Джаз негр депрессия банджо общее слово

Джаз негр депрессия банджо общее слово

Джаз негр депрессия банджо общее слово

Задачи: — Введение в мир джазовой музыки, формирование представлений о взаимопроникновении различных музыкальных традиций. — Формирование, обобщение и систематизация ранее полученных знаний о джазе и популярной музыке. — Компенсация возможных пробелов в знаниях о специфических особенностях музыкальных жанров и стилей.

— Подготовить учащихся к оперированию лексикой музыкальных компьютерных программ. Опорная лексика урока: — Жанр — Стиль — Колыбельная — Частушка — Буквенные обозначения — Лад Новые слова и понятия: — Баллада — Регтайм — Блюз — Кантри — Спиричуэллз — Попурри — Буги-вуги — Брейк — Вертушка.

Оборудование: фонозаписи, видеозаписи, компьютер.

« — А вы можете исчезать и появляться не так внезапно? А то у меня голова идёт кругом. — Хорошо, — сказал Кот и исчез – на этот раз очень медленно. Первым исчез кончик его хвоста, а последней – улыбка; она долго парила в воздухе, когда всё остальное уже пропало. — Д-да! – подумала Алиса. – видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни ещё не втречала» Льюис Кэрол.

«Алиса в стране Чудес» Тема нашего занятия – джазовые стили , жанры эстрадно-джазовой музыки и истоки этих жанров – афро-американский фольклор. Они обобщают все предыдущие знания и о гармонии, и о ритме, и об инструментовке. Без понимания музыкальных закономерностей этих жанров всё наше компьютерное композиторство – «улыбка без кота». Жанр.

Ни один народ, ни одно племя не смогло обойтись без песни, которая составляет самое раннее впечатление малыша – без колыбельной. Давайте запишем русскую народную колыбельную «Баю – баюшки-баю, не ложися на краю». Если посмотреть на нотную запись как на рисунок, то мы увидим равномерное движение вверх и вниз, «покачивание». Это не случайно.

В мелодии отразилась прикладная функция – укачивания ребёнка. Что же меняется, когда бременские музыканты поют эту песенку под окном принцессы? • Г. Гладков «Брементские музыканты». Похожа эта песенка на колыбельную? Это пародия на колыбельную, скажете вы и будете правы.

Никто не думал никого укачивать, у этой песни другая задача: артисты изображают иностранцев, смеясь над любовью ко всему иностранному. Эта пародия имеет совершенно определённый прототип. Высмеивается самый скандальный в то время музыкант – Мик Джагер и его направление – рок-музыка. • Клип Мика Джагера. Кроме народной и эстрадной существуют и другие колыбельные.

Они написаны композиторами – классиками. • Моцарт • Брамс • Римский-Корсаков • Гершвин (несколько версий) На примере колыбельной мы с вами заметили, как много значит жанровое начало в музыке и как разнообразны варианты одного жанра. ЖАНР (В ПЕРЕВОДЕ С ФРАНЦУЗСКОГО) — РОД

О, это явление сродни нашей частушке. Но поскольку блюз возник у негров, то и юмор там – ЧЁРНЫЙ. Хотя само название «блюз» происходит от английского blue – голубой. Ещё несколько значений этого слова бытовало в разговорной речи – унылый, подавленный, хандра. Блюз – это вершина «негритянского народного творчества», а именно его «лирической линии».

Особый оттенок «негритянской лирики» несет в себе традиция импровизационного высказывания, буквально «выплескивания» самого наболевшего в крике-танце-плаче, который называется «холлер» (визжать). Эта традиция повлияла на все течения и стили ХХ века (вплоть до рок- музыки). Блюз – её прямое продолжение.

Блюз – это сольный вокальный жанр, возникший в 60-х годах ХIХ века в среде американских негров. Он представлял собой песню, каждый куплет которой состоял из трёх строчек: первые две повторялись, третья – импровизировалась. Тексты песен, дошедших до нас, дают четкое представление о содержании блюзов. Излюбленные темы – одиночество, несчастная любовь, депрессия, бедность, расовое неравенство.

Очень часто содержание носило иронично-грустный, даже сатирический оттенок. Ирония, лаконичность, импровизационность, популярность, самобытность – это и есть то общее, что роднит блюз с другими фольклорными жанрами (например, с частушкой). Однако, дальнейшая судьба блюза удивительна. Благодаря своим «музыкальным данным» блюз завоёвывает огромную популярность.

Из чисто вокального жанра он становится вокально-инструментальным, и инструменты, подражая голосу, сохраняют всю выразительность, всю экспрессию вокального блюза. Можно с уверенностью сказать, что нет ни одного джазового стиля, на который бы не оказал влияние блюз. Блюз «переодевался» и в различные «национальные костюмы», изменялся, приобретая в каждом стиле новые черты. Но об этом – позже.

Трёхстрочная структура блюза повлияла на музыкальную форму. Куплет (он называется «блюзовый квадрат») состоит из 12-ти тактов(3строчки по 4 такта). Все аккорды блюза складываются в «гармоническую сетку». Вот как она выглядит: С С С С F F С С G G C C Это архаическая или сельская сетка.

А ещё есть классическая или городская: С F С С F F С С G F C G Кроме чисто музыкальных достоинств, блюз обладал мощным литературным потенциалом. Блюзовая поэзия стала источником вдохновения для американских поэтов 30-х годов. Этот период назвали «Черным ренессансом».

Источник: https://fobii.org/depressiya/dzhaz-negr-depressiya-bandzho-obschee-slovo/

Три цвета депрессии: черный, белый, красный. Часть 1. Черная депрессия

Джаз негр депрессия банджо общее слово

Три цвета  депрессии: черный,  белый,  красный.  

Часть  первая.  Черная  депрессия.

Недавно  услышала на  одном  из  семинаров  по  психоанализу интересную  метафору.   Оказывается,  депрессию  можно “раскрасить  в  три  цвета: черный,  белый  и  красный.  Каждый  вид   по-разному  переживается,  формируется,  лечится.

Итак,  рассмотрим  каждый  из  них.

Черная  депрессия.

Черная  депрессия   наиболее  соответствует  привычным  представлениям  о  депрессивном   расстройстве.    

Давайте  рассмотрим пример.

Вероника,  37  лет,  замужем,  двое  детей.  Жалуется  на  снижение  настроения,  упадок  жизненных  сил.  По  утрам  бывает  трудно  открыть  глаза  и  встать  с  кровати,  трудно  начать  день,  приступить  к  работе и  делам.  Иногда  нужно  несколько  часов,  чтобы  «раскачаться».

Веронику мучает  постоянное  чувство  вины.  Перед  детьми  за  то,  что  ей  неохота  с  ними играть.

Перед  мужем,  что  недостаточно  хорошо  ведет  хозяйство,  пред  начальником,  что  месяц  от  месяца  постоянно  не  укладывается  в  срок  с  отчетом,  сдает  его  на  2  дня  позже…  Перед  родителями,  что  не  может  оплатить  полностью  их  лечение  в  клиниках.

    Вероника  просто  тонет  в  чувстве  вины  по  всем  фронтам.  Обвиняющие  голоса  звучат  снаружи:  «Опять  у  нас  котлеты  с  рисом?  Третий  день  уже…», «Вероника,  мы  же  договаривались,  что  в  этом  месяце  вы  не  задержите  отчет?».

Изнутри они  тоже  звучат: «Ну  что  ты  как  рохля,  вставай  уже  с  кровати…»,  «Вечно  у  тебя  нет сил,  люди   радуются,  гуляют,  а  ты все  время  страдаешь  и  ноешь»,  «Других  матерей  тянет  к  своим  детям,  а  тебе- лишь  бы  смыться,  зачем  тогда  их  родила?».

  Внутреннего  защитника,  который  бы  отбивался  от  ,  поддерживал  и  оправдывал  Веронику,  у  нее  нет.    Не родился и  не  вырос.  Не  приучена  она  себя  защищать.  Умеет  лишь  сжиматься от  вины до  спазма мышц  шеи  и  спины,  а  потом   ходить  на  массаж (хоть  немого  можно  расслабиться).

У  Вероники есть  четкие  жизненные  правила:  как  нужно  жить  и  поступать  в  той  или  иной  ситуации,  а  как  не  надо.  Эти  правила  почти во  всем  строгие  и  подробные.

«Нормальная  мама  должна  заниматься  с  детьми  хотя  бы  1  раз  в  неделю,  а  если  это  не  так,  то  это  никуда  не  годиться»,  «Человек  должен  быть  жизнерадостным  и  энергичным,  не  портить  другим  настроение  своим  кислым  видом»,  «Родители  не  должны  ругаться  при  детях  и  вообще  не  должны  ругаться,  если  хотят  воспитать  нормальных  детей»,  «Вышла  замуж- нечего метаться,  живи». Если  предпринять  усилия  к  изучению  этих  правил-посланий,  то  неминуемо  выстроится  толпа «учителей»:  мама, тетя,  бабушка,  отец,  начальник,  психолог  Лобковский,  да  мало  ли  кто  еще…   Они  самозабвенно  учили  и учат  Веронику,  щедро  предлагая   ей  свои  жизненные  принципы  и  устои.  А  она,  как   хорошая  ученица,  слушала и  продолжает  слушать,  открыв  рот,  и  «проглатывает»  их  слова  как  руководство  к  действию.

У  Вероники  были  сложности  в  построении  отношений  с  мужчинами. Череда  встреч  обычно  заканчивалась разрывом.

Если  заглянуть  в  раннее детство,  то   можно  обнаружить  любопытный  факт:  мама  провела с  ней  6  месяцев,  а  затем  уехала  в  другой  город  вместе  с  папой   учиться.  Приезжала  лишь  на  один  выходной  день.    Вероника   осталась  с  бабушкой. 

К  психологу  Вероника  обратилась  в  связи  с  тем,  что  совсем  невмоготу  стало  подниматься  с  кровати  утром,  просветы  хорошего  настроения  почти  закончились.  Беспокойство  за  свое  состояние  и  привело  ее  на  прием.

Описанный в  этой  статье портрет  женщины  по  имени  Вероника не  случаен.  У  нее  налицо  черная  депрессия.

Признаки  «черной» депрессии:  снижение  настроения,  паралич воли,  гипертрофированное чувства  вины,  склонность  к  «заглатыванию» норм  и  правил (интроектов).  В  анамнезе,  как  правило,  есть  преждевременная  потеря  важного  человека (раньше  возраста,  когда ребенок  может ее  пережить).

Какова  стратегия   изменений  Вероники  в  психотерапии?

-снижение  чувства  вины;

-развитие  чувствительности к  своим  ощущениям и  желаниям  взамен  следованию «чужим»;

-формирование  стабильных,  устойчивых  отношений  с  психологом,  которые  будут  подконтрольны,  не  приведут  к  расставанию  раньше  времени,  когда  у  клиента  появится  такое  желание;

– работа  горя. В  психотерапии  депрессии  важно  отгоревать  брошенность,  а  также  те  события,  которые  случились  под  воздействием  чужих правил  и  норм. 

Таковы  контуры  симптомов,  происхожения,  лечения «черной»  депрессии.

О  белой  и  красной  депрессии  можно  будет  узнать  из  следующей  статьи.  

Вероника-  собирательный  образ  и  не  принадлежит  конкретному  человеку.

Источник: https://www.b17.ru/article/tri_cveta_depressii/

Великая депрессия в США 1930-х годов. Часть 3 – Отец джаза – Луи Армстронг

Джаз негр депрессия банджо общее слово

Джаз культура XX века. В США официальным годом его рождения считается 1917-й, когда вышла в свет первая пластинка с записью джаза в исполнении белых музыкантов. Ведь никто не оценивал в первые два-три десятилетия ушедшего века США как страну с культурой, способной на мощную мировую экспансию.

На американцев в Европе смотрели как на диковатых, необразованных ковбоев. Еще не были популярны “Биг-Маки”, еще никто не носил джинсы, а голливудские блокбастеры не собирали сотни миллионов долларов. Но после Первой мировой войны звуки джаза ворвались в Европу, чтобы после Второй окончательно завоевать ее.

В авангарде наступления шел Армстронг со своим супероружием – пронзительной трубой и хрипящей глоткой. Поскольку точную дату своего рождения он сам не знал (а мамаша, судя по всему, не запомнила), Луи написал год – 1900-й, а дату рождения выбрал 4 июля – День американской независимости. Место рождения – Нью-Орлеан.

Жизнь коротка – поэтому ею надо наслаждаться здесь и сейчас. Независимо от того, раб ты или рабовладелец.

Основавшие Нью-Орлеан французы, скорее всего, были не лучшими представителями своего народа, но они твердо усвоили, что Париж – город развлечений, и стремились сделать развлечения основной составляющей своей жизни.

Еще до революции 1789 года сюда высылали проституток со всей Франции. Корабли с этим “товаром”, пересекая океан, шли к устью Миссисипи.

Основной частью темнокожего населения Нью-Орлеана были креолы – люди смешанных кровей. После Гражданской войны и реконструкции, когда федеральные службы янки-северян покинули Луизиану, в штате, столицей которого и был Нью-Орлеан, приняли закон, гласящий, что каждый, в ком есть хоть капля негритянской крови, является негром.

Джаз сформировался благодаря самородкам из низов. Нужны были лишь талант и труд. А самородков джаз породил неимоверное число. Но великое будущее Луи ничто не предвещало.

Правда, он пел в подростковом уличном квартетике, но во время непонятно как произошедшей уличной перестрелки (он до старости утверждал, что на него напали) выхватил револьвер и тоже выстрелил.

Никого не убил, но был тут же схвачен подвернувшимся копом, отведен в участок, предан суду и получил срок в подростковой тюрьме. Срок по приговору носил бессрочный характер – “вплоть до исправления”.

В каком-то смысле ему повезло. Он попал в частную подростковую тюрьму, точнее, в частный закрытый “воспитательный дом”, который содержал на жалкие деньги отставной солдат – темнокожий фанатик правильного образа жизни и перевоспитания “детей улицы” – Джозеф Джонс.

В заведении Джонса Луи стал горнистом. Юный Армстронг давал и побудку, и отбой, и другие сигналы, но все свободное время посвящал усовершенствованию своих игровых, исполнительских навыков. В тюрьме он научился писать, читать и считать.

Выйдя из колонии, Луи стал понемногу играть в “хонки-тонках” – местных публичных домах с баром и биллиардом, а также на уличных шествиях.

Под свое крыло его взяли Джо “Кинг” Оливер – самый влиятельный из нью-орлеанских темнокожих музыкантов, фактически выполнивший роль генерального продюсера для всех тогдашних местных музыкантов, и Бенни “Блэк” Уильямс – лучший ударник, отчаянный гуляка и хулиган Сторивилла, впоследствии застреленный проституткой. Первый совершенствовал Армстронгу приемы игры на корнете, второй обучал тонкостям ритма.

Джозеф Кинг Оливер.

Но это еще не был “джаз” как таковой. Да и слова такого не было. Был рег-тайм – музыка, родившаяся от исполнения на банджо, а впоследствии перенесенная для пианино. Первое упоминание о джазе (тогда еще “джассе”) приходится на 1915 г. и связано с группой белого тромбониста Тома Брауна, выступившего с ансамблем, называвшимся “джасс-бэнд”.

Луи на обложке журнала “Лайф” .

К своему двадцатилетию Луи стал невероятным, отчаянным трудягой. Дабы овладеть джазовой техникой, требуется миллионы раз повторять одну и ту же комбинацию звуков, приемов. Трубач во время исполнения касается языком зубов не менее пятисот раз за минуту.

Губы, ротовая полость меняются, деформируются.

Известное русское жаргонное словечко “чувак” пришло, как полагается, из джазового арго и является всего-навсего искаженным словом “человек”, произнесенным выдохшимся до изнеможения трубачом, тромбонистом, саксофонистом…

“Кинг Оливер джасс-бэнд”.

Но помимо совершенной техники, которую Армстронг мог осваивать до бесконечности, несмотря на навалившиеся превратности судьбы (брак, причем весьма бурный, с Дейзи Паркер – одной из местных проституток), в его игре была еще и небывалая свобода. Нью-Орлеан стал эту свободу ограничивать. Армстронг переехал в Чикаго вместе с сотнями тысяч темнокожих, устремлявшихся туда с ослабевающего Юга.

На американском радио.

Для джаза наступала благодатная эпоха. Помимо грамзаписи, этому способствовало радио. Американское радио. Либерализм, динамизм, энергия, которой обладали организаторы радиоэфира, мощнейшая конкуренция требовали все новых и новых звезд. Джаз стал первым музыкальным прорывом эпохи “радиодней”.

Лил Хардин.

В Чикаго Луи провел семь лет, играя в оркестре своего учителя “Кинга” Оливера и солируя в нем. Начались радиовыступления и записи. Луи, возможно, оставался бы в тени “Кинга”, но тут ему посчастливилось встретить Лил Хардин, происходившую из темнокожей семьи, стремившейся в культурном отношении отмежеваться от “черной” массы.

Лил училась классической музыке, но, по иронии судьбы, вопреки настояниям родителей, стала петь блюзы. Небольшого роста Армстронг весил к тому времени девяносто килограммов, а Лил – чуть больше сорока. Она вселила в него веру в свои возможности. Под ее нажимом он переезжает в Нью-Йорк.

Лил Хардин Амстронг (вторая супруга).

Там он стал играть в оркестре Флетчера Хендерсона. Хендерсон был застенчивый негритянский интеллектуал с высшим образованием по химии, мечтавший сделать научную карьеру, что было для человека его круга в ту пору практически исключено. Он был добр и как-то разрешил Луи запеть. Так родился тот Армстронг, которого мы знаем: трубач и певец.

Оркестре Флетчера Хендерсона.

Великая депрессия подорвала существование фирм грамзаписи и ресторанный бизнес. Луи вернулся в Чикаго, ставший всеамериканским центром бутлегерской торговли после введения “Сухого закона”. Армстронг именно в эти годы стал хорошо зарабатывать, а Лил купила одиннадцатикомнатный дом в чикагском пригороде.

В период “Сухого закона”.

Часть бандитских денег всегда достается тем, кто развлекает бандитов. Луи не стеснялся этого. Правда, к этому времени его стали особенно ценить люди из народившейся касты джазовых музыкальных критиков.

Возможно, что такая жизнь начала тяготить Армстронга.

Он разрывает с Лил и женится на Эльфи Смит – прислуге в белом доме, совсем не интеллектуальной и больше всего любившей радоваться свалившемуся счастью и тратить шальные деньги.

Эльфа Смит Армстронг третья жена Армстронга.

Как и многие джазмены, Луи постепенно подсаживался на травку. Выпить и покурить он любил всегда. Правда, вскоре после того, как копы поймали его с травой и он получил полгода тюрьмы, замененных ночевкой в полицейском участке пять раз в неделю, он уменьшил дозу.

Впрочем, Луи можно понять. Его пристрастие к марихуане было следствием непрекращающихся болей в ротовой полости. Лечиться было некогда – выступления и гастроли следовали одно за другим. Его рот был весь в рубцах и незаживающих язвах. Деформированные губы обращали на себя внимание и принесли ему жаргонное прозвище – “Сачмо”.

К началу тридцатых годов Сачмо, похоже, сильно запутался в отношениях с покровительствующими бандитами, владельцами клубов, казино, организаторами гастролей. Болезни и угрозы, преследования гангстеров и полиции мешали все больше. Он уехал на гастроли в Европу.

К этому времени европейские джаз-бэнды представляли из себя убогое зрелище, будучи, в сущности, кафешантанными аккомпаниаторами. Но выгнать джаз уже было не так просто. В нацистской Германии партийные музыковеды разрабатывали теорию “арийского джаза”, лишенного пряной эротики и страдания, лишенного пота, крови и слез.

В Париже. 1934.

Но зато оставалась американская колония в Париже, для которой джаз был воплощением свободы и тоски по Америке. Американо-парижский джаз устанавливал мост для культур двух континентов. Другим центром джаза в Европе был Лондон. И там среди любителей джаза слава Армстронга росла и ширилась.

Перед выступлением в гримёрке.

И джаз, и Армстронг, вероятно, пробились бы рано или поздно при любых обстоятельствах. Но всегда должен найтись кто-то, кто организует этот прорыв. Для джаза таким человеком стал Джо Глейзер. Выходец из еврейского квартала (в молодые годы член шайки), говоривший по-английски с сильным оттенком “идиша”, женившийся впервые на проститутке, Глейзер решил заработать на джазе.

Джо Глейзер и Луи Армстронг. Журнал “Лайф”.

Он был груб, матерился и пил без меры, но держал свое слово, при этом не стесняясь обзывать своих подопечных “черными”. Но именно Глейзер взял под опеку Армстронга, Эллу Фитцджеральд, Сару Воан и других.

Все, кто знал его, говорили, что он искренне верил в величие этих музыкантов. И он в этом был прав.

В своем деле Глейзер оказался суперменеджером, циничным, но внимательным к артистам, следившим, чтобы их никто не обижал.

Армстронг и Элла Фитцджеральд.
Сара Воан.
Эрл Ханс.

Вторая мировая война, как и Первая, дала распространению джаза новый толчок. До войны джаз распространялся и существовал без всякой государственной поддержки, что было излюбленной темой критики левых интеллигентов, утверждавших, что государство должно финансово поддерживать джаз, ибо он – американское национальное достояние.

В октябре 1942 года певица известного ночного клуба «Коттон-клаб» Люсиль Уилсон стала четвёртой женой Луи Армстронга – с ней музыкант прожил до самой смерти.

В годы войны в США возникает мода на певцов. Популярность Луи к этому времени стала катастрофически падать. Даже в среде негритянской молодежи его воспринимали в качестве карикатурного “дяди Тома”. Но тут выяснилось, что такой хрипоты, как у Сачмо, больше нет ни у кого.

Луи Армстронг вместе с Френком Синатра, Пэгги Ли и Бингом Кросби.  
С Билли Холидей. 1947.
Запись 1965 года.

Потом, когда его, наконец, обследуют квалифицированные ларингологи, они установят, что его ые связки поражены лейкоплакией – молочно-белыми наростами, являющимися следствием воспалительных процессов на слизистой оболочке. Было ли у него это с детства или же оказалось приобретено во время игры, установить невозможно. Он устал, он чувствовал свою ненужность, но именно в эти годы, после войны, к нему приходит мировая слава.

Мьюзикл ” Hello, Dolly!” ( Привет,  Долли!) с Барбарой Стрейзанд. 1960.

Вершиной популярности Сачмо стало начало 60-х годов, когда он спел и сыграл “Хелло, Долли” и ряд других “вечнозеленых” хитов. Он умер 5 июля 1971 года, сердечная недостаточность привела к отказу почек. Музыканта похоронили на кладбище Флашинг, штат Куинс в Нью-Йорке.

Стэн Кентон, один из крупнейших аранжировщиков и пианистов, сказал: “Луи – отец всего современного джаза. И с этим невозможно спорить”. Действительно так. Ушел XX век. Ушел Луи Армстронг. Джаз остался.

Источник: https://kohama-natalia.livejournal.com/28430.html

Банджо – символ американской музыкальной культуры

Джаз негр депрессия банджо общее слово

27.03.2019

Культуру определенной страны очень ярко характеризует национальная музыка и присущие ей народные инструменты.

В США наиболее популярной национальной музыкой является кантри, отражающее многонациональность и слияние европейских и афроамериканских культур.

Основными музыкальными инструментами для исполнения кантри являются скрипка-фиддл, гитара и банджо. Банджо имеет оригинальный неповторимый звук, который сложно спутать со звучанием другого инструмента.

Банджо представляет собой струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинного грифа, на котором могут быть установлены от четырех до десяти струн. Если вы умеете играть на гитаре, то освоить игру на банджо будет очень просто.

Кстати, банджо в некоторых странах Африки считается священным инструментом, прикасаться к которому могут только высшие жрецы или правители.

История

Банджо завезли в Америку мореплаватели из Западной Африки примерно в 1600 году. Родственником банджо можно считать мандолину, хотя исследователи назовут вам около 60 различных инструментов, которые схожи с банджо и могут быть его предшественниками.

Первое упоминание о банджо встречается у английского врача Ганса Слоуна в 1687. Он увидел инструмент на Ямайке у африканских рабов. Их инструменты были сделаны из высушенной тыквы, затянутой сверху кожей.

В начале 19 века в США банджо серьезно конкурировало по популярности со скрипкой в афроамериканской музыке, затем привлекло внимание и белых профессиональных музыкантов, среди которых Джоэл Уокер Суини, который в 1830 годах популяризировал банджо и вывел его на сцену. Своему внешнему преображению банджо также обязано Д. Суини: он заменил тыквенный корпус барабанным, шейку грифа разграничил ладами и оставил пять струн: четыре длинные и одну короткую.

Пик популярности банджо приходится на вторую половину-конец 19 века, когда банджо можно встретить на концертных площадках и среди любителей-меломанов.

Тогда же выходит первый самоучитель игры на банджо, проводятся конкурсы исполнительского мастерства, открываются первые мастерские по изготовлению инструментов, жильные струны заменяются металлическими, производители экспериментируют с формами и размерами.

Профессиональные музыканты стали исполнять на сцене произведения классиков, таких как Бетховен и Россини, переложенных на банджо. Также банджо отлично зарекомендовало себя в таких музыкальных стилях как регтайм, джаз и блюз. И хотя в 1930-х годах банджо вытеснили электрогитары, имеющие более яркий звук, в 40-е банджо вновь взяло реванш и вернулось на сцену.

В настоящее время банджо пользуется популярностью у музыкантов во всем мире, звучит в различных стилях музыки. Веселый и звонкий голос инструмента настраивает на позитив и поднимает настроение.

Особенности конструкции

Конструкция банджо представляет собой круглый акустический корпус и своеобразный гриф. Корпус напоминает барабан, на который натянута при помощи стального кольца и винтов мембрана. Мембрана может быть изготовлена из пластика или кожи. Пластики обычно используют без напыления или прозрачные (самые тонкие и яркие). Стандартный диаметр пластика современного банджо 11 дюймов.

Съемный резонаторный полукорпус имеет несколько больший диаметр, чем мембрана. Обечайка корпуса обычно изготавливается из дерева или металла, к ней же крепится струнодержатель.

К корпусу с помощью анкерного стержня крепится гиф, на который с помощью колков натягиваются струны. Деревянная подставка свободно расположена на мембране, к которой ее прижимают натянутые струны. 

Также как и у гитары, гриф банджо разделен порожками на лады, расположенные в хроматической последовательности. Наиболее популярное банджо имеет пять струн, причем пятая струна укорочена и имеет специальный колок, расположенный прямо на грифе, на его пятом ладу. На этой струне играют при помощи большого пальца и обычно используют в качестве басовой струны, постоянно звучащей под мелодию.

Традиционно корпус банджо изготавливают из красного дерева или клена. Красное дерево обеспечивает более мягкий звук с преобладанием средних частот, клен же подарит звук более яркий.

На звук банджо существенно влияет кольцо, которое удерживает мембрану. Существуют два основных пипа колец: flattop, когда пластик натянут вровень с ободом и archtop, когда пластик приподнят над уровнем обода. Второй тип звучит гораздо ярче, что особенно проявляется при исполнении и ирландской музыки.

Разновидности банджо

Эксперименты производителей с формой и размером банджо привели к том, что сегодня существует множество видов банджо, которые отличаются в том числе и количеством струн. Но наиболее популярными являются четырех-, пяти- и шестиструнные банджо.

  • Четырехструнное банджо-тенор является классическим. Его можно услышать в оркестрах, при сольном исполнении или аккомпанементе. Гриф такого банджо короче, чем у пятиструнного и чаще всего используется для дикселенда. Строй инструмента – до, соль, ре, ля. Ирландцы, в отличие от американцев, используют свой особый строй, для которого характерно перемещение соль наверх, что придает дополнительной замысловатости зажимаемым аккордам. Для исполнения ирландской музыки строй банджо меняется на соль, ре, ля, ми.

  • Пятиструнные банджо чаще всего можно услышать в музыке кантри или блюграсс. Данный вид банджо имеет более длинный гриф и простые струны, которые короче, чем струны с настроечным ключом. Укороченная пятая струна не зажимается, оставаясь открытой. Строй данного банджо: (соль) ре, соль, си, ре.

  • Шестиструнное банджо еще называют банджо – гитара и настраивается оно также: ми, ля, ре, соль, си, ми.

  • Банджолеле – это банджо, совмещающее в себе укулеле и банджо, оно имеет четыре одинарные струны и настраивается так: до, соль, ре, соль.

  • Банджо-мандолина имеет четыре сдвоенных струны, настраиваемых как мандолина-прима: соль, ре, ля, ми.

Техника игры

Особой техники игры на банджо нет, она схожа с гитарной. Щипки и удары по струнам осуществляются при помощи плектров, надеваемых на пальцы и напоминающие ногти. Также музыкант использует медиатор либо пальцы. Почти на всех видах банджо играют характерным тремоло или арпеджируют правой рукой.

Банджо сегодня

Банджо выделяется особо звонким и ярким звуком, который позволяет выделяться среди других инструментов. У многих банджо ассоциируется с музыкой кантри и блюграсс. Но это очень узкое восприятие данного инструмента, ведь его можно встретить в самых разных музыкальных жанрах: в поп-музыке, кельтском панке, джазе, блюзе, регтайме, хардкоре.

 Но банджо можно услышать и как солирующий концертный инструмент. Специально для банджо сочинили произведения такие композиторы-исполнители, как Бак Трент, Ральф Стэнли, Стив Мартин, Хэнк Уильямс, Тодд Тейлор, Путнам Смит и другие. На банджо переложены и великие произведения классиков: Баха, Чайковского, Бетховена, Моцарта, Грига и других.

Сегодня наиболее известными джазменами-банджистами  являются К. Урбан, Р. Стюарт и Д. Сатриани.

Банджо находит широкое применение в телевизионных шоу («Улица Сезам») и музыкальных спектаклях («Кабаре», «Чикаго»).

Изготавливают банджо производители гитар, например,. FENDER, CORT, WASHBURN, GIBSON, ARIA,STAGG.  

При покупке и выборе банджо следует исходить из своих музыкальных и финансовых возможностей. Новичкам можно приобрести четырехструнное или популярное пятиструнное банджо. Профессионалом можно посоветовать шестиструнное банджо. Также отталкивайтесь от того музыкального стиля, который вы планируете исполнять.

Банджо – это музыкальный символ американской культуры, как у нас балалайка, которую, кстати, называют «русское банджо».

Источник: https://pop-music.ru/articles/bandzho-simvol-amerikanskoy-muzykalnoy-kultury/

Негры, банджо, немного расизма. Истоки джаза и блюза (+аудио) | ЖЛОБ

Джаз негр депрессия банджо общее слово

На русском языке пока не вышло ни одной книги, посвященной «черной» истории джаза и блюза. Но читатель «ЖЛОБа» может уже сейчас послушать о ней рассказ от ведущего российского джазоваго критика Кирилла Мошкова.

2 ноября в Воронежском государственном университете можно было услышать не только о премудростях фундаментальных и прикладных наук. Музыкальный журналист, главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков в аудитории местного журфака рассказывал о «черных» корнях и ветвях джаза и блюза.

Вообще-то Кирилл приехал в Воронеж вести двадцатый, юбилейный международный фестиваль «Джазовая провинция». Но в свободное от сцены врямя он смог поделиться знаниями о музыке угнетаемых когда-то негров (ныне – свободных афроамериканцев) с тянущейся к прекрасному воронежской молодежью. «ЖЛОБ» сделал несколько отметок и умозаключений, возникших по ходу лекции.

О роли угнетателей

Джаз придумали не только негры. В этом есть заслуга белых работорговцев и эксплуататоров. Они разделяли черных рабов из одного племени, смешивали с другими.

Белые на самом деле тупо боялись заговора и бунта, поэтому не хотели, чтобы работники общались на непонятном надсмотрщикам языке.

В результате будущим афроамериканцам пришлось учиться разговаривать на английском. А потом они на нем запели.

Рабочие песни

Существует представление о том, что джаз появился благодаря религиозным песням – «спиричуэл» – которые негры пели в баптистских церквях. Да, христианским миссионерам любители джаза и блюза тоже должны сказать спасибо.

Но были еще и рабочие песни (work songs), которые черные распевали на плантациях (что-то типа нашей «Дубинушки»). А еще были и индивидуальные «речёвки», которые каждый рабочий афроамериканец пел в одиночку.

Они назывались hollers, и у каждого работника был свой, уникальный «холер». Звучал он примерно так:

Им так хотелось истории с расизмом

Знаменитая негритянская блюзовая певица Бесси Смит умерла не так трагично, как описывала молва. Общепринятая легенда гласила, что Бесси, попавшую в автокатастрофу, с оторванной рукой, привезли в больницу для белых. Там жестокие врачи-расисты отказались ей помочь и отправили певицу в клинику для черных. Блюзовая дива умерла по дороге.

Реальность оказалась намного скучнее: никому в Америке 1937 года и в голову не пришло везти негритянку в больницу для белых. Просто ее ранение оказалось несовместимым с жизнью. Оказавшийся неподалеку от места аварии белый доктор сразу же осмотрел Бесси и сказал, что до больницы она не дотянет. Так и случилось.

Но американцам настолько  нравилось страдать от собственных расистских предрассудков, что они долго отказывались верить в такую банальщину.

Гитара – это слишком дорого

Блюз начинался не с гитары, как об этом принято думать. Первым блюзовым инструментом было банджо. Гитары привозились из Европы, и стоили они десятки долларов – немыслимые для афроамериканцев деньги. Местные гитары начали выпускать только в 1890 году и они стояли уже всего лишь 5 долларов – сумму, которую можно было накопить.

Как звучит один цент

Один из первых блюзментов, Блайнд Лимон Лжефферсон, был действительно слепым. Зато слух у него был вполне приличным. Когда он выступал на улице, то не начинал петь, пока в его банку не бросят что-то побольше одноцентовой монетки. Номинал звенящей американской мелочи Джефферсон умел различать на слух.

Как певцы победили оркестры

Долгое время в джаз-бенде центральной фигурой был отнюдь не вокалист. Он вместе с музыкантами, кордебалетом, фокусниками и карликами был на втором плане. Главным человеком в оркестре, его лицом, на которого падала большая часть славы, был дирижер.

Ситуация изменилась только в 1942–1943 годах, когда американский профсоюз  музыкантов объявил бойкот студиям грамзаписи, не желавшим платить исполнителям отчисления с тиражей.

Певцы в профсоюз не входили, поэтому бойкот не поддержали. И в отсутствии на рынке грамзаписей оркестров быстро вышли на первые позиции и обошли по популярности и узнаваемости руководителей оркестров.

Так началась история поп-музыки.

Послушать двухчасовую лекцию Кирилла Мошкова «Черная музыка: корни и ветви. Истоки джаза и блюза» можно прямо здесь:
Исаак Мох

Фото Анны Жуковой

Источник: http://zhlob.info/?p=3554

Одержимость: кровавый джаз с элементами драмы

Джаз негр депрессия банджо общее слово

  • “Второй состав, вытрите кровь с моих барабанов” ©

1

*В качестве музыкального сопровождения можно послушать джаз. Но помните, что он не требует спешки. Желательно в этот момент отвлечься от всех дел, закрыть лишние вкладки, принять удобное положение в кресле…можно и помечтать*

Whiplash. Whiplash. Прошепчите это слово. Несколько раз. Whiplash. И сравните с грубым “Одержимость”. Уиплаш. Одержимость! Первое можно шептать в ухо любимой или любимому. Второе – носит явно неодобрительный характер. Ты что, одержим? Ты безумен? Слишком явные негативные коннотации.

Я не хочу, чтобы русская адаптация этого фильма сбивала с толку. Речь идет об одержимости в самом лучшем ее проявлении – в выходе за рамки привычного мира, достижение своего творческого акме.

Вы можете возразить, что “уиплаш” похоже на звук удара плетью или кнута? Насмотрелись оттенков и теперь мне своим развратом тут пуляете? Тьфу на вас.

Фильм начинающего режиссера Дамьена Шазелла начался еще в 2012 году, когда он решил покорить Сандэнс своей короткометражной версией картины. Окончательно убедившись в своей авторской правоте, он начал снимать его целиком, получив при этом много возгласов одобрения и дополнительных спонсоров, без которых сценарий продолжал бы пылиться на полке.

2

Находясь где-то на стыке драмы кинематографической, и драмы музыкальной, Дамьен осознал – совместить оба этих элемента будет невероятно сложно (забегая немного вперед, скажу, что не все из задуманного получилось).

Чтобы вы понимали – сделать качественную музыку в фильме, где каждый том-том, хай-хэт и бочка должны звучать именно так, как они звучат в джазовой традиции, это очень непросто, даже для современных студий звукозаписи. Послушайте современные альбомы с их вялыми и глухими ударными, и вы все поймете.

Кто-то возразит: «Это же в первую очередь драма, кино, что ты пристал с этой музыкой, играет она там фоном и ладно, какая разница?».

Музыка в этом фильме является той самой красной нитью, она является ключевым нарративом, т.е.

способом рассказать историю, она ведет нас от мечты (я хочу играть как Бадди Рич), к улыбнувшейся удаче (эй ты, покажи мне, что ты умеешь), до падения самооценки (я не чувствую такта, у меня не получается закрепиться в оркестре), агрессии и мыслей о возмездии (я ненавижу тебя, ублюдок Флэтчер!), к полной депрессии и апатии.

К сожалению, многое в плане музыки не удалось. Но об этом позже.

Все хорошее и плохое закончится в финале. И снова ее величество мелодия направит нас по безумным коридорам познания, кто мы есть, и чего мы можем достичь в ситуации, когда думаем, что это потолок, и либо мы разобьемся об него, либо проломим и станем культом.

3

Предлагаю сразу осознать одну простую мысль –  лучшую роль в фильме играют, нет, не играют, а живут, питаясь нашим биением сердца, ударные. Только они ни разу не сфальшивили. Только они страдали больше всех. Только они умирали в кадре.

Только они заставляли нас сопереживать и корчиться от боли, когда в гневе были сломлены и разорваны в клочья. Только они показывают то значительное, что невозможно понять при нашем с вами когнитивном опыте. И уж точно не получится описать. Спасибо Вам, барабаны, тарелки и волшебные палочки.

И не так важно, кто играл в паре с Вами. Вы в одиночку вытащили этот фильм.

Кто-то готов оспорить, что без джазовой тематики это была бы зауряднейшая драма с оттенками психологизма, отношениями талантливый ученик против самодура-учителя, и тернистого пути таланта, коих было снято не сотню, не тысячу, и даже не миллион? Вы глупы, и ничего не понимаете ни в музыке, ни в кино. Ничего. Надеюсь, сейчас вы это очень хорошо осознали. 

Фильм зиждется на трех китах джаза.

Во-первых, это ритм. Вы чувствуете? Приложите ладонь к левой груди. Прощупайте висок. Приложите ухо к окну. У всего есть ритм. Но в джазе, ритм это вам не какое-то размеренное тиканье или стук.

Ритм – это жуткий диктатор, кровожадный и неистовый, непостоянный, как и сама основа мироздания.

Барабанщик вынужден как бы догонять разогнавшихся и распалившихся музыкантов, и в тоже время солировать, он добивает свою партию в паузах между импровизациями, он поддерживает монолитный каркас стиля, когда альт-саксофон тянет вас в прекрасные дали, а аккомпонирующий рояль – в грустные воспоминания. И только ударные напоминают вам, что вы еще стоите на земле грешной, и покачиваете головой в такт. Именно ритм является камнем преткновения в отношениях Флэтчера и Эндрю. «Ты играешь не в моем, сука, стиле!»

Вторая часть состоит из великого джазового наследия. Картина не случайно названа в честь композиции «whiplash» Хэнка Леви. Главный герой вдохновляется величайшим барабанщиком всех времен Бадди Ричем. И, конечно же, Дюк Эллингтон и его «Караван», признанный джазовым стандартом своего века.

Всех карт раскрывать не буду, но, думаю, в финале вас ожидает нечто грандиозное в плане ощущений. Джаз добавляет в фильм нужную пульсацию, драйв, страстность, даже надрыв. Джастин Харвитц и Тим Симонек очень здорово подобрали все композиции, фильм благополучно выиграл Оскар за лучший звуковой монтаж, заодно войдя в шорт-лист всех меломанов от кино, вроде вас и меня.

Что, говорите, Гравитация брала этот приз в прошлом году? Нет, ну вы абсолютно безнадежны.

Третья ступень – это дорога к величию. Джаз двигали вперед очень неординарные люди с непростой судьбой. Всегда в их историях есть переломный момент. Именно таким видит рецепт руководитель оркестра, именно в такие условия он ставит юного музыканта.

  • Ты знаешь, как Чарли Паркер стал Чарли Паркером?
  • Джо Джонс швырнул в него тарелкой.
  • Точно. Паркер юнец, неплохо играет на саксе. Вот он выходит на сцену, и все портит. Джонс чуть не обезглавил его за это. Под смех оркестра Чарли всю ночь проплакал, но уже наутро. Что он делает? Репетирует. И репетирует, и репетирует, думая только об одном: над ним больше не будут смеяться. Через год он возвращается в Рино, снова выходит на эту сцену, и выдает самое охренительное соло, которое слышал мир. 

Ты либо будешь унижен и разбит, либо станешь в один ряд с величайшими. Хочешь стать великим? Разбей проклятый потолок своей башкой, гребаный ты мудак. Не можешь? Тогда я сам разобью потолок твоей головой. 

  •  «Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем молодец»
  • «Я хотел, чтобы вы преодолели пределы ожидаемого. Я думаю, что это абсолютно необходимо. Иначе мы лишим мир нового Луи Армстронга, нового Чарли Паркера.»

Когда фильм смотришь во второй раз, остается только музыка. Как в матрице – нет никакой кошки. И никакого фильма тоже нет. Мы с вами в черной комнате, нас окружает волна звука, хотя, справедливости ради, этот звук нам не нравится.

Фильм заканчивается той же самой ударной партией, что и начинался. В разнице между ними и уместилась вся основная драма. Вы уже поняли великий джазовый секрет? Швырните гребаной тарелкой в Чарли Паркера.

Все это довольно глупо, не правда ли?

Зрите в корень, леди и джентльмены, и не забудьте оценить трейлеры и композиции в оригинальном исполнении. May music force be with you. Always.

Нью-Йорк, фестиваль джазовой музыки JVC, 6 марта 2015 г. 

Сам саундтрек можно послушать тут:

4

Немного о саундтреке:

Альбом можно поделить на три части: первые 6 тем — уникальные песни от Тима Симонека, треки с 7 по 17 — инструментальная музыка, которую сочинял Джастин Харвитц; ещё 6 тем — классические джазовые композиции таких артистов, как Дюк Эллингтон, Стэн Гетц и других. Последний трек содержит фрагменты из репетиций бэнда.

Теперь о том, что не удалось. Не удалось выдержать общую планку в звучании. Сумасшедшая сцена в конце, безусловно, очень яркая, но сама игра оркестра на смотрах и фестивалях, выступление Флэтчера в кафе, репетиции – очень средне, а может быть и ниже, в зависимости от того, с чем сравнивать.

Я не случайно поставил в самом начале джаз не из фильма – дабы вы могли прочувствовать разницу. Нет ни достаточной легкости, ни воздушного звука, все зажато, излишне академично, нет удовольствия от прослушивания.

Похоже на концерты местного завалящего музыкального училища, ну уж никак не тянет на джазовое отделение Линкольн-центра, с его залом славы лучших джазменов и искушенной публикой. 

Знаете, чего еще не хватает? Ощущения присутствия. Кто был в филармонии, знает, насколько там специфичен звук.

Он, благодаря ретрансляторам, расположенным в особых местах на потолке и стенах, непоглощающей звук обивке кресел, подавляющей лишние шумы конструкции самого зала, разносит мелодию на всю ширину и высоту помещения, создавая уникальную звуковую среду. Почему мы не слышим этого в фильме?

У меня есть ответ на этот вопрос. Безусловно, это тема для отдельной дискуссии – бешеные темпы современного кинопроизводства. Голливуд задал себе безумную временную планку, все спешат, уже не до искусства, лишь бы успеть к пику посещения кинотеатров и взять кассу. Фильм был снят за 19 дней – да, вы, батенька, охренели! 

Меломаны в очередной раз становятся заложниками ситуации, когда фильмы про музыку почти не снимают, а если снимают, то музыка там не всегда на высоте… 

Про особенности обучения в консерватории не буду говорить, разумеется, увеличение темпа у профи тренируется не год, и не два, крики и ор на студентов явно не помогают тем раскрепоститься, а только раскрепостившись и отдавшись музыке можно играть джаз, причем какой джаз, сложный свинг (с философией Дюка Эллингтона – “Все, что не имеет свинга — не имеет смысла”) эпохи классических биг-бэндов. И поломанные руки в аварии – это никакой игры на барабанах как минимум ближайшие 10-12 месяцев.

Мы подсознательно чувствуем обман, и, даже восхищаясь напряжением фильма, все равно понимаем, что все это довольно отдаленная от реальности история. Как к этому относиться – решайте сами. 

P.S. Кстати, я немного боялся, что будет использован классический стандарт эпохи, которую так и назвали, “jazz take five”. Но ведь это уже было в Симпсонах 🙂

6

Дополнительные материалы к фильму:

Трейлеры:

8

Скачать:

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/memento/748947.html

ВашДоктор
Добавить комментарий