. В.

Олейчику (1998), характерные для подростков психическое и физическое утомление и недостаток энергии являются ничем иным как симптомами юношеской астенической несостоятельности .

Одним из наиболее характерных симптомов являются поведенческие расстройства, такие как импульсивность, склонность к делинквентному поведению, беспорядочная сексуальная жизнь, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, частые убегания из дома и из школы.

Во время депрессивного эпизода подростки часто плохо учатся и с трудом общаются, чувствительно реагируют на межличностные отношения. При сравнении клиники депрессии детей и подростков выяснилось (N. D. Ryan и др.

, 1987), что дети чаще жалуются на психосоматические недомогания, для них характерна более четкая психомоторная ажитация, фобические симптомы и симптомы тревожности в момент разлуки. У подростков более четкой бывает подростковая ангедония, гиперсомния, изменения веса, безнадежность и повышенная летальность после суицидной попытки. A. Angold и E. J. Costello (1993) утверждают, что девочки-подростки имеют более четкие вегетативные симптомы (уменьшающийся или растущий вес, инсомния или гиперсомния), по сравнению с девочками в допубертантном возрасте.

Следует обратить внимание, что поведенческие расстройства, трудности в школе, не являются специфическими, поскольку они наблюдаются и в случаях других расстройств. В литературе дискутируется, является ли это симптомом депрессии или ее осложнением.

Есть и такие мнения, что ослабление концентрации внимания у детей и подростков, их асоциальность являются естественным механизмом защиты, преграждающим путь возникновению тяжелой депрессии, что таким образом исключается внутренний конфликт между ощущением низкой самооценки и контролирующей средой (родителями, учителями, одноклассниками).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_331321_klinicheskie-osobennosti-depressii-u-detey-i-podrostkov.html

История и современное состояние проблемы депрессии в подростковом возрасте

Характерные особенности проявления депрессии в детском возрасте

Широкий диапазон депрессивных проявлений от чисто психологических состояний в пределах нормы до психопатологии приводит часто к значительным трудностям при дифференциации депрессивных состояний в рамках той или иной нозологической формы.

Прежде всего следует уточнить понятие «депрессия», определить его дифференциальнодиагностические критерии, обозначить границы психиатрического и психологического диагноза.

В свете современных взглядов депрессивный аффект представляет собой одну из форм эмоционального реагирования человека, отличаясь от естественных эмоций значительно большей продолжительностью, интенсивностью и суицидальным риском, а также нередко сочетанием с рядом других психопатологических феноменов (Синицкий, 1986).

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие: 1) субъективное переживание отрицательного аффекта; 2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма.

При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент — патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого — эмоциональные нарушения (Синицкий, 1986).

Депрессия всегда реализуется в неразрывном единстве психических и соматических изменений, имеющем определенную динамику на разных этапах развития депрессивных состояний.

Более того, в ряде случаев сдвиги в соматической сфере организма могут опережать психопатологическую симптоматику или же выступать на первый план в клинической картине депрессии.

Вот почему при выявлении у индивида депрессивного состояния следует учитывать, что оно, как правило, проявляется в единстве нарушений психической активности, субъективного переживания отрицательного аффекта и соматовегетативных признаков (Синицкий, 1986).

Основательность диагностической концепции депрессивных нарушений у взрослых в настоящее время достаточно хорошо исследована, хотя и остаются некоторые сомнения относительно ее границ.

Приложение той же концепции к изучению аффективного феномена у детей и подростков порождает множество вопросов и научных споров.

Значительный прогресс в изучении данной проблемы наметился лишь в последние годы.

Нозологическая классификация депрессий в детском и подростковой возрасте, как показывают принятые в мире классификации болезней МКБ-10 и DSM-III, на всех возрастных ступенях в зависимости от их этиологии представляет собой лишь попытку выделить относительно типичные и специфические для возраста и стадии развития депрессивные синдромы, чтобы дать возможность предварительной ориентировки в многообразии их проявлений. МКБ-10 при квалификации аффективных нарушений, распространяющейся и на подростков, в значительной степени — независимо от этиологии — обращается к тому, выражен ли оцениваемый депрессивный эпизод в более легкой или тяжелой форме, имеются или отсутствуют сопутствующие соматические или психотические симптомы. В МКБ-10 ВОЗ эмоциональные нарушения в детском возрасте вводятся как самостоятельные под шифром F 93. В этом отражается точка зрения, что полной преемственности и непрерывности между эмоциональными нарушениями в детском и зрелом возрасте не существует. Также предполагается, что в основе возникновения неврозов у детей лежат иные по сравнению со взрослыми психические механизмы. С другой стороны, при описании депрессивных эпизодов (F 31) и дистимии (F 34) утверждается, что они могут начинаться в детском и подростковом возрасте.

Классификация DSM-III-R Американской психиатрической ассоциации использует одинаковые критерии для детей и взрослых. Вносятся лишь очень немногие коррективы применительно к различным стадиям развития.

Согласно четвертому изданию DSM (DSM-IV, 1994), депрессия может быть квалифицирована при наличии пяти симптомов из девяти, характерных для этого состояния, при условии, что симптомы присутствовали почти каждый день в течение последних двух недель.

Критика применения критериев для взрослых при оценке депрессии у детей и подростков имеет следующее обоснование. Во-первых, мало известно о валидности и надежности применения данных критериев по отношению к детям и подросткам. Во-вторых, эти критерии уделяют мало внимания изменениям детских симптомов в процессе развития индивида.

Не разрешен также и вопрос о том, различаются ли специфические подгруппы симптомов депрессии и связанные с ней особенности в зависимости от возрастных групп. Результаты некоторых исследований показали, например, наличие определенных симптомов, тесно связанных с возрастом.

Частота проявления ангедонии, ощущения безнадежности, психомоторной ретардации и иллюзий с возрастом увеличивается, тогда как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации проявляются реже.

По контрасту депрессивное настроение, низкая концентрация внимания и суицидальное поведение не имеют значимой связи с возрастом.

Учитывая эти результаты и тот факт, что дети на различных стадиях развития демонстрируют депрессивные симптомы по-разному, будущие версии DSM и ICD должны включить симптомы, специфичные для детей и подростков (Essau et al., 1999).

Симптомы депрессивных детей и подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей.

В связи с этим очень важным для диагностики является выделение симптомов, типичных для возраста и стадии развития. Дети до 7 лет еще недостаточно могут описать свое состояние в речевой форме.

Поэтому в психодиагностике депрессивных состояний на первое место выступают методы наблюдения за их невербальной коммуникацией, за выражением лица и позой, за их идеомоторикой, а также проективные методы.

В качестве типичных черт депрессий в детском возрасте разные авторы называют их кратковременность, быстроту смены депрессивных состояний возбуждением, массивность вегетативных нарушений, школьную неуспеваемость, выраженность фиксации на своем физическом состоянии, эпизоды тревоги и страха, навязчивости, грубость, нарушения поведения. В младенчестве (1—3 года), во время симбиоза ребенка с матерью, депрессия проявляется в психосоматическом выражении: в симптомах нарушения пищеварения, сна, прекращении развития. Дети выглядят грустными, отличаются маловыразительной мимикой и повышенной раздражительностью. Их моторное развитие замедленно. Часто у них наблюдается длительное, медленное пережевывание еды. В игровом поведении обращает на себя внимание снижение их творческих возможностей и выдержки.

В дошкольном возрасте (3—6 лет) депрессия характеризуется признаками страха, нестабильности аффекта, моторными расстройствами, тенденцией к изоляции, приступами немотивированного плача, агрессивностью, регрессивными симптомами.

Дети часто проявляют свое состояние в жестикуляции и мимике, они легко возбудимы и отличаются неустойчивостью настроения.

Слабая способность радоваться, чувство беспомощности и чрезмерная озабоченность ожидаемыми наказаниями отражается на характере их игры: они меньше бегают и лазают, меньше участвуют в групповых играх, проявляя слабый интерес к приобретению нового опыта.

Речевые способности развиты слабо, возможности выражения себя в рисунках также хуже, чем у их сверстников. В этом возрастном периоде депрессивные дети не достигают предоперациональной стадии развития интеллекта по Пиаже, характерной для нормального процесса развития. Сон их характеризуется частыми кошмарами, трудностями засыпания, ночными пробуждениями и страхами (Фрайследер, Тротт, 1994).

У младших школьников к наиболее характерным проявлениям депрессии относятся робость, неуверенность, незаинтересованность в учебе и играх, приступы плача и ощущение безрадостности существования, периодическое снижение работоспособности, раздражительность.

Дети школьного возраста могут в значительно большей степени использовать речь для обмена информацией и гораздо отчетливее описывать свои ощущения. Они сообщают о своей печали, суицидальных мыслях, нарушениях сна или переживаниях о том, что родители недостаточно считаются с ними.

Их речь замедленна, голос монотонен, как правило, с оттенком отчаяния. Они описывают себя негативно — как глупых или не заслуживающих любви.

С возрастом соматические жалобы уходят на второй план, в большей степени начинает проявляться ангедония, суточные колебания настроения, отчаяние и психомоторная заторможенность.

Чем ближе возрастная стадия приближается к пубертату, тем отчетливее проявляются дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство (Иовчук, Северный 1999). В подростковом возрасте и юности депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых.

Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое состояние с помощью алкоголя или наркотиков.

Начиная с пубертатного возраста отмечается преобладание депрессивных нарушений у девочек по сравнению с мальчиками.

Для депрессии в детстве характерны колебания интенсивности симптоматики в зависимости от времени суток и жизненной ситуации. Повышенные требования часто приводят к усилению депрессии, а снижение требований и школьных нагрузок, напротив, ведут к исчезновению депрессивной симптоматики.

Источник: https://studme.org/103549/psihologiya/istoriya_sovremennoe_sostoyanie_problemy_depressii_podrostkovom_vozraste

ВашДоктор
Добавить комментарий