Депрессии у детей и подростков причины коррекция профилактика

Депрессия у детей и подростков

Депрессии у детей и подростков причины коррекция профилактика

Тематические страницы   >   Профилактика депрессий   >   Профилактика депрессий у детей   >   Депрессия у детей и подростков

Депрессия у детей и подростков

Интерес к детским депрессиям возник относительно недавно, что объясняется представлениями о детях как о существах изначально от природы счастливых, жизнерадостных, неспособных глубоко и продолжительно переживать свои трудности.

Кроме того, замкнутость детей нередко воспринимается как депрессия и наоборот: детская депрессия ошибочно оценивается как замкнутость. При этом клиническая картина депрессии затушевывается особенностями личности ребенка, связанными с его интеллектуальным развитием, семейным влиянием, культурой и развитием в целом.

Трудность также и в том, что депрессия может быть одним из симптомов многих заболеваний, синдромом или самостоятельной болезнью.

Нередко диагностике печали у детей мешает неосознанное стремление родителей не замечать ее, чтобы избежать огорчений, усугубления вины, которую они чувствуют из-за невнимательного отношения к своим детям.

Выделяют три подтипа депрессии. 1-й подтип чаще возникает у 6-8-летних детей, при нем наблюдаются печаль, плач, беспомощность, безнадежность, погруженность в свои переживания.

2-й подтип характерен для 8-12-летних школьников и проявляется в низкой самооценке, высокомерии, в страхе быть использованным, в ожидании неудач, несчастий.

3-й подтип (у детей старше 10 лет) встречается реже и характеризуется чрезмерным чувством вины, карающей самооценкой, самобичеванием, пассивными и активными мыслями о самоповреждении.

С возрастом не только меняется подтип, но и увеличивается число симптомов. У детей депрессии чаще проявляются фантазиями (в мечтах, рисунках, спонтанных играх), реже – в словесном выражении, еще реже – в расстройстве настроения и поведения.

Депрессия у школьников 8-11 лет.

Психосоматические симптомы: энурез, нарушения сна, мутизм (отказ от речевого общения), желудочно-кишечные расстройства, «школьная головная боль».

Более часты психические симптомы: тревога, заторможенность, самоизоляция, раздражительность, неуверенность, нежелание участвовать в игре, чрезмерное переживание ответственности, ипохондрия, эмоциональная нестабильность, агрессивность, страхи, подавленность, суицидальные мысли и реже поступки, мысли о неполноценности.

По частоте встречаемости проявления депрессии у детей располагаются в следующем порядке.

1. Утрата интереса к эмоциональным играм и учебе (66%).

2. Затруднения при освоении школьной программы (51%).

3. Желудочно-кишечная симптоматика (40%).

4. Страх посещения школы, прогулы занятий (31%).

5. Энурез (30%).

6. Нарушения поведения (26%).

7. Расстройства сна (23%).

8. Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду (21%).

9. Чрезмерное пристрастие к сладкому (21%).

10. Уходы из дома (20%).

11. Головная боль (14%).

12. Энкопрез (11%).

13. Сосание пальцев (8%).

14. «Сердечные жалобы» (2%).

Депрессия у старших подростков более похожа на депрессию взрослых: головная боль, подавленность, невозможность испытывать положительные эмоции, тоска, расстройства сна, расстройства желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, бронхиальная астма, нейродермит, потеря аппетита или переедание, суицидальные мысли или намерения, бесчувствие, ипохондрия.

Лечение депрессии у детей и подростков

Существуют различные методы лечения депрессии, в том числе лекарственными препаратами и психотерапией. Семейная терапия может оказаться полезной, если семейные конфликты являются причинами депрессии у подростка.

Подросток также должен ощущать поддержку со стороны семьи или учителей, чтобы решить проблемы в школе или со сверстниками. При тяжелой форме депрессии иногда требуется госпитализация в психиатрическое отделение.

Как не допустить депрессии у детей?

1) правильно организуйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться его постоянно; обратите особое внимание на то, как ваш ребенок проводит досуг (сколько времени проводит за компьютером, гуляет, смотрит телевизор, общается с друзьями и др.);

2) постарайтесь понять, в чем причина плохого настроения вашего ребенка (может быть это затяжной конфликт со значимыми людьми, нерешенная личная проблема, переутомление или хронический стресс). В такой ситуации необходимо уменьшить влияние основной травмирующей причины или попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив ее значимость;

3) физические нагрузки и свежий воздух, поднимая настроение, тоже помогут в борьбе с депрессией;

4) уделяйте время своему ребенку, рассказывайте ему забавные или поучительные истории из своей жизни, обсуждайте с ним семейные проблемы;

5) если все-таки ваш ребенок подвержен депрессии, несмотря на ваши старания, запишите его на групповую терапию к психологу, там ему будет проще отвлечься, научиться самопониманию и успешному взаимодействию с окружающими;

6) помните, что положительная эмоциональная среда способствует развитию у ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах, общему психологическому развитию;

7) будьте внимательны к своему ребенку, его проблемам, не отталкивайте его от себя, не прикрывайтесь отсутствием свободного времени.

Задать вопрос специалисту Вы можете на сайте КОКПБ им. академика В.М. Бехтерева: http://www.kokpb.com/

Источник: http://www.medkirov.ru/site/child-depression.html

Профилактика депрессивных состояний у детей и подростков Депрессия

Депрессии у детей и подростков причины коррекция профилактика

Профилактика депрессивных состояний у детей и подростков
Депрессия (депрессивное состояние) – это эмоциональное расстройство.

Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.

Причины депрессивных расстройств у детей и подростков.

Выделяют разные причины депрессии у детей и подростков:

-разлад и проблемы взаимоотношений в семье, а также неполные семьи, семьи, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, чрезмерная опека родителей – возможные причины депрессии у детей;

-школа в плане социального развития находится на втором месте по развитию депрессий: здесь ребенок учится общаться со сверстниками, выстраивать отношения, получает знания, учится соответствовать требованиям, поэтому в школьном микросоциуме он может стать успешным или нет, почувствовать себя умным или так себе, обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребенка или подростка;

-гормональные перестройки в подростковый период: изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств;

-внутриутробная патология;

-генетическая предрасположенность к депрессии (эндогенная депрессия): часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии, эта предрасположенность заложена в генах.
Симптомы депрессии в детском и подростковом возрасте.

Проявления депрессии могут быть общими:

-изменения внешнего облика в виде понурой и напряжённой позы, грустного выражения лица, беспокойного или потухшего взгляда;

-нарушение сна;

-нарушение аппетита;

-частые заболевания.

Но есть и характерные для определённого возрастного периода особенности.

В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребенка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними.

Это может проявляться как однообразным безрадостным настроением, медлительностью, вялостью, безучастностью, так и беспричинным беспокойством, капризностью, плаксивостью, негативизмом.

Но всё же, у детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.

Симптомы детской депрессии, свойственные дошкольному возрасту:

-различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют;

-нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться);

-веселый, общительный, подвижный ребенок становится плаксивым, медлительным, замкнутым;

-ласковый и доброжелательный – злым, ворчливым;

-любознательный и активный – безразличным, чрезмерно послушным;

-ответственный, послушный – безответственным, с протестным поведением;

-стремление к играм в одиночестве; хотя ранее была склонность к подвижным, шумным играм;

-отказ от любимых, новых игрушек;

-примитивный характер игры;

-расстройства сна, ночные страхи.
В младшем школьном возрасте депрессия у детей может проявляться следующими симптомами:

-нарушение внимания и связанные с этим затруднения в учебе;

-замкнутость, вялость;

-энурез;

-снижение прежних интересов, отказ отвечать на вопросы, бездеятельность;

-потеря интереса к играм, игнорирование игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания;

-разнообразные жалобы на свое здоровье, чрезмерная фиксация на своем физическом здоровье, со склонностью к преувеличению своего недомогания;

-недоверчивость, ощущение вины при любых жизненных неудачах.

Для подросткового периода более характерны следующие особенности:

-идеи малоценности, подросток может говорить про себя «я хуже всех в классе, я неспособный и т. п.», в высказываниях отрывками могут звучать суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?»;

-подросток становится вялым, бездеятельным, никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений, может жаловаться на скуку, на обвинения родных в лени реагирует раздражением;

-изменения в поведении (подросток становится угрюмым, часто конфликтует с родителями и учителями, грубит, кажется, что все «делает на зло»);

-изменения в эмоциональном состоянии (постоянное состояние раздражительности на окружающих, особенно близких людей; агрессия, направленная на близких, может смениться аутоагрессией и даже суицидальными попыткам);

-затруднения в обучении: у подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала, при попытках что-то выучить, быстро сделать, наступает утомление, ухудшается продуктивность, вследствие этого занятие забрасывается;

-жалобами на ухудшение состояния здоровья: имеющиеся проблемы со здоровьем, как правило, преувеличиваются, подростки охотно соглашаются на обследования, даже на неприятные процедуры, могут уклоняться от учебы из-за болезни, бездельничать, валяться в постели, становиться раздражительными, плаксивыми;

-ранее опрятный ребенок перестает следить за своим внешним видом.

Рекомендации по профилактике депрессий у детей и подростков:

При депрессии у ребенка существенно снижается его самооценка, могут возникать трудности в построении отношений с ровесниками, педагогами, снижаться успеваемость.

И именно родители, которые обладают богатым жизненным опытом, хорошо знают своего ребенка (подростка), должны помочь ему преодолеть возникшие трудности.

Они должны стать своеобразным «буфером» в отношениях между врачом и ребенком, школой и ребенком, ровесниками и ребенком.

В состоянии депрессии любой человек, сколько бы лет ему не было, чувствует себя никому не нужным, нелюбимым, глупым, самым худшим. Родители ненароком, одной лишь небрежно слетевшей с уст фразой, могут еще больше усугубить психическое состояние своего чада. А это не допустимо. Поэтому:

1)Безоговорочное принятие детей такими, какими они являются.

Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Именно родители должны поддерживать свое ребёнка, сколько бы лет ему не было, вселять в него уверенность, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих родителей.

2)Обнимайте ребенка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!

3)Равноценное отношение родителей к детям, если в семье их несколько, с целью предупреждения чувства ревности.

4)Обучение ребенка конструктивному общению со взрослыми и сверстниками.

5)Соблюдение единых подходов в воспитании ребенка, с развитием у него таких качеств как самостоятельность, уверенность в себе.

6)Участие взрослых в делах и интересах детей и подростков, организация совместной деятельности, совместные занятия с ребенком, несколько семейных дел, традиции – создают зону радости.

7)Создание необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности.

8)Предупреждение интеллектуальных и эмоциональных перегрузок: организация основного и дополнительного обучения детей с учетом состояния здоровья, интеллектуальных и творческих способностей.

9)Сохранение конфиденциальности (лучше, чтобы родители переговорили с учителями, предупредили о непростом периоде в жизни ребенка и попросили их быть максимально толерантными к нему, помогать, поддерживать, способствовать продуктивному взаимодействию с ровесниками; также необходимо предупредить педагогов о том, чтобы окружающие не узнали о болезни).

 В семейном кругу ваше чадо должно ощущать любовь, поддержку и защиту. И это будет наилучшей профилактикой депрессии для любого ребенка и подростка, которую могут предоставить ему самые близкие люди.

При подозрении на депрессию необходимо проконсультировать ребенка у специалистов: врача психиатра, психолога для уточнения состояния и получения дальнейших рекомендаций. Такие дети и подростки нуждаются в обязательном индивидуальном психолого-педагогическом подходе, учитывающем их состояние.

Статья подготовлена врачом- неврологом ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 2»

Поповой Еленой Гениевной

 

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: https://www.dogmon.org/profilaktika-depressivnih-sostoyanij-u-detej-i-podrostkov-depr.html

Депрессии у детей и подростков причины коррекция профилактика

Депрессии у детей и подростков причины коррекция профилактика

Признаки депрессии у подростков часто появляются во время пубертатного развития, то есть примерно в 12-15 лет. Не каждый взрослый может справиться с интенсивным ритмом жизни и с ежедневными стрессовыми ситуациями, не говоря уже о неокрепшей детской психике.

Стрессовых состояний у детей меньше, чем у взрослых, но их влияние сказывается на нервной системе. Периоды подростковых депрессий связаны с гормональными процессами и с познанием окружающего мира.

Основная причина возникновения депрессии у подростков − это стремительные гормональные изменения в организме в сочетании с неспособностью несформировавшейся психики адекватно реагировать на стрессы и критику.

Почему подростки подвержены депрессивным состояниям? Провоцирующими факторами являются:

  1. Замена детского представления мира на погружение во взрослую жизнь со всеми ее трудностями и недостатками.
  2. Юношеский максимализм (в подростковом возрасте любая незначительная проблема превращается в катастрофу глобальных масштабов, что связано с обострением эгоизма).
  3. Неблагоприятная ситуация в семье (в этом случае дети остро реагируют на сложные отношения между родителями, частые ссоры, развод, недостаточное материальное положение).
  4. Бич современности – интернет-зависимость (ребенок погружается в виртуальный мир, а реальный повергает его в состояние угнетения).
  5. Издевательства одноклассников, насмешки, одиночество, которые часто становятся причинами развития депрессии в школьном возрасте.
  6. Необходимость в переезде семьи в другой город или страну (подросток вынужден разорвать налаженные связи с друзьями, соседями, одноклассниками, а на новом месте строить новые круг общения).
  7. Подростки из группы риска, на которых оказывается сильное давление в семье (ребенок подвергается критике, связанной с учебой в школе или другими видами деятельности).

Иногда возникает депрессия и на фоне общего благополучия (чрезмерная опека в семье). В этом случае психика расслаблена и не способна противостоять даже минимальным стрессам.

Также существует фактор наследственности, который увеличивает вероятность развития подростковых проблем и отягощает их проявления. Следует помнить, что мрачное настроение у ребенка никогда не появляется без причины. И не стоит все списывать на сложный возраст. В корне каждой проблемы кроется причина, а справляться с этими проблемами следует всей семьей.

Как понять, что происходит с ребенком?

Следует знать, какие признаки появления депрессии у подростка имеются.

  1. снижение интереса к повседневным делам и даже к увлечениям;
  2. плохая успеваемость в школе, возможные прогулы;
  3. СДВ;
  4. бессонница;
  5. апатия, раздражительность, подавленность;
  6. нарушение или полное отсутствие аппетита;
  7. отстранение от общества (ангедония);
  8. плохая концентрация, трудности с принятием решений;
  9. немотивированные вспышки агрессии, возбуждение, плаксивость;
  10. суицидальные мысли и даже попытки уйти из жизни.

Также присутствуют и физические симптомы нарушения психического состояния (частые мигрени, мышечная слабость, кожные сыпи, зуд, нарушение стула, боли в желудке и сердце).

Существует определенная классификация депрессивных состояний. В зависимости от видов депрессии различается и симптоматика:

  1. Реактивная.
  2. Меланхолическая.
  3. Тревожная депрессия.
  4. Дистимия.
  5. Биполярное расстройство.

Наиболее часто встречается реактивный вид депрессии (в возрасте от 12 лет до 17). Развивается в результате развода родителей или смерти близких.

Меланхолическая депрессия характеризуется проявлениями угнетенного состояния, тоски. При этом отмечаются нарушение сна, заторможенность реакций, присутствуют мысли о суициде.

Если депрессивный подросток проявляет признаки беспокойства, паники, растерянности, страха смерти, то это указывает на тревожную депрессию.

Дистимией называется вялотекущая депрессия, которая имеет смазанную симптоматику и может длиться даже несколько лет. Вследствие заболевания возможны проблемы в социальной адаптации, поведение подростка сложно поддается медикаментозной коррекции.

Частое изменение поведения ребенка от депрессии к агрессии может указывать на биполярное расстройство, то есть на маниакально-депрессивный психоз.

Депрессивные состояния у ребенка ни в коем случае не стоит пускать на самотек. Упущенное время может привести к обострению, и депрессия у подростка будет сложнее поддаваться лечению.

Источник: https://fobii.org/depressiya/depressii-u-detey-i-podrostkov-prichiny-korrektsiya-profilaktika/

Депрессии, проявления и их последствия у детей и подростков

Депрессии у детей и подростков причины коррекция профилактика

Вы слышали о депрессиях у подростков?

А в детском возрасте? А у младенцев?

Депрессия может возникнуть в любом возрасте!

Депрессия не знает возрастных и половых, социальных границ, другое дело, что когда у ребёнка (а нередко и у взрослого) нет активного словаря для описания настроения, то и говорить об этом просто-напросто нечем. А раз молчит, то и проблем как бы и «нет».

Или такой ответ на вопрос о настроении: «Нормально»

И мы говорим о трудностях в осознавании и передаче (вербализации) своего душевного состояния, настроения.

Стоит ли удивляться, что неосознаваемые переживания проявляются на уровне организма или поведения?!

Не лишь по вербальному заявлению можно понять, что что-то не так. В частности, подавленное настроение влияет так, что ребёнок регрессирует к своему прежнему уровню развития – сосёт палец, прячется в укромных местечках… – вот так всё серьёзно.

Прежде подобные переживания у маленьких детей были известны под названием «Эффект госпитализма». Теперь депривационная депрессия. Этот регресс обратимый. Стоит восстановить необходимый уровень близости ребёнка и его матери (лица, обеспечивающего уход за ним), восстанавливается и психическое функционирование.

Распознать депрессию у детей, конечно, сложно и трудно.

Ещё и потому что в детском возрасте депрессия маскируется под самые разнообразные психосоматические расстройства, интеллектуальную заторможенность, что проявляется в снижении школьной успеваемости и мотивации, а так же в поведенческих проблемах разного рода (включая разрушительное поведение, пробы с наркотиками и суициды).

Вот так навскидку, кому придёт в голову заниматься лечением депрессии, когда у ребёнка заболевание или проблемы в успеваемости или в поведении до проявления агрессии вовне или вовнутрь? До первопричин редко когда доходят, обычно спустя годы развития в этом состоянии.

Вообще депрессии довольно распространённый вид аффективного расстройства (подавленное настроение), и нередко тягостно переживаемое.

В клинике выделяют депрессивный синдром в рамках некоего заболевания и депрессию, как составную часть заболевания биполярно-аффективного расстройства БАР (МДП). Расстройство настроения в сторону его снижения – депрессия, а в сторону его повышения – мания, потому и название прежних лет – МДП.

Расстройство может протекать в разной степени тяжести, выделяют три такие степени:

– субдепрессии,

– средней степени тяжести,

– депрессии тяжёлые.

Особенность переживания депрессии может различаться от человека к человеку, некто и средней степени тяжести депрессию, может переносить сравнительно легко, без особого напряжения – когда она у него с детства, и он другого состояния и не знает, он к ней привык.

Другой человек и субдепрессию переживает тягостно, особенно, когда она возникла только что и вызывает у него стремление поскорее избавиться от неё, поскольку она переживается им как нечто чуждое, не свойственное («эго-дистонный характер отношения к болезни»).

Триада депрессии. В случае эндогенной депрессии, к подавленному настроению добавляется ещё два элемента – интеллектуальная заторможенность и моторная. Ухудшение самочувствия. Что неизбежно влечёт снижение продуктивности.

И тогда о какой работе может идти речь?!

Дети резко «тупеют» и если это хорошо заметно именно у прежде успевающих учеников, то у середнячков вряд ли, они остаются в тени – от них никто и не ждёт высоких показателей.

Тягостнее всего депрессия переживается, когда происходит падение витального тонуса, что проявляется в колебаниях аппетита, расстройствах сна, снижении работоспособности, потенции, сопротивляемости организма, отказе от социальных стремлений. Эти проявления свойственны средней и тяжелой степени депрессии.

Депрессивный бред – это обобщение негативного самоотношения, переживании неполноценности, проявляющееся в самобичевании – всё то, что человек говорит о себе – «Я больной, никчемный, никому не нужный, плохой, бестолковый, я не могу работать…», говорит взрослый в состоянии депрессии.

Ребёнок же, в этом же состоянии склонен направлять вину вовне – на родителей, сверстников, учителей.., чтобы хоть как-то защитить самого себя. Ему ведь нет покоя ни днём (подавленность настроения, воли, активности физической и интеллектуальной), ни вечером (когда нарастает тревога), ни ночью (когда нарастает страх).

Юношеская астеническая несостоятельность – разновидность депрессий в юношеском возрасте – основной жалобой, заметным для человека признаком выступает снижение памяти – «Ничего не помню!»

Жалоб на настроение нет.

Психолог обследует и выявляется следующее – нарушения памяти нет.

Читает строку – понимает и запоминает, воспроизводит.

Читает абзац – не понимает и закономерно не воспроизводит. Тем более большие объёмы сложного нового текста.

Но есть нарушения ассоциативного процесса, нарушения высшего познавательного синтеза. Фоном идут разные негативные переживания, связанные с тревогой за свою состоятельность, перед стоящими задачами развития. Поскольку осознания нет, происходит соматизация тревоги. Часто повышенная температура, боли в голове, в желудке, рвота, ВСД, «медвежья болезнь»…

Психопатоподобные депрессии (депрессии с поведенческими нарушениями) начинаются в предподростковом возрасте и старше. Перестаёт учиться, не слушается, уходит из дому, курит, выпивает.., колотит, грубит, дерзит… – такие неприятные проявления. И что с ним делать?!

А как он(а) может учиться, развиваться, дружить, любить.., когда у него нет ресурсов на всё это?!

Пополнять их он идёт туда и к тем, где и кто его принимает таким, какой он есть в этом своём состоянии – ершистого, суетливого и не спрашивают о его отметках и поведении в школе, и кем он готовится быть при таких делах… И более того, посочувствуют ему и предложат седативное средство. Он так лечится. Как может и где может. Некому ему подсказать, что с такими состояниями надо бы к психологу, некому подсказать номер Телефона Доверия. Да и смысла в том никто не видит – раз связи непонятны, конечно…

И он попадает в братство, основанное на взаимопомощи и взаимоподдержке. Те, кто принимают в любом виде и поддерживают. На первых порах, пока обеспечивается вход и приверженность к группе. Затем требования нарастают и здесь. И уйти он уже не может, и оставаться не может.

И где выход?!

Психологический смысл суицида становится понятнее, если учесть предысторию развития личности, развития депрессивного расстройства.

Дидактогенная депрессия – вызванная длительным пребыванием в неблагоприятной ситуации в школе или дома, а нередко и дома и в школе (негативное отношение, конфликты, подавление личности, преследования в школе со стороны детей или учителя при попустительстве со стороны родителей, оставлении ребёнка без поддержки).

Это пример экзогенной депрессии, депрессии, вызванной давлением неблагоприятной ситуации.

Сменяется ситуация, снимается давление или разрешается противоречие, уходит и депрессия. Депрессии такого рода (экзогенные) могут быть тягостно переживаемыми, особенно когда ресурсов личности не хватает, но они легкие в том смысле, что они легко обратимы. Человек относительно без последствий (для организма) восстанавливает своё состояние.

Однако такие депрессии страшны своей дезадаптацией. Для ребёнка, подростка, юноши/девушки это крах в его социальной жизни.

Поскольку своих средств разрешения подобных проблем у него нет, в силу незначительности социального опыта, личностной незрелости, он остаётся в ситуации, из которой не находит иного выхода, как болезнь или суицид. Суицид может рассматриваться, как приемлемый исход в этом случае.

Целью суицида может быть разное:

– или прекращение чрезвычайно болезненного потока сознания – вспомним о «депрессивном бреде», о постоянной тревоге, страхе перед будущем, о страхе отвержения при стремлении быть принятым, о переживании одиночества, состояния непонятности, об актуальнейшей необходимости найти смысл, сформировать мировоззрение и трудностях сопутствующих этому – какой же силы напряжение переживаний мы получаем!

– или же, как способ привлечения внимания к своим проблемам, когда ещё есть на это надежда.

Оставление ребёнка без помощи в таком состоянии – преступление против него.

О проявлениях детских и подростковых депрессий, в том числе «дидактогенных» (педагогических) депрессий у школьников, их причинах и стратегии лечения и реабилитации рассказывает Нина Иовчук, детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, Главный редактор журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков», член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов.

или здесь – https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/01/09/71079-depressiya-u-detey-i-podrostkov 

Источник: https://www.b17.ru/article/depression_in_children/

Депрессия у подростков – симптомы, причины, лечение

Депрессии у детей и подростков причины коррекция профилактика

Признаки депрессии у подростков часто появляются во время пубертатного развития, то есть примерно в 12-15 лет. Не каждый взрослый может справиться с интенсивным ритмом жизни и с ежедневными стрессовыми ситуациями, не говоря уже о неокрепшей детской психике.

Стрессовых состояний у детей меньше, чем у взрослых, но их влияние сказывается на нервной системе. Периоды подростковых депрессий связаны с гормональными процессами и с познанием окружающего мира.

Причины подростковой депрессии

Основная причина возникновения депрессии у подростков − это стремительные гормональные изменения в организме в сочетании с неспособностью несформировавшейся психики адекватно реагировать на стрессы и критику.

Почему подростки подвержены депрессивным состояниям? Провоцирующими факторами являются:

  1. Замена детского представления мира на погружение во взрослую жизнь со всеми ее трудностями и недостатками.
  2. Юношеский максимализм (в подростковом возрасте любая незначительная проблема превращается в катастрофу глобальных масштабов, что связано с обострением эгоизма).
  3. Неблагоприятная ситуация в семье (в этом случае дети остро реагируют на сложные отношения между родителями, частые ссоры, развод, недостаточное материальное положение).
  4. Бич современности – интернет-зависимость (ребенок погружается в виртуальный мир, а реальный повергает его в состояние угнетения).
  5. Издевательства одноклассников, насмешки, одиночество, которые часто становятся причинами развития депрессии в школьном возрасте.
  6. Необходимость в переезде семьи в другой город или страну (подросток вынужден разорвать налаженные связи с друзьями, соседями, одноклассниками, а на новом месте строить новые круг общения).
  7. Подростки из группы риска, на которых оказывается сильное давление в семье (ребенок подвергается критике, связанной с учебой в школе или другими видами деятельности).

Иногда возникает депрессия и на фоне общего благополучия (чрезмерная опека в семье). В этом случае психика расслаблена и не способна противостоять даже минимальным стрессам.

Также существует фактор наследственности, который увеличивает вероятность развития подростковых проблем и отягощает их проявления. Следует помнить, что мрачное настроение у ребенка никогда не появляется без причины. И не стоит все списывать на сложный возраст. В корне каждой проблемы кроется причина, а справляться с этими проблемами следует всей семьей.

Виды и симптомы депрессии

Как понять, что происходит с ребенком?

Следует знать, какие признаки появления депрессии у подростка имеются.

Перечисляем:

  1. снижение интереса к повседневным делам и даже к увлечениям;
  2. плохая успеваемость в школе, возможные прогулы;
  3. СДВ;
  4. бессонница;
  5. апатия, раздражительность, подавленность;
  6. нарушение или полное отсутствие аппетита;
  7. отстранение от общества (ангедония);
  8. плохая концентрация, трудности с принятием решений;
  9. немотивированные вспышки агрессии, возбуждение, плаксивость;
  10. суицидальные мысли и даже попытки уйти из жизни.

Также присутствуют и физические симптомы нарушения психического состояния (частые мигрени, мышечная слабость, кожные сыпи, зуд, нарушение стула, боли в желудке и сердце).

Существует определенная классификация депрессивных состояний. В зависимости от видов депрессии различается и симптоматика:

  1. Реактивная.
  2. Меланхолическая.
  3. Тревожная депрессия.
  4. Дистимия.
  5. Биполярное расстройство.

Наиболее часто встречается реактивный вид депрессии (в возрасте от 12 лет до 17). Развивается в результате развода родителей или смерти близких.

Меланхолическая депрессия характеризуется проявлениями угнетенного состояния, тоски. При этом отмечаются нарушение сна, заторможенность реакций, присутствуют мысли о суициде.

Если депрессивный подросток проявляет признаки беспокойства, паники, растерянности, страха смерти, то это указывает на тревожную депрессию.

Дистимией называется вялотекущая депрессия, которая имеет смазанную симптоматику и может длиться даже несколько лет. Вследствие заболевания возможны проблемы в социальной адаптации, поведение подростка сложно поддается медикаментозной коррекции.

Частое изменение поведения ребенка от депрессии к агрессии может указывать на биполярное расстройство, то есть на маниакально-депрессивный психоз.

Лечение расстройства

Депрессивные состояния у ребенка ни в коем случае не стоит пускать на самотек. Упущенное время может привести к обострению, и депрессия у подростка будет сложнее поддаваться лечению.

Более легкая степень нарушения поведения корректируется при помощи психотерапии, а при хороших семейных отношениях с поставленной задачей справятся родители или близкие родственники.

Более тяжелые психологические отклонения с проявлениями суицидальных мыслей требуют комплексного лечения, которое включает курс медикаментозной терапии в сочетании с психотерапевтической коррекцией.

Психотерапевтическое лечение

Чтобы не допустить отягощения подростковой депрессии вплоть до биполярного расстройства или суицида, рекомендуется обратиться к специалисту при первых изменениях в поведении. С этой целью в школах в педагогический состав введена штатная единица – школьный психолог.

В его обязанности входят консультационные беседы с подростками, своевременное выявление признаков депрессий и элементы семейной психотерапии. Терапия у психолога помогает ребенку разобраться с собственными чувствами и с восприятием окружающего мира.

Помощь психолога не ограничивается беседами. В первую очередь назначаются некоторые обследования – анализы, неврологическое исследование, психологические тесты, осмотр у педиатра.

После уточнения характеристик педиатр и психолог совместно ставят диагноз и принимают общее решение, что назначить.

Психотерапевтическое лечение проводится как в индивидуальном порядке, так и в составе группы (групповая терапия).

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение депрессии у подростков назначается для облегчения симптомов и коррекции психологического состояния. В лекарственный курс входят такие виды препаратов:

  • витамины;
  • антидепрессанты;
  • иммунокорректоры;
  • стимуляторы;
  • гормональные препараты;
  • обезболивающие.

Назначение антидепрессантов часто пугает родственников, так как эти препараты действуют непосредственно на психику подростка. Медикаменты данной группы способствуют нормализации выработки дофамина, серотонина, норадреналина. Пониженный уровень содержания в организме таких гормонов как норадреналин, серотонин провоцируют депрессивные состояния.

Также антидепрессанты могут вызывать определенный вид привыкания, который развивается в результате нормализации психического состояния. Поэтому у подростка появляется мнение, что без медикаментов он не справится с ситуацией. Если доктор назначает пациенту антидепрессанты, он должен предупредить родителей и самого подростка о данном факторе.

Что могут сделать родители

Взаимоотношения в семье являются определяющими в формировании и становлении психики подростка. Что делать, если у ребенка резко меняется настроение, он стал хуже учиться, а в школе появились конфликты?

Помимо решения обратиться за помощью к специалисту, родители должны принимать активное участие в коррекции поведения подростка. Психологи дают родителям такие советы:

  • помогать ребенку с повышением самооценки путем развития умения принимать собственные решения;
  • разговаривать с подростком на темы, которые для него важны: интересоваться его увлечениями, повседневной жизнью;
  • ограничить критику, чрезмерную опеку;
  • постепенно, без напора и давления, выстраивать доверительные отношения;
  • конфликтные ситуации в семье должны быть сведены к минимуму;
  • при обсуждении той или иной проблемы предложить решение, основанное на собственном опыте.

Также родителям важно найти как можно больше точек соприкосновения с ребенком. Ведь подросток в течение дня находится в окружении одноклассников, друзей по двору, а с родителями видится только вечером. В такой ситуации окружение подростка не должно оттеснять семью. Но в то же время это не значит, что нужно ограничивать общение с друзьями.

Можно организовать совместный досуг – отдых на природе, занятия спортом. Рекомендуется привлечь ребенка к времяпрепровождению в различных секциях (шахматы, танцы, рисование). Такие виды арт-терапии признаны официальной медициной, помогают сформировать психику и скорректировать ее нарушения.

Профилактика депрессии у подростков

Подростковые депрессивные состояния встречаются довольно часто, поэтому профилактические мероприятия следует применять в воспитательном процессе практически каждого ребенка. Искренние и доброжелательные отношения в семье редко сочетаются с тяжелыми проявлениями депрессии у подростка.

Родителям следует внимательно отслеживать настроение ребенка. При резких перепадах может потребоваться помощь психолога.

В этом случае также не стоит ребенка отправлять на лечение к врачу принудительно и при этом заставлять пить таблетки горстями.

Во время терапии подросток должен чувствовать поддержку близких людей, поэтому для всей семьи будет лучше воспользоваться услугами семейного психолога, чтобы пройти терапию совместно.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/depressiya-u-podrostkov.html

ВашДоктор
Добавить комментарий