Дыхательные упражнения для детей 3 лет при заикании

Дыхательная гимнастика при заикании: зачем нужна и как делать?

Дыхательные упражнения для детей 3 лет при заикании

Заикание выражается в расстройстве речевой функции и имеет неврологическое происхождение. Однако то, как образуются звуки, речь, тесно связано с дыхательным ритмом и артикуляцией.

Поэтому дыхательная гимнастика при заикании у детей и взрослых является обязательной частью комплексного лечения патологии.

Она помогает нормализовать состояние нервной системы человека и восстановить способность ясно и четко выражать свои мысли.

Физиологические особенности заикания

Что лежит в основе физиологии заикания? Нарушение характеризуется такими проявлениями:

  • возникают мышечные спазмы в органах, принимающих участие в артикуляции, например, в гортани, губах, грудных и диафрагмальных мышцах;
  • лицо приобретает выражение сильного напряжения, скованности;
  • мышцы рта судорожно напряжены, дрожат;
  • из-за мышечного тремора и спазмов отдельные буквы или слоги не могут перейти в следующие, происходит удлинение слов, «застревание» на одном и том же месте.

Человек с заиканием начинает нервничать, переживать, расстраиваться. Поэтому таким людям часто свойственна повышенная эмоциональность и неуравновешенность.

Чем помогает дыхательная гимнастика

Систематическое выполнение дыхательной гимнастики от заикания приводит к следующим результатам:

  • восстанавливается соотношение ритма и темпа разговорной речи;
  • в процессе упражнений человек (ребенок или взрослый) учится самостоятельно контролировать дыхание, формировать его во время разговора, регулируя объем поступающего в легкие воздуха;
  • мышечный тонус брюшной стенки повышается;
  • укрепляются мышцы диафрагмы, формируется диафрагмальное дыхание.

Со временем человек чувствует себя более уверенно и перестает заикаться.

На лечение заикания дыхательной гимнастикой может потребоваться много времени (возможно, даже годы). Однако регулярное, настойчивое выполнение упражнений способно устранить даже самое запущенное нарушение.

Правила выполнения

Чтобы дыхательная гимнастика оказала лечебное действие, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Выполнение должно быть регулярным: минимум дважды в день. На каждый урок отводится около четверти часа.
  • Многие дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Если имеется склонность к такому расстройству, заниматься следует сидя, а в некоторых случаях допускается лежа.
  • Дыхание сочетается с движениями. При этом двигаться нужно только на вдохе.
  • Вдох должен быть резким, с шумом, через ноздри, а выдох – спокойный, без шума и звуков, с помощью рта.
  • Как правило, в самом начале лечения гимнастику выполняют без проговаривания звуков и слов. В дальнейшем в нее включают речевые элементы. Каждый последующий этап начинается только после того, как человек полностью освоит предыдущий.
  • Проговаривая звуки, обязательно нужно отслеживать мышечный тонус лица – расслаблять мышцы при напряжении.
  • Вдыхать воздух следует перед речью, а произносить слова на выдохе. При этом на один выдох должно приходиться не более 4-х слов.

Кому нельзя делать дыхательные упражнения

У дыхательной гимнастики, независимо от того, на лечение какого заболевания она направлена, существуют противопоказания:

  • Любая боль или дискомфорт при выполнении.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Тяжелые сердечные болезни.
  • Травмы позвоночника.
  • Травма головы, полученная недавно.
  • Мочекаменная болезнь.
  • Лихорадочное состояние.
  • Гипертония.

В ряде случаев лечащий врач исключает лишь некоторые элементы дыхательного комплекса, оставляя другие. Например, при камнях в почках и мочевом пузыре упражнение «Насос» выполнять не рекомендуется, чтобы не вызвать ухудшение состояния.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н

Система дыхательных упражнений, разработанная Стрельниковой А. Н., отличается особой популярностью и признанием в медицинских кругах.

Она направлена на устранение многих заболеваний, в том числе активно используется при заикании у детей и взрослых людей. Простота и эффективность – ее отличительные особенности.

Гимнастика Стрельниковой при заикании − это сочетание резких вдохов с движением всех частей туловища.

Упражнение «Ладошки»

Выполнять можно в любом положении, но если присутствует головокружение, то следует сесть или лечь. Суть заключается в сжимании ладоней в кулак. Во время сжатия нужно 8 раз вдохнуть воздух – коротко, быстро, шумно. Вдох производится при слегка закрытом рте. Выдыхать нужно через рот в расслабленном состоянии без шума. Сдерживать выдохи не обязательно, они должны происходить сами собой.

https://www.youtube.com/watch?v=oO6-wNaX_Yc

Упражнение повторяется 32 раза. В процессе выполнения требуется держать под контролем плечевой пояс – плечи должны быть опущены и расслаблены.

Упражнение «Обними плечи»

В положении стоя или сидя (с выпрямленным позвоночником) вытяните перед собой руки ладонями вниз на уровне плечевого пояса. Согните их в локтевом суставе таким образом, чтобы одно предплечье лежало на другом. Представьте, что сидите за партой, положив рука на руку; положение такое же, только они подняты на уровень плеч.

Сделайте резкий и шумный вдох, во время которого быстро «обнимите» себя за плечи. Руки должны скользить вдоль друг друга, а перед лицом должен получиться треугольник. Далее, разведите руки обратно до исходного состояния (получения квадрата), делая непроизвольный выдох (воздух выйдет пассивно, самостоятельно).

Максимальное количество вдохов-выдохов составляет 32, но начинать рекомендуется с 8.

Данное упражнение не рекомендуется выполнять на начальном этапе освоения системы Стрельниковой. Приступать к нему нужно спустя 14-20 дней после работы над другими элементами.

Упражнение «Погончики»

Выполняется в положении стоя, руки опущены вниз и немного вытянуты перед собой, сжаты в кулаки. Делая резкий вдох, так же резко потянуть плечи вниз, выбросить руки еще как можно ниже, расправляя ладони. При возврате в исходное положение происходит пассивный выдох. Кулаки должны быть опущены ниже уровня талии.

Необходимо произвести 8 быстрых вдохов-выдохов, не делая пауз, затем передохнуть 2-3 секунды и повторить. Всего должно получиться 4 подхода по 8 вдохов-выдохов.

Упражнение «Насос»

Встать прямо, ноги немного расставить в стороны, корпус наклонить вперед. Наклониться нужно так, чтобы ладони не доходили до уровня коленных суставов. Голову опустить перед собой. Спина должна быть округлой, а руки висеть свободно перед туловищем.

Делая быстрый короткий вдох, нужно еще немного склониться вперед, как бы выбрасывая руки вниз. Затем так же быстро вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз подряд без пауз. Подобных подходов нужно сделать 4.

Зачем нужны движения при дыхании

Влияние движения на развитие других функций организма изучает наука – кинезиология. Ученые давно отметили, что в процессе выполнения упражнений повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между полушариями, информация усваивается быстрее и лучше.

Сегодня многие логопеды рекомендуют во время лечения заикания большое внимание уделять именно физической активности. Особенно это касается пациентов детского возраста. В результате устраняются мышечные спазмы, ребенок раскрепощается, становится более внимательным, лучше учится.

В гимнастический комплекс, направленный на устранение заикания, входят упражнения на растяжку, дыхание и на развитие зрительного восприятия. В большинстве из них присутствует игровой элемент, требующий воображения. Например, упражнение «Снеговик» предполагает представление себя в качестве тающей снежной бабы, начиная от положения стоя и заканчивая «лужей» (на полу).

Другим примером служит упражнение на дыхание «Свеча». Суть – воображать перед собой свечку и «задувать» ее одним выдохом. Если представить несколько свечей, то «тушить» их нужно несколькими короткими выдохами.

Упражнения, направленные на развитие зрительного аппарата, вовлекают в работу глазные мышцы. Это любые движения глазами, чередование напряжения и расслабления.

Как повысить эффективность гимнастики

Достичь максимального результата в избавлении от заикания помогут некоторые рекомендации.

  • Помещение, в котором проходят занятия, должно быть чистым, проветренным. Необходимо избегать высокой влажности воздуха, однако слишком сухой также не желателен.
  • Желательно, чтобы перерыв между уроком и последним приемом пищи составлял не менее двух часов.
  • Во время лечения необходимо обеспечить достаточный сон, полноценный отдых, избегать нервных и физических перегрузок.
  • Отличным дополнением к лечебному дыхательному комплексу станут спортивные занятия, особенно на свежем воздухе. Такие направления, как бег, лыжи, велосипедная езда, плавание не только укрепляют мышцы, но и положительно сказываются на ритме дыхания, сердечной деятельности, состоянии нервной системы.
  • Следует уделить достаточно внимания и рациону: наладить режим питания, включать больше продуктов, богатых витаминами.
  • При любом недомогании, особенно связанном с органами дыхания, ротовой полостью, гимнастику следует прервать до устранения расстройства.

Необходимо понимать, что, несмотря на высокую эффективность дыхательной гимнастики для преодоления заикания, полностью избавиться от патологии можно только путем комплексного подхода. Помимо дыхательных упражнений, терапия речевого расстройства включает в себя прием лекарственных средств, физиопроцедуры, психотерапевтические и прочие методы.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/dyhatelnaya-gimnastika-pri-zaikanii/

Дыхательные упражнения для детей 3 лет при заикании

Дыхательные упражнения для детей 3 лет при заикании

Упражнения дыхательной гимнастики при заикании у детей способны полностью восстановить свободную непринужденную речь. Регулярные ежедневные занятия эффективны, но положительный результат достигается упорным трудом.

Первые тренировки должны выполняться под контролем специалиста, чтобы избежать ошибок.

Восстановление плавной речи важно, так как общение с окружающим миром играет ведущую роль в формировании личности и ее психологических качеств.

Начинать занятия гимнастикой Стрельниковой при заикании нужно как можно раньше, потому что дыхательные упражнения при заикании эффективны в раннем детском возрасте. Отсутствие коррекции может привести к тому, что ребенок замкнется в себе, ограничит общение и даже перестанет разговаривать.

Ритмичное дыхание во время произношения звуков и фраз обеспечивает свободную артикуляцию. При расстройстве функции двигательного центра в коре головного мозга расстраивается регуляция ритма дыхания.

В результате у малыша наблюдаются спазмы мышц гортани, глотки, губ, языка, которые могут сопровождаться судорогами. Нарушение ритмичного темпа вызывает логоневроз.

Для детей с заиканием характерны нарушения дыхательной функции:

  • недостаточный вдох (маленький объем воздуха не позволяет закончить смысловую фразу);
  • ощущение нехватки воздуха на середине предложения;
  • отсутствие участия в дыхании мышц диафрагмы и брюшного пресса.

Дыхательные упражнения при заикании координируют дыхательный акт, способствуют активации всех мышц, задействованных в его участии.

Существует ряд причин, которые вызывают сбой ритмичного дыхания при заикании.

Факторы, вызывающие заикание у детей

ВрожденныеОрганическиеПсихологическиеНеправильное воспитание
  • Наследственность (заиканием страдают один или оба родителя)
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни
  • Травмы во время родов
  • Гидроцефалия
  • Нарушение мозгового кровообращения
  • Конфликтные ситуации в семье
  • Агрессивное поведение родителей
  • Сильный испуг
  • Информационные перегрузки
  • Слишком раннее обучение иностранным языкам
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами
  • Переучивание левши в правшу

На ребенка может повлиять один или несколько факторов. Для работы над дыханием у заикающихся потребуется выяснить и проанализировать каждую причину.

Дыхательная гимнастика от заикания призвана обеспечить:

  1. Гармоничный баланс между вдохом и выдохом.
  2. Обучение дыханию с активным использованием диафрагмы.
  3. Регулирование ритмичности вдоха и выдоха с помощью сознательного контроля.
  4. Развитие мышц брюшного пресса, диафрагмы, глотки и повышение их тонуса.
  5. Расслабленное дыхание при произнесении отдельных слов и фраз.

Регулярное выполнение гимнастики способно наладить и отрегулировать правильное взаимодействие дыхательной и нервной системы. В результате улучшается не только речь, но и эмоциональное состояние ребенка.

Исчезает страх перед необходимостью общения, малыш приобретает уверенность в себе.

Личность получает дополнительный стимул для дальнейшего развития, так как заикание может стимулировать асоциализацию и препятствовать общению.

Для достижения положительного результата используют различные виды гимнастики для тренировки правильного дыхания. Упражнения делятся на две большие группы:

  • статические (выполняются без движения);
  • динамические (во время занятий используется двигательная активность).

Ребенок может лежать, стоять или сидеть во время тренировки.

Интерес у малышей вызывает комплекс дыхательной гимнастики с элементом игры: надувание воздушных шаров, мыльные пузыри. Ребенок вместе с родителями с удовольствием дует на воду или ватные шарики.

Обязательным условием является влажная уборка комнаты перед началом занятий, так как иначе частицы пыли могут попасть в дыхательные пути и вызвать защитный кашлевой рефлекс. Малыш должен быть заинтересован в выполнении упражнений, инструктор вместе с родителями следит за правильным их выполнением.

Гимнастика по методике Стрельниковой – наиболее эффективна для исправления заикания и связанных с ним нарушений дыхания в период артикуляции.

Парадоксальная техника основана на чередовании быстрого, шумного и жесткого вдоха и длинного плавного выдоха. Вдохи должны быть короткими, а выдохи плавными и длинными.

Упражнения доступны даже для маленьких детей, поэтому заниматься необходимо при появлении первых признаков заикания.

Время выполнения упражнений ограничивается получасом, после употребления пищи должно пройти не менее двух часов. Родители должны быть готовы к тому, что у малыша может закружиться голова из-за резкого насыщения мозговых клеток кислородом.

Необходимо приучить ребенка начинать произношение слов после вдоха, чтобы вся фраза проговаривалась на длинном продолжительном выдохе.

В комплекс гимнастики включаются упражнения:

Для каждого упражнения используется по 8-12 подходов.

Ребенок стоит прямо, его руки согнуты в локтевых суставах и подняты вверх. Ладони разжаты и направлены вперед. Губы необходимо плотно сомкнуть. Потребуется сделать 4-8 коротких вдохов подряд, одновременно сжимая ладони в кулаки. Выдох должен быть плавным и спокойным. После паузы в 3-4 секунды ребенок должен продолжить выполнения гимнастики.

Руки лежат на поясе, ладони сжаты в кулак. Во время вдоха кулаки с силой опускаются вниз, подряд необходимо сделать 8 вдохов. На выдохе руки плавно возвращаются в исходное положение. Важно помнить о том, что вдох должен совершаться только через нос, а выдыхается воздух через рот.

Плечи поднимаются при вдыхании и опускаются при выдыхании наподобие погончиков.

Упражнение нужно проводить так, чтобы руки свободно свисали вниз. Нужно сделать 8 вдохов подряд, представляя, как накачивается воздухом автомобильный насос. На выдохе нужно выпрямиться и выдохнуть ртом. При появлении головокружения упражнение нужно выполнить сидя.

Руки согнуть в локтевых суставах и опустить локти вниз. Охватить свои плечи руками, обнимая себя и сделать вдох. Голова должна быть запрокинута назад. На выдохе руки опускают вниз и расслабляются.

Малыш встает на четвереньки наподобие кошки. На выдохе спина округляется и поднимается верх, а голова наклоняется книзу. При выдыхании спина должна прогнуться, а голову нужно поднять вверх.

Ребенок наклоняет туловище вперед и резко вдыхает через нос, руками стртараясь дотянуться до пола. На выдохе ребенок должен выпрямиться и свободно расправить плечи.

При регулярном лечении дыхательной гимнастикой по Стрельниковой есть возможность полностью избавить больного от заикания. Перед началом выполнения дыхательной методики необходимо оценить состояния маленького пациента, так как метод имеет следующие противопоказания:

  • Заболевания нервной системы (ДЦП);
  • Врожденные пороки сердца;
  • Внутричерепная гипертензия;
  • Повышение артериального давления;
  • Искривление позвоночника;
  • Травматическое повреждение конечностей и позвоночного столба;
  • Острые инфекционные заболевания с высокой температурой тела.

После консультации специалиста подбираются альтернативные методы коррекции.

Эффективность упражнений доказана многочисленными положительными результатами. Речевое дыхание имеет первостепенное значение для плавного произношения слов и фраз. Болезни нервной системы функционального характера поддаются воздействию дыхательной гимнастики, а методика Стрельниковой зарекомендовала себя как наиболее действенная.

Лечение заикания должно проводиться с учетом противопоказаний, а родителям необходимо внести свой вклад в развитие речи благодаря полноценному общению с малышом. Решающее значение для коррекции заикания имеет эмоциональное состояние, так как напряженность во время занятий может препятствовать достижению успеха.

источник

Упражнения по дыхательной гимнастике отличаются эффективностью при решении проблемы заикания у людей разного возраста. Это распространенное речевое расстройство, доставляющее много неприятностей людям.

Регулярное выполнение упражнений помогает справиться с дефектами речи, причинами их возникновения. Дыхательная гимнастика при заикании у детей помогает улучшить функцию речи, если правильно ее выполнять.

При таком расстройстве меняется темп речи и ритмика произношения. В детском возрасте пациенты активно применяют речевой аппарат. Разные факторы, воздействующие на нервную систему, могут вызывать проблемы с произношением, заикание.

Иногда проблемы могут возникать из-за плохой наследственности или же возникает невротическое заикание. Нередко при появлении признаков заикания у малышей нужно посещать специалистов, неврологов, логопедов.

Перечислим процессы, способствующие возникновению подобных дефектов:

  • В нервной системе нарушается баланс распределения биоэлектрических импульсов на участках мозга, отвечающих за речевую функцию.
  • Возникают спазмы мышечных тканей, судороги. В патологических расстройствах участвует диафрагма, мышечные ткани на груди, в области брюшины.
  • Заикающимся людям свойственна повышенная эмоциональность, отсутствие психологической уравновешенности.
  • Человек всегда выглядит расстроенным, напряженным.
  • Фразы произносятся с отчетливым удлинением, остановки не контролируются при произношении.
  • Дрожат мышцы на лице.

Пациентам, которые заикаются, в борьбе с болезнью оказывается немалая помощь. Упражнения могут отличаться по степени сложности выполнения. Дыхательная гимнастика при регулярном соблюдении помогает стабилизировать ритм и темп произношения.

Изначально упражнение выполняется без активации ой функции, затрудняется воспроизведение звуков. При достижении максимального эффекта от гимнастики нужно осознавать главные задачи, которые помогает решить техника:

  • Сбалансировать функцию вдоха и выдоха.
  • Повышение тонуса мышечных тканей в области брюшины.
  • Усиление диафрагменного дыхания.
  • Самостоятельная корректировка ритма.
  • Появление расслабленного дыхания в ходе беседы.

В современной медицинской практике присутствуют разные варианты устранения заикания, зачастую используется комплексное лечение. Когда лечатся заикающиеся дети, требуется профессиональная коррекция, при которой логопед помогает избавиться от функциональных дефектов речи.

С этой целью используется индивидуальная разработанная программа для исправления заикания, подразумевающая проведение логопедических манипуляций, при помощи которых речь становится плавной. В итоге у малышей формируется правильная ритмика дыхания, устраняется заикание.

Если в ходе обследования ребенка выявляется нервная патология, часто назначается лекарство. В этой ситуации требуется обязательная консультация специалиста. Большая часть проблем решается без использования медикаментов, поэтому нежелательно проявлять чрезмерную доверчивость по отношению к медицинским специалистам.

Психологические расстройства отличаются сложностью, поэтому требуют серьезной работы над состоянием ребенка в кругу семьи, медикаменты способствует угнетению личности чаще всего, это подразумевает определенную опасность.

По мнению многих специалистов наиболее эффективным способом устранения дефектов подобного рода является гимнастика.

Дыхательные упражнения полезны тем, что оказывают воздействие на легкие и диафрагму во время произношения, этот процесс заложен в основу воспроизведения звуков.

При заикании слоги плавно чередуются, речь становится неравномерной. Количество воздуха во время выдоха минимальное, поэтому фраза получается прерывистая.

Этот комплекс направлен на стабилизацию дыхания, обеспечение плавности. Занятия с больными требуют достижения определенного результата, устранения речевого нарушения.

Различают такие варианты упражнений:

  1. Статические, не требующие движения.
  2. Динамические — выполняются одновременно с разными телодвижениями.

Различают несколько поз для выполнения гимнастики:

  • В горизонтальном положении.
  • Сидя на стуле.
  • Стоя.
  • Находясь в движении.

Начальное упражнение предпочтительно выполнять лежа. Такая поза считается самой удобной. После этого гимнастика проводится в других положениях. Когда пациент восстанавливает контроль над собственным дыханием, тренировки можно прекратить.

Перед занятиями желательно проветрить помещение, сделать уборку. Нежелательно выполнять упражнения после еды. Нужно одеть легкий костюм, рекомендуется отдавать предпочтение натуральным тканям. Техника логопедических упражнений подразумевает выполнение таких рекомендаций:

  • На вдохе выполняются через нос, а выдохи делаются ртом. Перерывов между ними не должно происходить.
  • Вдохи должны быть максимально сильными, нежелательно выдавливать из легких весь воздух. Процесс требует максимальной естественности, особых усилий прикладывать не нужно.
  • На выдохе придется произнести несколько слов или какую-нибудь фразу.
  • Нужно учитывать, что при работе дыхательной системы требуется равномерность и спокойствие.

Все мышцы нужно постараться расслабить. Движение плечами при выполнении комплекса упражнений не допускается.

Наиболее популярными разновидностями дыхательной гимнастики, которые советуют выполнять при логоневрозе, являются упражнения, разработанные А.Н. Стрельниковой, они помогают устранить приступ удушья. Логопеды со временем признали эту методику достаточно эффективной в борьбе с заиканием. Упражнения отличаются простотой, поэтому подходят даже для детей дошкольного возраста.

Источник: https://fobii.org/raznoe/dyhatelnye-uprazhneniya-dlya-detey-3-let-pri-zaikanii/

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

Дыхательные упражнения для детей 3 лет при заикании

В лечении заикания немаловажную роль играет темп дыхания. Специально разработанные гимнастические упражнения позволяют эффективно справляться с логоневрозом и контролировать состояние нервной системы. При условии выполнения всех правил и регулярного проведения сеансов у пациентов появляется возможность забыть о проблеме навсегда.

Цели занятий

Дыхательные упражнения при заикании у детей предназначены:

  • для обучения ребенка самоконтролю;
  • для укрепления носоглоточных мышц и диафрагмы;
  • для повышения насыщаемости крови и головного мозга кислородом;
  • для восстановления биоритмов организма;
  • для укрепления мышечных структур брюшной полости.

Разновидности дыхательных гимнастик

Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются в индивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом. В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.

Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:

  • статическая — успокаивающий комплекс упражнений;
  • динамическая — предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
  • специальная — проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.

В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.

Часто используется техника, разработанная Стрельниковой. Она предполагает комплекс сложных упражнений, которые не подойдут малышам 3 лет.

Правила проведения

Оденьте малыша в свободную одежду, не стесняющую движения. Приберите в комнате, сделайте влажную уборку. Не занимайтесь с ребенком в течение часа после еды и не давайте есть еще час после.

Не переутомляйте его. Это плохо отразится на нервной системе. Занятия не проводятся при простудных заболеваниях, когда малыш плохо себя чувствует, нервничает, плачет. Все движения выполняются на вдохе.

В зависимости от возраста ребенка упражнения можно выполнять в положении стоя, лежа, сидя.

Упражнения для малышей

Первое упражнение проводят в положении лежа на спине. Предложите крохе покачать любимую игрушку на качелях. Положите ее на живот и попросите малыша надуть его, вдохнув, а затем шумно выпустить воздух. Дыхание ровное, плавное, без пауз способствует расслаблению мышц тела.

Игра в ветерок. Малыш и вы — ветер, который решил пошалить. Запаситесь предварительно ватой и сделайте из нее шарики. Уложите их на ровную, гладкую поверхность и дуйте. Посоревнуйтесь, чей шарик дальше улетит. Со временем усложните задание. Укладывайте шарики на ворсистое полотенце.

Отлично прорабатывается диафрагма при надувании воздушных шаров и мыльных пузырей. Этим можно заниматься хоть целый день. Еще один вариант — дуть в стакан с водой через соломинку.

Логоритмика как способ исцеления

Дети с плохим выговором часто не принимают однообразные картинки, артикуляционную гимнастику. Некоторым малышам сложно воспринимать речь и воспроизводить собственные мысли. В таких случаях необходимы специальные упражнения — логоритмика.

Техника основана на сочетании физических упражнений (движений рук и тела) с произношением речевого задания. Она дает возможность наладить гармоничную работу речевого и слухового анализаторов, развить моторику. Продолжительность занятий — 20–40 мин.

Проводятся в небольших группах с целью развития коммуникативных навыков.

Начальное и конечное упражнение — маршевая ходьба в разных направлениях. Упражнение позволяет скоординировать движения и научиться ориентироваться в пространстве. Выполняется оно так:

  • малыши под барабанную дробь маршируют вокруг стульчиков, делая шаги в ритме, вокруг разбросаны предметы, через которые на один хлопок нужно перешагнуть, поднимая поочередно одно и второе колено, на 2 хлопка — перепрыгнуть преграду;
  • детей садят в круг и включают музыку, им дается задание хлопать в ладоши, когда звук становится громче; стучать по полу кулачком, когда звук еле слышен;
  • ребят ставят около стульчиков и дают задание вставать на цыпочки, услышав громкие звуки, приседать при тихом звуке, когда музыка играет на средней громкости — вытягиваться, как солдатики.

Артикуляционная гимнастика при заикании у детей в сочетании с дыхательной гимнастикой позволяет научить малыша распределять правильно силу, продолжительность выдоха, сделать выразительным тон голоса и корректировать его по высоте, работая мышцами речевого аппарата.

Для занятия используют вертушки на палочках. Ребенку дают задание изобразить ветерок, продолжительно, непрерывно выдувая потоки воздуха. Затем усложняют упражнение регуляцией дуновения.

Упражнение «Вкусняшка»: ребенку предлагают представить, что его губы измазаны вареньем или медом, их нужно облизать. Высунув язык, малыш делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнение «Говорим па»: развести руки в стороны, держа их напротив бедер. По мере подъема нужно произносить «Па», сначала тихо, затем громче и громче, выходя на звуковой максимум, когда руки достигнут максимальной высоты.

Логопедические упражнения при заикании у детей в сочетании с активными действиями (маршированием или прыжками) позволяют развить чувство ритма, улучшить произношение. За основу берут легко запоминающийся рифмованный текст. Он задает ритм шага или прыжков, упражнение проводится без музыкального сопровождения.

Логоритмические занятия для детей с заиканием включают ритмические техники разбора слова.

Это позволяет правильно произносить слова из 3 и более слогов. К примеру, произносится слово «бе-ге-мот» с разделением на слоги, выделением интонацией ударения и ритмичными хлопками в такт голосу.

Комплекс упражнений Стрельниковой

Александра Стрельникова была оперной певицей. Она часто страдала от приступов удушья и, чтобы избавиться от проблемы, разработала специальную технику дыхания, включающую целый комплекс упражнений. Доктора до сих пор считают ее методику лучшей для лечения логоневроза у детей школьного возраста.

Система базируется на резких коротких вдохах носом в момент, когда начинаются спазмы диафрагмы. Упражнения способствуют активизации всех мышц, которые находятся в бездействии. В результате таких действий усиливается давление внутри тканей, что способствует лучшему усвоению кислорода.

Практику выполняют 2 раза: утром и вечером. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей предполагает использование 3 упражнений:

  • ладошки;
  • погончики;
  • насос;
  • скороговорки.

Комплекс больше подходит для детей 6–8 лет.

Ладошки

Попросите ребенка сжимать и разжимать ладошки, шумно втягивая носом воздух. Далее следует пауза в 10 сек. Темп дыхания обычный. Вдохи повторяются. Должно быть 4 повтора по 8 вдохов.

Вдох осуществляется носом при полностью сжатых губах. На выдохе их нужно приоткрыть и выпустить воздух из легких.

В процессе работы обязательно отслеживайте правильное положение осанки и плеч ребенка: спина прямая, плечи опущены, при вдохе остаются на месте. Следите за состоянием малыша. Лучше его усадить на время тренировки в кресло, т. к.

резкие вдохи-выдохи могут спровоцировать головокружение и потерю сознания. Сначала техника выполняется только в присутствии инструктора.

Погончики

Ручки плотно сжаты в кулаки и не поднимаются выше пояса. Вдохи активные, без пауз, на 8 счетов.

Повторяют упражнение 32 раза. Выполняется сидя.

Насос

Руки нужно сложить в кулаки и поставить вместе. Опуская их, делать выдох, поднимая — короткий вдох, как будто накачивается шина.

Упражнение повторяют 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Проводится оно стоя.

Скороговорки

Упражнение начинают проводить только после полной адаптации к первым трем. Скороговорки при заикании у детей в сочетании с правильным дыханием помогут приспособиться к произношению сложных фраз, чувствовать себя комфортно и расслабленно в любой ситуации.

Перед проговариванием фразы пациент делает вдох и говорит ее на выдохе. На 1 цикл дыхания приходится 3–4 слова. Дыхание выполняется через брюшную полость. Ребенок привыкает делать вдох при логической паузе, соответствующей смыслу речи.

Детям с заиканием логопед выдает обязательные к выполнению домашние задания.

Это различные стихи и скороговорки, которые необходимо произносить перед зеркалом как можно чаще.

Противопоказания к техникам по Стрельниковой

Комплекс упражнений включает интенсивные сложные упражнения. Противопоказаниями являются:

  • повышение АД и ВД;
  • дисфункция почек, мочеполовой системы;
  • травмы позвоночника;
  • острые простудные заболевания.

Относительным противопоказанием является порок сердца. После консультации врач может снизить интенсивность упражнений и скорректировать их, не запрещая полностью.

Заключение

Упражнения для коррекции заикания у школьников и дошкольников с использованием дыхательной гимнастики будут отличаться. В лечении малышей от 3 лет используют простые упражнения, преподнося информацию в игровой форме.

Школьникам подбирают программу посложнее. Основная цель гимнастики — повысить сопротивляемость организма стрессам, научившись контролировать свое тело.

Правильное выполнение манипуляций позволит улучшить кровообращение и повысить уровень насыщения мозговых центров кислородом.

Источник: https://psyhoday.ru/nevroz/dyhatelnaya-gimnastika-pri-zaikanii-u-detej-uprazhneniya.html

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Дыхательные упражнения для детей 3 лет при заикании

Заикание — это, по сути, расстройство, при котором нарушается плавность речи, при этом непроизвольно возникают перерывы в произнесении слогов и звуков. Звуки повторяются, замедляя речь, не давая ей продолжаться.

Маленького человека охватывает волнение и ситуация только обостряется. Это нарушение возникает в детстве и в детском возрасте должно подвергаться исправлению.

Заикание может быть двух типов: функциональное, и органическое, которое является следствием других заболеваний.

Причины

Какие причины вызывают заикание:

  1. Физиологические: расстройства нервной системы, наследственность, болезни глотки, гортани, последствия кори, тифа, рахита.
  2. Психологические – потрясение, вызванное психоэмоциональным воздействием;
  3. Социальные: недостаточная работа родителей, большие перегрузки, слишком строгое отношение к детям в семье или в среде, где ребенок живет, продолжительное негативное психологическое воздействие близкого окружения ребенка.

Лечение

В современной медицине существуют несколько вариантов устранения заикания, часто их рекомендуется применять комплексно.

Одно из направлений лечения заикающихся детей носит характер профессиональной коррекции, в течении которой логопед должен устранить функциональные нарушения речи.

Для этого он применяет специальные индивидуальные программы коррекции, состоящие из логопедических манипуляций, стабилизирующих плавность речи ребёнка.

В результате у ребёнка выстраивается правильный ритм дыхания, и он начинает меньше заикаться.

Если в результате обследования малыша обнаружено нервное расстройство, то могут быть назначены медикаментозные средства. Следует помнить, в этом случае нельзя обойтись без консультации с лечащим врачом.

Однако большинство проблем решаются без применения медикментов, поэтому не следует слишком доверять врачам.

Психологически проблемы, даже очень сложные, должны решаться путем тщательной работы над ребенком в семье, медикаменты в большинстве случаев угнетают личность, что может быть опасным для ребенка.

По мнению большинства специалистов, самым эффективным методом исправления дефектов такого рода считается дыхательная гимнастика. Её эффективность заключается в том, что она непосредственно воздействует на речевое дыхание – основу уверенного произнесения звуков.

Заикание нарушает плавное чередование звуков, превращая его в прерывистую и неравномерную последовательность. Количество воздуха при выдыхании оказывается настолько небольшим, что произносимая фраза прерывается. Задача этого комплекса — стабилизация дыхания, обеспечение его плавности.

Занятия с пациентами, подверженными таким недугом, концентрируются на конкретной и важной цели, чем объясняется высокая эффективность такого метода для устранения речевых нарушений.

Следует помнить, что лечение заболевания можно начинать только после обращения к специалисту, который обследует пациента, даст рекомендации и будет сопровождать процесс коррекции. Как правило, врач проводит первоначальное обучение малыша и родителей, особенно, в случае выполнения упражнений дыхательной гимнастики при заикании у детей.

Метод А.Н.Стрельниковой

В дыхательной гимнастике от заикания у детей по методике А.Н. Стрельниковой даны двигательные комплексы, направленные на исправление дыхания, нормализацию деятельности ых связок, равномерное чередование вдохов и выдохов.

Дыхательная гимнастика от заикания по этой методике устраняет так называемое ключичное дыхание.

В начале разговора, перед произнесением слова или фразы ребёнок, совершая вдох, сильно поднимает плечи, что непроизвольно вызывает напряжение лицевых и шейных мышц, а лёгкие лишь частично заполняются воздухом.

Сами слова он произносит на выдохе, невольно вызывая спазмы, мешающие ему говорить. Пассивно в такой ситуации ведёт себя и диафрагма – мышца, выполняющая важнейшую роль в фонации (звукообразовании).

Суть методики А.Н. Стрельниковой:

  • научить вдыхать воздух, максимально наполняя лёгкие;
  • тренируя диафрагму, вовлечь её в процесс звукообразования;
  • добиться плотного смыкания ых связок.

Не нужно слишком надеяться на этот комплекс дыхательной гимнастики, заикание можно просто устранять методом проговаривания слов и предложений, создав для ребенка (или взрослого, если на него тоже нужно воздействовать лечебными упражнениями) комфортные психологические условия.

Но методика Стрельниковой создавалась для разработки ых связок и дыхательных путей оперных певцов. Если человек должен был вследствие выполнения упражнения хорошо и громко петь, то и заикаться также может перестать. Этот метод предлагает несколько дыхательных комплексов для детей.

«Насос»

В исходном положении «прямая стойка» сжатые кулаки находятся у живота в районе пояса. Немного наклонившись вперёд, вдыхая, резко опускаем кулаки к полу, не касаясь его. Во второй части упражнения осуществляется подъём туловища, одновременно с выдохом и возвращением кулаков в прежнее положение. Наклоны рекомендуется делать легко, а вдох коротко, с шумом и через нос.

За один раз нужно сделать 8 подходов и через 4 секунды повторить упражнение «восьмёрка». В работе с заикающимися малышами рекомендуется проводить специальную зарядку каждый день по 2 подхода до приёма пищи или 1,5 часа спустя. Считается, что «Насос» одно из самых действенных средств исправления заикания.

Не следует делать его при наличии травм, высокого артериального давления, камнях в почках, мочевом пузыре.

«Обними плечи»

Начало: согнутые в локтях руки подняты до плеч. Делаем «обнимания» движением рук навстречу до касания плеч, руки движутся параллельно, не напрягаясь, легко.

После уверенного освоения движений при встрече рук следует немного отводить голову назад. Рекомендованная периодичность – 12 «восьмерок». Есть ограничения для больных сердечными заболеваниями.

Упражнения «Насос» и «Обними плечи» разрешается выполнять сидя и даже лёжа.

«Ладошки»

Руки согнуты в локтях, подняты до уровня головы, ладони открыты и обращены вперёд. Движения состоят из коротких вдохов через нос с одновременным сжиманием ладоней.

Четыре резких носовых вдоха подряд и пауза в 3-4 секунды, и так 3-4 раза. Если что-то мешает, например, головокружение, паузы между подходами можно увеличить до 10 секунд.

Важно запомнить, что вдыхание должно быть носовым и активным, а выдыхание пассивным, через рот. Периодичность: 2-4 подхода по 4 вдоха.

Кроме основного курса, обычно предлагается выполнить специальные манипуляции для усиления голоса, которые, как считают врачи, помогут решить проблему з мовою.

«Алфавит для заикающихся»

Занимающийся на лёгком поклоне вперёд произносит поочерёдно согласные звуки по восемь раз. Манипуляции несложные и не требуют строго контроля над дыханием. Условие только одно: за время каждого вздоха нужно произнести несколько звуков.

«Восьмёрки»

Цель – длительное задерживание дыхания. Занимающийся, наклоняясь, сдерживает в груди воздух, насколько это возможно, и считает до 8. Набрать «восьмёрок» нужно максимум, а если воздух заканчивается, то счёт прекращается и делается пауза. Через несколько секунд отдыха задержки дыхания продолжаются. Задача – добиться 10-15 «восьмёрок» на одном вдохе.

Этот известный комплекс за время своего зарекомендовал себя эффективным инструментом устранения логоневрозов, кроме того с его помощью можно проводить лечебные процедуры в домашних условиях.

Следует иметь в виду, что такому лечению должна предшествовать консультация специалиста. Кроме того, профессионалы уверяют, что эффективность лечения больше, если родители находят время делать такую зарядку вместе с детьми.

Также родители должны больше общаться с детьми, непринужденная беседа также развивает речь у ребенка.

Источник: https://gimnastikasport.ru/dyhatelnaya/pri-zaikanii-u-detei.html

ВашДоктор
Добавить комментарий